Финансы
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Сберегательным может быть не только Сбербанк

Июнь 2012

Финансы - Сберегательным может быть не только Сбербанк

Суд запретил банку преследовать кредитные организации, использующие слово "сберегательный" и его производные.

Сбербанку не удалось отстоять свои эксклюзивные права на слово «сберегательный» и производные от него, используемые в наименованиях компаний. На днях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа вынес решение, разрешающее кооперативу «Первая сберегательная касса. Вклады и займы» сохранить свое текущее название.

В крупнейшем банке России в прошлом году пришли к выводу, что фирменные наименования Сбербанка России и хакасского кредитного потребительского кооператива «Первая сберегательная касса» (ПСК) схожи до степени смешения. В банке также заявляли о воровстве логотипа - стилизованного изображения денежной копилки в вице цифры «1» с падающими внутрь монетами. В суд Сбербанк пошел с документами на товарные знаки «Сбербанк России», «Сбер», доказывая, что ПСК - его конкурент и выдает потребительские кредиты и денежные ссуды под залог недвижимого имущества.

Арбитражный суд Хакасии согласился со Сбербанком, отметив, что реклама кооператива - некоммерческой организации - может быть воспринята его потенциальными клиентами как реклама банковских услуг. Судья также принял доводы о том, что словосочетание «сберегательная касса» является устойчивым (зафиксировано в словарях), а с середины XX века ассоциируется в сознании потребителя с деятельностью Сбербанка России. В итоге ПСК запретили использовать фирменное наименование и логотип «в любом написании, изображении и произношении». Однако требуемую компенсацию от ПСК в размере 5 млн рублей Сбербанк не получил - судья снизил сумму до 100 тыс. рублей.

Однако апелляционная и кассационные инстанции заняли иную позицию. Так, апелляционный суд признал, что наименование кредитного кооператива не является средством индивидуализации, ввиду того что сам кооператив не является коммерческой организацией. Сбербанк это не удовлетворило, и спор продолжился в кассации. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в свою очередь, согласился с постановлением апелляции. Он сослался на решения пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов, по которым право на фирменное наименование возникает только у коммерческих организаций, а ответчик таковой не является.

«Спорное обозначение КПК «Первая сберегательная касса. Вклады и займы» как наименование некоммерческой организации не является средством индивидуализации в смысле положений части 4-й Гражданского кодекса Российской Федерации», - решила кассация. Также ФАС ВСО отметил, отказывая Сбербанку, что «в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в настоящее время истец обладает правом на какое-либо средство индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или коммерческое обозначение), которое бы включало в свой состав спорное обозначение «сберегательная касса».

Встав на «позицию рядового потребителя» (метод описан в письме Президиума ВАС от 13.12.2007 года № 122), суд также отметил, что сочетания «Сбербанк России» и «Сбер» не сходны до степени смешения с названием ПСК. Действительно, как выяснили «Известия», у Сбербанка нет никаких товарных знаков на слово «сберегательный». В 2007 году банк получил разве что право выпускать газету под названием «Сбережения», а в конце 2011 года - права на слова «Сбердепозит», «Сбервклад», «Сберкредит».

Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что банку Германа Грефа не удалось сформировать практику, запрещающую компаниям использовать в своем наименовании слово «сберегательный». Теперь тем же Сберкредбанку, Индустриальному сберегательному банку и другим компаниям не нужно убирать с вывесок, а также из рекламы слово «сбер». Шансы Сбербанка в Высшем арбитражном суде, если он туда обратится, минимальны, уверена адвокат Нина Еремина.

- На мой взгляд, претензии Сбербанка как минимум необоснованны. «Сбербанк» является зарегистрированным товарным знаком, никто с этим не спорит. Но наименование госбанка и название «Первая сберегательная касса» - это разные вещи. Говорить о том, что здесь налицо смешение, достаточно странно, - говорит Еремина. - Сбербанк пошел по очень формальному пути. «Первая сберегательная касса» не для того использует свое название, чтобы получить прибыль и нагреть руки на слове «сбер». Сбербанк знают все, «Первую сберегательную кассу» не знает никто. Со стороны Сбербанка это суд ради суда.

- Cлово «сберегательный» является общеупотребимым в финансовой сфере, запретить его использование другими банками и компаниями несправедливо и глупо, - считает управляющий партнер BrandLab Александр Еременко. - Само по себе слово «сберегательный» не является самостоятельным товарным знаком. Оно не отождествляется только со Сбербанком. Поэтому всё закончится тем, что «Сбер» проиграет борьбу с оппонентами, использующими слово «сберегательный» в своем названии.

Елена Полеонова, партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» резюмирует, что кассация указала на отсутствие в материалах дела доказательств того, что в настоящее время истец обладает правом на какое-либо средство индивидуализации - фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, которое бы включало в свой состав спорное обозначение «сберегательная касса».

- На мой взгляд, без таких доказательств шансов на защиту своей позиции у Сбербанка немного, - добавила она. /izvestia.ru/

5652
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
6.23