Рекламная Полиграфия

«Голова» и «ноги»

Взаимное расположение разноориентированных лица и оборота

Однажды я столкнулся с тем, что в споре о правильности ориентации лица и оборота изделия (а именно, обычного карманного календарика) не нашел достаточно аргументов в доказательство своей позиции. Обратился к технологу типографии. Прямо на мой вопрос он ответить затруднился, а предложенные варианты объяснения меня не убедили. Тогда я попытался найти оптимальное решение самостоятельно. И в итоге пришел к "принципу книги". Но об этом чуть позже, а сначала – детали вопроса.

Итак, дано: карманный календарь формата 100 х 70 мм. Лицо календаря – портретной ориентации, оборот – альбомной. Вопрос: как правильно расположить их относительно друг друга? Точно такая же проблема стоит, если, наоборот, лицо ориентировано горизонтально, а оборот – вертикально. Для случаев, когда и лицо, и оборот ориентированы одинаково, спорный момент практически не возникает: их обычно располагают так, чтобы "головы" совпадали.

Так вот, возвращаемся к "принципу книги". Представьте книгу наиболее распространенной ориентации – портретной. Мысленно раскройте ее в любом месте и посмотрите на текст на нечетной странице (нечетная страница на развороте, естественно, всегда справа). Текст на странице сверстан в портретной ориентации. Где-то в этом тексте говорится: "См. таблицу на следующей странице". Причем вы знаете, что страница на обороте сверстана горизонтально, в альбомной ориентации, т.е., иначе говоря, она развернута по отношению к основному тексту книги на 90°. Ответьте не задумываясь: как вы ожидаете ее увидеть? Думаю, у 99% (для простоты будем иметь ввиду только Россию – или бывший Союз – и наши общие типографские традиции), так вот, у 99% ответ будет одинаковый: "ноги" таблицы направлены к корешку. Вот что такое "принцип книги". Аналогично он работает и для альбомной ориентации воображаемого издания (у которого страницы скреплены по широкой стороне). Случай более редкий, таким образом может быть ориентирован, например, альбом с репродукциями, какое-нибудь подарочное или сувенирное издание, детская книжка. Представьте, что вы раскрываете эту книгу, этот альбом в любом месте (в направлении от себя) – и в некий момент узнаёте, что на следующей странице находится вертикальное, портретное изображение. Как оно будет расположено, по-вашему? Конечно, "головой" к правому полю вашего альбома!

Срабатывает ожидание, которые мы не анализируем, но, стоит его нарушить, как это сразу неприятно задевает, отвлекает от чтения или рассматривания издания, вызывает раздражение. На этом, по моему мнению, и надо основывать правило взаимного расположения разноориентированных лица и оборота.

Обобщаем "принцип книги": лицо изделия должно быть расположено как "нечетная страница книги", а оборот - как "четная страница". Во всех спорных моментах достаточно представить себе ваше изделие – чем бы это ни было – в виде книги, и тогда все станет станет на свои места. Конечно, нельзя гарантировать, что нам никогда не попадется тот самый 1% читателей, которого такой "оборот" (извините за каламбур) не устроит. Но даже если процент недовольных в 10 раз больше, исключение лишь подтвердит правило.

www.prodtp.ru

просмотров 11841
Другие статьи в рубрике "Советы бывалого"
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
6.05