Новости Видео Рекламы
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Телелидеры недели

Апрель 2008

Новости Видео Рекламы - Телелидеры недели

Уже больше месяца в прайм-тайм на "Первом канале" идет сериал "И все-таки я люблю...". В нем 24 (!) серии, из которых 4 последние закончатся на этой неделе. Начиная с 25 февраля из недели в неделю этот сериал - бессменный лидер всех рейтингов.

Каждый будний вечер с понедельника по четверг эту психодраму смотрело максимальное количество телезрителей. Процент доли аудитории сериала "И все-таки я люблю..." заходил далеко за 30%, а в отдельных случаях по стране перешагнул отметку за 40%, что сегодня для любого телевизионного проекта, в том числе и сериального, показатель максимальный, если не сказать чрезвычайный. Более того, "И все-таки я люблю...", казалось бы, обычная, а в чем-то даже очень примитивная по рецепту изготовления мелодрама, обладает какой-то удивительной магией притяжения. Как выясняется, этот сериал втянул в себя словно в омут даже тех, кто не только не смотрит сериалы, но и вообще смотрит телевизор крайне редко. Цифры рейтингов особенно первых трех недель фиксировали именно эту данность: с каждым вечером аудитория сериала росла как на дрожжах, и в ряды зрителей "И все-таки я люблю..." вливались все новые и новые фанаты. И явно не только с других каналов. Сюда приходила иная аудитория, которая появлялась по ходу просмотра, та, что, похоже, не проводит каждый вечер у телеэкрана. Рейтинг сериала рос с 10% до 15%, а доля, как в Москве, так и по стране в целом, от 30% в среднем до 35%.

А вот объяснить, что такого необычного в этом сериале, наверное, не так просто даже тем, кто его показывает (вряд ли уж "Первый канал" рассчитывал на такой феноменальный успех от, казалось бы, увлекательной, но все-таки типовой мелодрамы), и уж тем более тем, кто на него подсел почти намертво. Судя по рейтинговой динамике, чем драматичнее развивалась судьба героев, чем мрачнее были краски сюжетных коллизий, тем выше показатели. Видимо, ментальность наших зрителей такова, что им гораздо привычнее погрузиться в сериальный сюжет, как метко сказала одна моя подруга, где "мрут героини одна за одной", чем когда в судьбах героев меньше невзгод, а главное, нет тюрем, неизлечимых болезней и смертей. "И все-таки я люблю..." очень забавно соединил в себе факторы, характеризующие зрительскую психологию с показателями рейтинга. Такое бывает нечасто. Сюжетная линия сериала развивается на протяжении 20 лет: с 70-х по 90-е. Лишний довод, что рецепт саги всегда в цене. Молодая провинциалка Вера (ее ярко сыграла актриса Татьяна Арнтгольц) приезжает в Москву за счастьем. Девушка из рабочего общежития знакомится с юношей по имени Вадим. Он - будущий дипломат, сам из номенклатурной советской семьи, живущей в знаменитой высотке на Котельнической. Как ни парадоксально, но молодая пара играет счастливую свадьбу. На протяжении этого недолгого семейного счастья рейтинги сериала были на традиционном рубеже зрительской популярности - доли около 30%. И все объяснимо: пока сюжет достаточно стандартный - провинциалка влюбилась, вышла замуж... Зрителю в общем понятно: свекровь, злая и хитрая (блестящая работа Веры Алентовой), мечтающая развести сына, свекор-генерал, мудрый и понимающий (Михаил Жигалов), домработница (Раиса Рязанова), добрая и сочувствующая. Ну и козни там всякие, для сериалов типовые, как правило, закрученные на псведоизмене и ревности. А вот дальше все пошло совсем не так, как бы могло развиваться в среднестатистическом латиноамериканском сериале. Для начала беременную героиню выгнала из дома свекровь, воспользовавшись отсутствием сына и, соответственно, молодого мужа, который находился на работе в Париже. Коллизия предсказуемо не поражает зрителей - рейтинг пока резко не растет. Но дальше - больше. Роды в случайной машине, желание отказаться от дочери, развод с любимым Вадимом, жизнь в нужде, в жутком бараке (очень узнаваемом и для середины 80-х, и для времени нынешнего - в российской провинции и сейчас в таких живут тысячи людей) вместе с дочкой, чудной и невероятно трогательной девочкой. И тут рейтинги начинают стремительно расти. С высоких, но стандартных для качественного мелодраматического сериала рейтинговых позиций доля шагнула далеко за 30%.

Потом сюжетная коллизия становится все мрачнее: героиня встречает новую любовь, и жизнь постепенно вроде бы становится более налаженной. Но на поверку возлюбленный Петя оказывается вором и спекулянтом, подставляет Веру, и она, сбывая его товар, попадает в руки милиции, а оттуда, конечно, в тюрьму. На долгий срок. Маленькую Риту отправляют к бабушке, а та, чувствуя свою вину перед Верой и внучкой, привязывается к девочке всей душой. Тем более что с новой семьей сына и его дочерью отношения не складываются. Опуская ряд не менее драматичных перипетий, перескакивая несколько серий и лет, история сериала выходит на пик, когда героиня Веры Алентовой, чувствуя возможный уход из жизни, вынуждена поехать в барак, где живет вышедшая из тюрьмы бывшая невестка. Надо ли говорить, что Вера, разумеется, подхватившая на зоне туберкулез (!), к тому времени окончательно опустилась, спилась и живет не пойми с кем... Бывшая свекровь хочет сделать святое дело, чтобы мать дала согласие на выписку Риты из барака, чтобы бабушка имела возможность оставить ей в наследство роскошную семейную квартиру на Котельнической... И вот тут разыгрывается сцена во всей сериальной красе. Героиня Алентовой, вымаливая подпись под заявлением, соглашается пить водку, встает на колени, ползает по барачной комнате под истеричные крики бывшей невестки в исполнении Арнтгольц про загубленную и сломанную жизнь и в итоге получает в лицо клочки разорванного заявления, обрекающие Риту на дальнейшие мытарства не меньше маминых... Как апофеоз сериальной драматургии - благородная бабушка, убитая горем, выходит из барака на темную улицу на окраине Москвы, и... ее сбивает машина. Насмерть. Конец очередной серии. Зрителей с этими переживаниями и каплями валокордина в стаканах отправляют передохнуть на три выходных дня. До следующей серии.

