Телевидение стало еще более развлекательным и аполитичным
Июнь 2005
Подводя итоги завершающегося телевизионного сезона, можно констатировать: в целом российское телевидение стало еще более развлекательным и аполитичным. Благо тон задают государственные каналы, коих в этом сезоне стало еще больше, сообщает Независимая Газета.
По данным медиаизмерительной компании TNS/Gallup media, окончательно определились два лидера, яростно соперничающих между собой, – Первый канал и «Россия». Оба канала в минувшем сезоне делали ставку прежде всего на новое отечественное кино и сериалы, которые по-прежнему остаются у зрительской аудитории по России самым востребованным телевизионным продуктом. В итоге проекты этих двух каналов занимают верхние строчки рейтингов (что легко объяснимо, учитывая территориальный охват вещания сигнала), однако в результате жесткой конкурентной борьбы и взаимного контрпрограммирования во многих случаях победа доставалась «России». В том числе и благодаря более творческому подходу и склонности к экспериментам.
В частности, показанный не в конце сезона, непосредственно к 60-летию Победы, а в начале, осенью прошлого года, 11-серийный фильм «Штрафбат» стал одним из самых заметных событий телевизионного сезона, собрав долю аудитории в почти 50% (на «России» таких высоких показателей еще не было), причем редкий случай – в течение трех недель его смотрели как российские, так и московские зрители. Женскую аудиторию на «России» до сих пор удерживают слезоточивые сериалы «Исцеление любовью» и «Кармелита» (в среднем 47%). С другой стороны, на втором государственном канале сделали ставку на развлекательное телевидение, добавив к всевозможным «аншлагам», «Юрмалинам» и им подобным программам, Евгения Петросяна с его «Кривым зеркалом», которое стало самой смотрибельной передачей сезона.
Видимо, по этой причине на канале не нашлось места блестящему репортеру и документалисту Елене Масюк, которая уволилась с «России», объяснив свой уход тем, что ее фильмы руководство даже не ставило в сетку вещания.
Телесобытием же на Первом канале стал, пожалуй, лишь снятый Владимиром Хотиненко сериал «Гибель империи» о работе российской контрразведки в годы Первой мировой и Гражданской войн, который, однако, в силу явной симпатии к «господам офицерам» не привлек столь широкого зрителя по России, как всенародный «Штрафбат». В отличие от более продвинутой московской аудитории.
Приоритеты канала сказываются и на информационно-аналитическом вещании, где одна из самых лучших аналитических программ на отечественном телевидении – «Времена» Владимира Познера, – имеющая немалые рейтинги, в свое время передвинутая с десяти часов вечера на шесть и подсокращенная до 52 минут, по-прежнему выходит не в прайм-тайм. Учитывая, что – для сравнения – сугубо развлекательным «Пяти вечерам» выделено лучшее время и больший хронометраж, этот шаг руководства Первого канала показывает, что для него Познер до сих пор является некоей белой вороной на сугубо музыкально-развлекательном «народном» телевидении. Которое, правда, в нужное время, когда поступает госзаказ, как это случилось во время президентских выборов на Украине, активно включается в политический процесс, выступая на стороне одного из кандидатов, в роли информационной «дубинки», на острие которой всегда оказывается ведущий программы «Однако» Михаил Леонтьев. Но в мирное время там царят «Фабрика звезд», «Последний герой» и т.п.
Что же касается единственного негосударственного федерального канала – НТВ, в прежние времена на равных участвующего в борьбе за аудиторию российских зрителей, то за прошедший сезон он окончательно отстал от лидеров «забега», борясь за третье место с каналом СТС, который, представляя собой развлекательное ТВ в чистом виде, выгодно отличается от конкурента стройностью концепции.
Это произошло потому, что после ухода с канала Леонида Парфенова и закрытия программ «Тушите свет» и «Глас народа», НТВ во многом потерял своего прежнего, «энтэвэшного» зрителя, в большей степени ориентированного на информационно-политический формат четвертой «кнопки». Выходящие же в записи ток-шоу «К барьеру!» и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» выглядят скорее развлекательными, нежели информационными программами и производят впечатление имитации общественно-аналитических программ. Передача Глеба Пьяных «Максимум», анонсировавшаяся как некий аналог «Совершенно секретно», скорее напоминает его же бывшую программу на втором канале «Вести-плюс» – много шоу из ничего. Попытки же вернуть прежнего зрителя проектами типа новогодней «Первой ночи с Олегом Меньшиковым», пока не обернулись успехом. Видимо, аудитории, прежде всего столичной, привыкшей к некоей оппозиционности НТВ, сейчас не хватает откровенного обмена мнениями в прямом эфире – то есть формата «Свободы слова». Во всяком случае, у четвертого канала в потенциале есть ниша – и довольно большая – для прироста телезрителей. Правда, не уверен, что у кураторов отечественного телевидения хватит на это политической мудрости.
