Опросы и исследования
Новости рекламы

Маркетинг ударил по провайдерам

Февраль 2006

Опросы и исследования - Маркетинг ударил по провайдерам

В 2005 году мобильный контент принес продавцам и производителям $340 млн — почти вдвое меньше $600 млн, ранее фигурировавших в прогнозах экспертов. Провайдеры не смогли грамотно выстроить маркетинговые модели, считают аналитики.

На рынке наблюдается стагнация, констатируют аналитики J’son & Partners. С 2001 по 2004 годы рынок сотового контента в среднем рос на 160% в год. Таких же темпов аналитики ожидали от провайдеров и в 2005 году, но в первом квартале объем рынка сократился на треть и начал снова расти только во втором полугодии. В итоге в минувшем году рынок прибавил только 20%, достигнув объема $340 млн вместо прогнозируемых $600 млн. "Провайдерам не хватило креатива",— утверждает аналитик J’son & Partners Полина Масленникова, подразумевая неэффективные рекламные кампании.

К примеру, за девять месяцев 2005 года продавцы мобильного контента потратили $74 млн на рекламу, и в результате многие "вышли в ноль" по чистой прибыли.

"Неудача постигла прежде всего компании, сделавшие ставку на ТВ-рекламу в качестве основного средства продвижения своих услуг. Само предложение при этом было однотипным. Жесткая конкуренция привела к драматическому падению маржи вплоть до нуля",— так охарактеризовал ситуацию директор по маркетингу SMS Media Solutions Дмитрий Павлюченков.

Также эксперты связывают стагнацию рынка с низким качеством контента: заказанные мелодии не приходят, картинки не подходят под размер экрана, а игры несовместимы с типом телефона. "Все, кто хотел попробовать допуслуги в действии, сделали это. И из-за низкого качества контента постоянных потребителей осталось очень мало",— констатирует эксперт информационно-аналитического агентства "Сотовик" Сергей Аверин. С ним согласны игроки рынка. Генеральный директор Next Media Group Тимофей Бокарев утверждает, что в нынешней ситуации виноваты сами контент-провайдеры, распугавшие пользователей низким качеством. Так, по его данным, в среднем до потребителя доходит только половина запрошенного контента. "Рынок допуслуг можно сравнить с нефтяной скважиной,— считает Бокарев.— Можно выкачать всю нефть сразу, но тогда начнет проваливатьсяземля и не останется ресурсов на будущее. Так и российский рынок контента в прошлом году выкачали весь".

По его словам, в погоне за прибыльностью провайдеры не гнушались обманом потребителей. Президент "Евросети" Элдар Разроев использует более крепкие выражения. "То положение, в котором находится рынок контента в России, иначе как маргинальным не назовешь",— говорит он.

Стагнация рынка мобильного контента негативно отразилась и на операционных показателях сотовых операторов.

"Возьмем, к примеру, МТС. В первом квартале 2005 года доля неголосовых услуг в доходе составляла 13%, но уже во втором снизилась до 11%. Такой же осталась и в третьей четверти»,— констатирует Сергей Аверин. ВМТС парируют: доходы от неголосовых услуг не снизились — просто люди стали больше разговаривать. "Данные аналитиков расходятся с нашими оценками: объем рынка существенно больше",— сообщил "Бизнесу" источник в МТС. Как утверждают в компании, рынок мобильного контента продолжает расти, практически не сбавляя темпов, стагнация наблюдается только в секторах мелодий и картинок, а Java-игры, новостные сервисы и другие услуги находятся на низком старте. Тем не менее оператор меняет модель работы с провайдерами дополнительных услуг: теперь поставщиков некачественного контента он будет просто отключать — закрывать им доступ к своим абонентам.

После резкого снижения темпов роста в 2005 году аналитики разошлись в оценках перспектив рынка мобильного контента в следующем году.

"На опыте прошлого года провайдеры научились многому,— уверяет Полина Масленникова.— 2006 год, по нашим прогнозам, принесет им больше $500 млн". Иного мнения придерживается старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова. Она считает, что $500 млн — самый оптимистичный прогноз. По ее данным, и в 2005 году объем рынка едва дотянулся до $300 млн, да и то эта цифра учитывала объем WAP-трафика, который нигде в мире не включают в отчеты провайдеров.

Сами провайдеры, понятно, настроены более оптимистично. "Перспектива у рынка есть, и она за хорошим маркетингом,— считает Тимофей Бокарев.— Важно вернуть утраченное доверие потребителей". По его мнению, наибольший рост можно ожидать в секторе b2b-решений(мобильный маркетинг и банкинг), а также в сфере инновационных видеотонов и ringback melodies. Провайдеры нашли и вполне тривиальный способ повысить рентабельность — поднять цены. "Еще год назад основные сервисы стоили около 1 у. е., а сейчас, например, в формате так называемой подписки мелодии продают уже за 3,5 у. е.",— говорит Бокарев. /Александра Крекнина, "Бизнес"/

просмотров 6396
Читайте в рубрике "Опросы и исследования"
Август 2019 - Опросы и исследованияИюль 2019 - Опросы и исследованияИюнь 2019 - Опросы и исследованияМай 2019 - Опросы и исследованияАпрель 2019 - Опросы и исследованияМарт 2019 - Опросы и исследования
Реклама на сайте:
Реклама на сайте:
0.19