Рекламная Полиграфия

Азбука полиграфиста - Цветовой охат RGB и CMYK. Ограничения по печати. Форматы файлов и их особенности

Типы компьютерных изображений.

Векторные

Векторные изображения не могут быть созданы путем сканирования или считывания с лазерных дисков. Они создаются с помощью специальных программ: Corel Draw, FreeHand, Adobe Illustrator. В векторной графике изображения строятся с помощью математических описаний объектов (линии, дуги, окружности и т.п.). Файл изображения формируется из дискретных, не связанны между собой элементов изображения, размеры которых могут быть легко изменены вплоть "до бесконечности" без потери качества.

Растровые

Растровые изображения ближе к фотографии, поскольку позволяют более точно воспроизводить основные характеристики фотографии: освещенность, прозрачность, глубину цвета и резкости. В отличие от векторных изображений, при создании растровых изображений математические формулы не используются, а изображение строится из отдельных пикселей, т.е. мельчайших квадратиков, имеющих строго определенный цвет. Поэтому для растровых изображений необходимо задавать разрешение* и размеры изображения. Растровые изображения называют зависимыми от разрешения. Наиболее часто растровые изображения получают путем сканирования фотографий (слайдов).

* разрешение - количество пикселов растрового изображения, приходящихся на дюйм (dpi)

Форматы файлов.

Растровые (при увеличении размеров теряют качество)
TIFF (Tagged Image File Format)

Универсальный формат, разработанный специально для редактирования растровых изображений. Практически все современные графические редакторы могут экспортировать файлы в этом формате. В основном используется для типографической печати.

PSD

Универсальный формат графической программы Photoshop. Можно передавать файлы, разбитые по слоям, что позволяет оперативно редактировать растровые файлы.

JPEG (Joint Photographic Expert Group)

Сжатие по алгоритму JPEG

Позволяет уменьшить файл во много раз. Однако, при сжатии всегда происходят потери (уменьшается детальность и плавные переходы тонов). Можно задавать разные коэффициенты сжатия, величина которых будет влиять на качество растрового изображения. Этот формат можно пересохранить в TIFF и использовать для печати при условии минимального коэффициента сжатия.

GIF (Graphics Interchange Format)

Хороший формат для пересылки файлов по сети, но он не передает богатство полноцветного изображения. В Web-дизайне используют при конвертации простых векторных объектов в растровые (логотипов и др.).

BMP

Стандартный формат Windows, но его не поддерживают некоторые графические программы и платформы. Применяется чаще всего для создания значков и пиктограмм. Для профессиональной работы с цветом мало пригоден.

Векторные (при увеличении размеров не теряют качество)
CDR

Формат программы Corel Draw. Работает только на платформе Windows.

AI

Универсальный формат программы Adobe Illustrator. В развитых странах и в европейской части нашей страны его используют на платформах Macintosh. У нас в основном его используют на платформах РС.

fh

Формат программы FreeHand. В развитых странах и в европейской части нашей страны его используют на платформах Macintosh. У нас в основном его используют на платформах РС. Этот формат не импортируется в Corel Draw.

Универсальный
EPS (Encapsulated PostScript)

Еще один стандарт, совместимый с различными платформами. Используется как для векторной, так и для растровой графики. Файл в этом формате содержит описание графических объектов на языке PostScript, предназначенном специально для лазерных принтеров. Может восприниматься разными графическими программами: Corel Draw, FreeHand, Adobe Illustrator, Adobe Acrobat, Photoshop.

Другие форматы
PDF (Portable Document Format)

Универсальный формат для передачи документов (файлов) между различными платформами. Широко применяется в развитых странах, как в офисной деятельности, так и в издательской. Этот формат разработан Adobe Systems.

Утверждают, что программа Adobe Acrobat 5 станет лидером на пути установления формата PDF в качестве стандарта для цветной полиграфии.

qxd

Расширение издательской системы QuarkXPress, которая предназначена для работы с объемными документами (журналы и т.п.). Поддерживается платформами Mac, PC.

На данный момент профессиональными форматами для полиграфии являются: TIFF, PSD, QXD, CDR, AI, fh, EPS.