Появление еще одного игрока на медийном поле – канала Министерства обороны – давно ожидалось. Благо его создание велось усиленными темпами, чтобы выполнить распоряжение Верховного главнокомандующего, повелевшего создать канал «Звезда» к 23 февраля сего года. Однако сей проект, заявленный вначале как военно-патриотический, а затем государственно-патриотический канал, помимо своего номинального присутствия в телеэфире отдельных зрителей (пока он ловится только в некоторых районах Москвы и Московской области), оставляет чувство легкого недоумения. Поскольку самым ярким телевизионным продуктом на нем является многократное повторение торжественной церемонии своего официального открытия 22 апреля 2005 года (зачем же было тогда торопиться к 23 февраля?), которую немногочисленные телезрители вынуждены смотреть чуть ли не в двадцатый раз.
Другим новым проектом сезона стало перепрофилирование некогда сугубо московского канала М1, отличительными особенностями коего были ночные эротические программы не самого высокого уровня и старые советские фильмы, в целомудренно гламурный канал для домохозяек – «Домашний», где телезрительниц с экрана учат, как завязывать галстуки мужьям, ремонтировать квартиру, шить и жить. От прежних хозяев оставлены только старые советские фильмы – как зрелище, убаюкивающее глаз, а стало быть, подпадающее под определение «домашнего телевидения».
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Апрель 2024 - Новости Видео РекламыМарт 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как надо готовиться к дачному сезону? (292)
- Что мы считаем классикой вкуса? (677)
- Как начинающему бренду с нулевым знанием заявить о себе на рынке? (350)
- Как Dove борется за естественную красоту? (589)
- Как получать удовольствие от поездки на новом автомобиле? (571)
- Как Burger King отметил 70-летие своих бургеров? (651)
Февраль 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как укротить новый Subaru? (659)
- Как Levi's отметил десятилетие кампании Live in Levi's? (581)
- Как не дать родственникам залезть в ваш телефон? (687)
- Что подскажет сердце? (766)
- Почему люди работают во «Вкусно - и точка»? (727)
- Сколько одежды нужно человеку? (717)
- Что общего между покупкой товаров на Wildberries и походом на футбол? (1402)
- Как Ким Кардашьян проверяет нижнее бельё Skims? (657)
- Что творится в Yappy? (820)
- Как найти банк для настоящего? (785)
- Где твой дом? (758)
- Какие цитаты легли в основу новой рекламной кампании Diet Coke? (780)
- Как компания Gap борется с ностальгией по 90-м? (776)
Январь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Какой автомобиль Nissan - настоящий внедорожник? (762)
- Что поможет запечатлеть выдающееся событие? (750)
- Зачем McDonald’s начал вешать людей? (720)
- Как отметить свое 25-летие? (921)
- Кто стал героем новой рекламной кампании МТС? (1231)
- Какой сериал снимает ВТБ? (1075)
- Как заставить человека купить очки? (885)
- Как McDonald's улучшает вкус своих бургеров? (886)
- Как настроить гарнитуру Vision Pro? (892)
Декабрь 2023 - Новости Видео Рекламы
- К чему приводит любовь к кетчупу? (854)
- Как «хороших людей» превратить в сотрудников? (986)
- Как M&M's подготовилась к финалу Суперкубка? (1012)
- Для чего нужен IPhone 15? (1167)
- Когда чипсы не только вкусны, но и полезны? (875)
- Зачем ChatGPT автовладельцам? (1095)
- Как L'Oreal Paris поздравил женщин с Новым Годом? (922)
- Какие подарки предлагает коллаборация Yota и «Вкусно - и точка»? (1014)
- Как Apple позиционирует очки смешанной реальности Vision Pro? (917)
Ноябрь 2023 - Новости Видео Рекламы
- Какая реклама встретит нас в Новом Году? (1223)
- Как «Национальная Лотерея» переработала сюжет «Иронии судьбы»? (1442)
- Как «Сбер» может помочь Деду Морозу? (1314)
- Как устроить Новый год «как в детстве»? (1380)
- Какой календарь ввели во «Вкусно - и точка!»? (1034)
- Как получить подарок от МТС? (1156)
- Какой рождественский видеоролик придумали в Apple? (1160)
- Как в рекламе показать новостройку в деталях? (580)
- Каким увидят обновленный «Перекресток» покупатели? (1096)
- Как звучат российские заводы? (1230)
- Как очутиться в Испании? (1161)
- Сколько Санта-Клаусов нужно миру? (1221)
- Как работает карта клуба «Перекресток»? (1509)