После таких душераздирающих сериальных мизансцен с ползанием по бараку респектабельной актрисы Веры Алентовой была твердая уверенность, что российские телезрители на этой серии замерли у телеэкрана, проникаясь не только глубиной игры, но и ужасом всей этой сцены, рисуя в своем воображении дальнейшие психологические и социальные последствия для героев да и самих себя. Конечно, а как же дальше можно продолжать смотреть это со спокойным сердцем, если в сюжете такая безысходка... Так и вышло. Зрителей у этой серии оказалось почти полстраны. Доля была максимальной за весь сериал - 41,6% с рейтингом 17,6%. У предыдущей серии доля была около 40%, чуть раньше 36-39%. Это при том, что шла третья неделя показа сериала "И все-таки я люблю...", а впереди до финала оставалось еще две. Получается, что именно конкретная коллизия, жестокая и наполненная такими знакомыми реалиями для всех, кто жил, работал и растил детей в 70-е и 80-е (а тем более раньше), а теперь уже для их детей и даже внуков, стала таким объединяющим фактором. То есть связь поколений отечественных телезрителей остается почти неизменной. Нас все еще гораздо сильнее объединяют не новые семейные ценности и зарождающееся благополучие, а воспоминание и погружение в трудности и тяготы повседневной "барачной" жизни.

Но дальше такого успеха сериал "И все-таки я люблю..." уже не повторил. Конечно, минувшая неделя тоже была не менее захватывающей для зрителей, и доли по стране были на уровне 38-40%. Но и рейтинг, и доля уже все равно не побили рекорд недельной давности. А все потому, что сценарная коллизия приближалась к современному периоду времени. История про девочку Риту, которая выросла и тоже не от хорошей жизни стала хозяйкой борделя, вряд ли может поразить воображение массового зрителя и собрать долю под 40%. Таких сюжетных ходов навалом и в нынешних сериалах. Это уже реалии 1990-х и 2000-х, и они в мелодрамах гораздо меньше привлекают зрителей, чем десятилетия минувшие. Исключение - разве что первые три части мелодрамы "Всегда говори "всегда"", которую показывал канал "Россия". Там тоже доли были под 40%.

Скорее всего, последняя неделя "И все-таки я люблю..." по показателям вернется на стартовый уровень в 30-32% доли. Разве что заключительная серия будет выше, поскольку по закону жанра соберет максимальное количество желающих узнать развязку всех 24 серий.

Была на минувшей неделе еще одна забавная и характерная коллизия, связанная с сериалом "И все-таки я люблю...". В среду "Первый канал" не показывал очередную серию из-за трансляции футбольного матча между сборными России и Румынии. Понятное дело, его смотрели только самые преданные болельщики - доля по стране всего 14%. Зато остальная аудитория в массовом порядке в тот вечер схлынула на канал "Россия" на свой излюбленный сериал "Тайны следствия" с красавицей Анной Ковальчук. Это при том, что канал показывал повторы прежних сезонов, а премьерные серии "Тайн следствия-7" начались только на наступившей неделе. Сколько канал ни повторяет этот сериал, зрители его с удовольствием смотрят. А тут неувязка. Поскольку на "Первом" идет "И все-таки я люблю...", то из-за него позабытыми оказались и "Тайны следствия". Но в день футбола зритель, словно сорвавшись с цепи от радости, что хоть на день его не ставят перед выбором между двумя любимыми сериалами, рванул смотреть "про следователя Марию Сергеевну". Доля "Тайн следствия" на "России" с 18,8% во вторник в среду выросла почти до 33%! Аудитория, разделенная невольным непреодолимым препятствием, напоминала несвободных влюбленных, получивших нежданную короткую возможность, позволяющую на один вечер безболезненно уйти от законной семьи в другую. Но уже на следующий день все вернулись по своим местам. В четверг 27 марта "Первый" вновь показывал "И все-таки я люблю..." - доля по стране снова 40,2%, а на "России" "Тайны следствия" хоть и смотрело достаточное количество зрителей, но все-таки уже не треть аудитории, а всего около 24%.

А впереди снова нешуточные сериальные страсти. На НТВ разрекламированный сериал "Литейный, 4" с любимыми "ментами", на "Первом" с 7 апреля остросюжетный "Апостол" с Евгением Мироновым, а на "России" премьера "Тайн следствия", а затем мелодрама "Две сестры", где психодрама тоже та еще.

/Арина Ъ-Бородина, "КоммерсантЪ"/

8190
Читайте в рубрике "Новости Видео Рекламы"
Март 2024 - Новости Видео РекламыФевраль 2024 - Новости Видео РекламыЯнварь 2024 - Новости Видео РекламыДекабрь 2023 - Новости Видео РекламыНоябрь 2023 - Новости Видео РекламыОктябрь 2023 - Новости Видео Рекламы
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
5.62