Финансы
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

ФАС проверила на Сбербанке средство от рекламы

Декабрь 2005

Финансы - ФАС проверила на Сбербанке средство от рекламы

Вчера апелляционный суд признал законным постановление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), оштрафовавшей Сбербанк за недобросовестную рекламу потребкредитов. В самом банке убеждены, что ФАС оценивала рекламу по чисто субъективным критериям. А поскольку в законе нет четких требований к рекламе, найти нарушения можно будет в любом банке, рекламирующем свои розничные продукты, пишет "КоммерсантЪ".

Вчера девятый арбитражный апелляционный суд постановил, что ФАС законно оштрафовала Сбербанк на 40 тыс. рублей за недобросовестную рекламу потребкредитов, опубликованную в октябре прошлого года в газете "Новгород" (г. Великий Новгород). По мнению ФАС, эта реклама вводила потребителя в заблуждение. Она умалчивала, в частности, о дополнительных платежах за ведение ссудного счета, а также не уточняла, что кредит "Доверительный" предназначен только для заемщиков с положительной кредитной историей. 14 сентября ФАС признала Сбербанк виновным (см. Ъ от 15 сентября). Сбербанк обжаловал постановление ФАС, но 13 октября проиграл дело в Арбитражном суде Москвы. Отменить это решение апелляционная инстанция вчера отказалась, и теперь оно вступает в силу.

Это решение стало первым по спорам о банковской рекламе. Позиция, занятая судом, позволит ФАС привлекать к ответственности за нарушение закона "О рекламе" и другие банки, рекламу которых ФАС сочтет недобросовестной. "Сбербанк был выбран антимонопольной службой как лидирующий банк, но подобные претензии могут быть предъявлены практически ко всем банкам, занимающимся потребкредитованием",– полагает предправления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. С тем, что в нынешней ситуации таких дел может быть достаточно много, согласен и первый зампредправления банка "Союз" Артем Королев. "До тех пор пока в законе или ином нормативном документе не будет полного перечня условий, которые банк обязан раскрывать в своей рекламе, заметную роль будет играть субъективизм,– пояснил он.– Истину в каждом конкретном случае сможет установить только суд".

В суде представители Сбербанка пытались доказать, что ФАС оценивала рекламу по чисто субъективным критериям. Они подчеркивали, что плата за ведение ссудного счета является "мизерной" (точный размер, правда, указать затруднились), она указывается в договоре с клиентом, а главное, со стороны клиентов никаких жалоб не было. Если же следовать логике ФАС, то, по мнению представителей Сбербанка, в рекламе кредита надо указывать еще и неустойку за просрочку его возврата, а также многие другие условия. Представители ФАС в ответ пояснили, что критерием оценки для них служит восприятие информации потребителем.

Решение суда вызвало серьезные возражения у многих банкиров. "С точки зрения здравого смысла публиковать все условия кредита в рекламном модуле – это полный абсурд,– уверен зампредправления банка "Авангард" Валерий Торхов.– Очевидно, что требования ФАС абсурдны, а решение суда несправедливо". "Указать в рамках одного рекламного выражения все условия просто невозможно, тем более что издержки на публикацию рекламы очень существенны,– полагает старший вице-президент МДМ-банка Илья Разбаш.– Если человек захочет взять кредит, то он может ознакомиться со всеми его условиями непосредственно в банке. Получение кредита – это ведь не спонтанная покупка батона колбасы".

Эту позицию не разделяет Дмитрий Янин. "Если рекламируемый кредит не является доступным для всех, то это очень существенно, поэтому оговорка о необходимости иметь кредитную историю должна присутствовать в рекламе,– считает он.– Не менее важна процентная ставка по кредиту с учетом дополнительных платежей. В идеале все платежи должны включаться в итоговую процентную ставку".

В ФАС между тем ждут, когда ЦБ, проверяющий сейчас банки, соберет больше информации о нарушениях ими закона "О рекламе". Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров полагает, что такая информация появится уже к Новому году. И после этого можно ожидать активизации борьбы антимонопольщиков с банками. Предвидя это, ряд розничных банков уже изменили рекламную политику. "В своей рекламе вкладов мы в связи с требованиями ФАС начали публиковать полные тексты договоров,– сообщил Ъ вице-президент банка 'Глобэкс' Эмиль Алиев.– Общий вид рекламного модуля от этого не пострадал". Начальник управления розничных продуктов и услуг Международного московского банка Алексей Аксенов предлагает более щадящий вариант. По его мнению, в рекламе достаточно указывать ставку по кредиту и размер всех дополнительных платежей. /Ольга Плешанова, Елена Ковалева/

7862
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
0.93