PS (PostScript)

Файл с таким расширением - это файл, предназначенный для фотонаборного автомата (PostScript-принтера), на котором выводятся пленки (фотоформы). Такой файл не подлежит редактированию.

Способы печатания

Высокая печать
При этом способе передача изображения и текста на запечатываемый материал осуществляется с печатной формы, на которой печатные элементы расположены выше пробельных.

Плоская печать
При этом способе передача изображения и текста на запечатываемый материал осуществляется с печатной формы, на которой печатные и пробельные элементы расположены практически в одной плоскости.

Глубокая печать
При этом способе передача изображения и текста на запечатываемый материал осуществляется с печатной формы, на которой печатные элементы углублены по отношению к пробельным.

Трафаретная печать
При этом способе передача изображения и текста на запечатываемый материал осуществляется с печатной формы, представляющей собой сетку. Сквозь ячейки сетки ракелем продавливается краска.

Цифровая печать
Эта технология базируется на принципе изменяемой печатной формы. В процессе печатания изменения могут быть внесены в каждый экземпляр.

Виды и способы печати.

Офсетная печать (от англ. - offset)

Способ плоской печати, при котором краска с печатной формы передается на резиновый вал, а с него на запечатываемый материал (бумагу и др.). Широко применяется для одно- многокрасочных изданий. Является наиболее производительным способом печати. При данном способе печати применяется как система CMYK (триада) так и отдельные краски (Pantone). При совместном использовании этих способов появляется возможность (хотя это и удорожает тираж) добиться его красочности. Применяется при печати полноцветной рекламной продукции, картонной упаковки, каталогов, буклетов, брошюр, визиток и др.

Флексография (от лат. flexus - изогнутый)

Способ высокой печати с эластичных (гибких резиновых, фотополимерных) рельефных печатных форм. Применяется при изготовлении упаковочной продукции из бумаги, фольги, полимерных пленок, а также некоторых видов газетной и книжной продукции. Сравнительно недорогой способ печати. На данный момент не может передать полноцветное изображение во всем его богатстве как офсет и глубокая печать.

Глубокая печать

Это более дорогой способ печати, чем флексография из-за гравирования алмазным резцом печатных валов, изготовленных из сплавов цветных металлов. Передает наиболее богатое (глубокое) полноцветное изображение, но векторные кривые и мелкий текст передает хуже. Применяется чаще всего при изготовлении упаковочной продукции и журналов (зарубежом).

Шелкография

Способ трафаретной печати. Применяется при изготовлении небольших тиражей визиток, открыток, подарочных коробочек и пакетиков, баночек, стеклянных флаконов, этикеток, наклеек, кружек, маек, сумок и зонтов с логотипами фирмы, а также другой сувенирной и представительской продукции, производимой на ручном и полуавтоматическом оборудовании. При изготовлении продукции этим способом печати обычно пользуются 1-3 отдельными красками.

Тампонная печать

Метод печати основан на переносе краски с печатной формы (клише) на запечатываемую поверхность с помощью специального упругоэластичного тампона. Области применения: печать на ручках, зажигалках, пепельницах, значках, канцелярских принадлежностях, посуде и мн. др.

Термотрансферная печать

Применяется при нанесении изображения на футболки, бейсболки, флаги, спецодежду, металлические таблички, металлические изделия, например, кружки.

Технология термоподъема ("Персиковая печать")

Предназначена для изготовления рельефной печати. Эта печать делает продукцию наиболее привлекательной и изысканной за счет своеобразной фактуры.

Широкоформатная печать

Применяется при изготовлении продукции больше формата А1 и (или) слишком малотиражной продукции при визуальном восприятии с расстояния более 1-3 м. При этом методе используется технология струйной печати.

Ризография

Самый простой и экономичный способ изготовить тираж от 20 до 4000 экземпляров. Не передает полноцвет.

В основном применяется в тиражировании прайсов, листовок, бланков и др.

Допечатная подготовка (PREPRESS)

Если человек решил построить себе красивый дом, то в первую очередь его интересует привлекательный образ этого сооружения, но ни как не рабочие чертежи для строителей. Но ни один современный дом невозможно построить без чертежей. Надо четко осознавать, что создание идеи образа - это одна работа, рабочие чертежи - другая. В принципе, их можно делать и одновременно, но это значительно отодвинет сроки появления красочного, понятного простому потребителю проекта, выполненного на компьютере или на бумаге.

То же самое происходит и в области графического дизайна. Заказчика интересует, в первую очередь, красочный, привлекательный вид печатной продукции, а не треппинг для отдельных элементов (например, торговой марки, слогана и др.). Но без треппинга невозможно получить качественный тираж. Невозможно так же получить качественный тираж без ретуши, цветокоррекции и цветоделения изображения и др. моментов допечатной подготовки.

Для полноцветной печати растровые файлы необходимо иметь с разрешением 300 dpi. "Вес" файла, например, А3 формата - 100-150 МБ. Заказчику нужно предоставить 2-5 варианта дизайна. Получается, что проект "весит" от 200 до 1000 МБ минимум. А Photoshop временные файлы во время работы увеличивает в 4 раза т.е. на жестком диске "съедается" до 4000 МБ. С такими объемными файлами невозможно оперативно предоставить хороший дизайн.

Поэтому все дизайнерские идеи делаются с гораздо меньшим разрешением. После того как заказчиком выбран один вариант, макет дизайна и все исходные материалы (слайды, фотографии и др.) передается в отдел допечатной подготовки, где это все заново собирается с разрешением 300 dpi. Эти фалы передаются в системе RGB. Итак, что же включает в себя допечатная подготовка:

Первое, что делает специалист по допечатной подготовке - ретушь: удаление отдельных помарок, пыли или царапин, существующих у оригинала или появившихся при сканировании. Также он делает обтравку и более сложную ретушь на отдельных объектах изображения ("чистит" зубы).

Второе: при цветоделении (перевод из системы RGB в систему CMYK) производится цветовая коррекция (необходимая для лучшей передачи сложных цветов, например, цвет тела человека без этой процедуры может получиться с синим оттенком), тоновая коррекция (проверяется степень освещенности в разных местах изображения), подбирается процент растискивания точки (краска, попадая на бумагу, немного расплывается, это и регулируется процентом растискивания точки).

Третье - треппинг. Очень важная процедура. При наложении одной краски на другую между векторными элементами дизайна появляется зазор. Допечатник просматривает каждый такой элемент и вручную устраняет эту проблему путем увеличения или уменьшения контура элемента, имеющего изолированные, сплошные цвета.

Четвертое - создание спусков полос (например, буклет А4 формата печатается на бумаге А2 формата). Допечатник определенным образом "размножает" буклет до А2 формата. Ставит приводные кресты и шкалки оперативного контроля цветов. Схему и вид шкалок предоставляет типография.

Пятое - создается и проверяется на ошибки PostScript - файла, с которого будут выводиться фотоформы (пленки с разрешением от 2400 dpi).

 

Постпечатная обработка (POSTPRESS)

Подрезка

Фальцовка

Бигование

Лакирование

Ламинирование

Фигурная вырубка

Конгрев

Перфорация

Тиснение фольгой

Плоттерная резка

Скрепление, брошюрование

Система RGB (красный, зеленый, синий) CMYK (синий, пурпурный, желтый, черный)
RGB - система адекватная цветовому восприятию человеческого глаза, рецепторы которого тоже "настроены" на красный, зеленый, синий цвета. Поэтому построение изображения на экранах мониторов, в сканерах и других оптических приборах соответствует системе RGB. В компьютерной системе RGB каждый основной цвет может иметь 256 градаций яркости, что соответствует 8-битовому режиму.

В полиграфии приходится иметь дело с красками, наложенными на бумагу - то есть видимыми в отраженном свете. Здесь цвета взаимодействуют уже по другим закономерностям.

В системе CMYK качество составных или триадных цветов выбраны голубой, пурпурный и желтый. Они поочередно наносятся на бумагу, создавая (в принципе) любой нужный оттенок. Однако, на практике при наложении трех составных цветов получается не черный, а темно-коричневый оттенок. Поэтому добавляют четвертый, черный (Key color). Белым в данном случае является цвет бумаги или того материала, на который наносится краска. Насыщенность в системе CMYK измеряется в процентах, так что каждый цвет имеет 100 градаций яркости.

Цветопроба (Вячеслав Козин, дизайнер, консультант по программному обеспечению)
1. Если вы хотите участвовать в процессе подготовки вашей публикации, прежде всего осознайте: неразумно добиваться, чтобы эскизы выглядели на мониторе и/или распечатке любого(!) принтера похожими на печать для. В случае технически сложного дизайна изображение на мониторе может разительно отличаться от полиграфического как в лучшую, так и в худшую сторону. В смысле цвета экран практически всегда лучше печати.

2. Есть только один способ получить очень достоверное (но все же не на 100%) изображение - так называемая цветопроба с пленок. Стоит это удовольствие около $50-60 за страницу А4 . Если мы делаем цветопробу и подписываем ее у заказчика, то при печатании тиража большую часть ответственности за качество тиража берет на себя типография.

3. С достаточной достоверностью можно увидеть фотографии на специальных мониторах (более дорогих, 5000$, с контролируемыми цветовыми характеристиками). Но и в этом случае можно только очень приблизительно оценить:

как будут видны при печати самые мелкие элементы изображения;
насколько сильно и как именно проявится муар на изображениях в клеточку и в полосочку (Вам наверняка приходилось видеть на экране телевизора человека в клетчатом пиджаке - красиво переливающиеся при каждом движении владельца, часто цветные узоры - это и есть муар, причем, если вернуться в полиграфию, на мониторе муар один, а на печати - другой).


4. Какого цвета получится тот или иной элемент изображения (например, обычно заказчику очень важно, чтобы цвет эмблемы фирмы получился точно таким же, как на его образце) можно посмотреть (или наоборот, выбрать) в специальных альбомах - шкалах цветового охвата. Цвет в этом случае задается четырьмя числами, и он будет точно воспроизведен нормальной типографией независимо от того, как этот цвет выглядит на экране.

5. В стандартном полноцветном процессе печати используются четыре стандартные краски . Как их ни смешивай, ими невозможно воспроизвести не только все цвета, различаемые глазом, но и цвета, воспроизводимые на фотографиях, даже не очень качественных, и тем более на слайдах. Точно так же монитор может воспроизводить больше цветов (особенно ярких), чем офсетная печать. Поэтому следует мириться с тем, что печатное изображение всегда хуже оригинала (фотографии), как фотография всегда хуже (по крайней мере, в смысле достоверности) того, что видит глаз. На рис. показано примерное соотношение воспроизведения цветов.

Рис.. Цветовой охват человеческого глаза (фигура целиком), высококачественного слайда (белый треугольник), монитора (красный треугольник), офсетной печати (синий многоугольник).


6. Проигрывает типографский оттиск фотографии и по разрешению - сейчас обычной является печать, при которой фотографии имеют разрешение 150 (lpi) элементов изображения на дюйм. (Упомянутые элементы изображения нужны для передачи оттенков цвета. Это, на самом деле, ячейки различной формы, напечатанные с разрешением 2500 точек/дюйм).

7. В совокупности п. 5 и 6 приводят к тому, что напечатанное в целом и фотографии в частности могут выглядеть ярко только в результате адаптации глаза к конкретному изображению, а восприятие конкретного изображения - это вопрос из области оптических иллюзий, и тут уж точно: на вкус и цвет...

Сказанное выше - в основном, ограничения технологии, легко принимают к сведению даже самые неподготовленные в техническом смысле люди. В конце концов, все мы понимаем и принимаем то, что Луну с неба не получишь даже за большие деньги.

Позволю себе повториться: увидеть, как получатся фотографии вместе с текстом и остальными элементами оформления можно, но не менее чем по $50 за страницу А4.

Подготовлено: Лапоногов Игорь, РГ "Мелехов и Филюрин"

 

 

просмотров 31371
Другие статьи в рубрике "Полиграфия"
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
7.75