Реклама в обвале
Апрель 2009
В начале апреля сразу несколько исследовательских компаний опубликовали свои обновленные прогнозы по рынку рекламы России и мира. Результаты первых месяцев 2009 года показали, что рекламодатели не хотят тратить деньги на продвижение своих брендов, от чего страдают радиостанции, печатные СМИ и операторы наружной рекламы.
Один из самых пессимистичных прогнозов 14 апреля представила компания GroupM. По ее данным, в 2009 году затраты российских рекламодателей сократятся на 22 процента по сравнению с 2008 годом и составят 208 миллиардов рублей. Подсчеты GroupM основаны на собственных прогнозах компании и анализе последних событий на рынке.
В конце 2008 года в GroupM давали другой прогноз: по данным четырехмесячной давности, рекламный рынок в России должен был сократиться на 11 процентов до 244 миллиардов рублей. Этот прогноз был основан на данных по ситуации в Казахстане и Таиланде, куда кризис добрался быстрее, чем в Россию.
Данные GroupM в декабре вызвали недоумение других аналитиков. Их удивил не столько прогноз на 2009 год, сколько подсчеты за 2008 год. Так, по данным GroupM, расходы на медийную интернет-рекламу должны были вырасти за год всего на 10 процентов, хотя альтернативные подсчеты показывали, что за три квартала этот сегмент рынка увеличился на 55 процентов.
Новый прогноз GroupM эксперты сочли пессимистичным. "На фоне общей экономической неопределенности сейчас сложно и преждевременно четко прогнозировать развитие событий на рынке рекламы и медиа, который является отражением более фундаментальных процессов", - заявил "Ленте.Ру" управляющий директор группы Aegis Media Андрей Брайович.
За две недели до публикации обзора GroupM свою оценку рынка высказала международная медиа-коммуникационная сеть Carat. По ее данным, рекламный рынок в России в 2009 году сократится на 8,6 процента до 7,18 миллиарда долларов (240 миллиардов рублей по официальным курсам Центробанка на 16 апреля). Для сравнения, в мире данный показатель составит 5,8 процента.
Прогноз от Carat также нельзя назвать оптимистическим, особенно учитывая, что в предыдущие годы российский рынок рос гораздо быстрее, чем в среднем по миру.
По данным Carat, больше всех в мире пострадают рекламные рынки в Испании и США. В европейской стране обвал составит сразу 16,5 процента, а в США – 9,8 процента. Россия также оказалась в числе лидеров, причем восстановления рынка не стоит ждать даже в 2010 году, когда падение объемов рекламы в России составит полтора процента при росте общемирового показателя на 0,7 процента.
Рекорды прошлого года
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2008 году отечественный рекламный рынок вырос на 18 процентов. Среди лидеров оказался сегмент новых медиа (реклама в помещениях, неэфирное ТВ, реклама в кинотеатрах), поднявшийся на 45 процентов. На 32 процента увеличился рынок медийной интернет-рекламы, а телевизионной – на 22 процента.
Еще один прогноз в начале апреля выпустила компания ZenithOptimedia, подразделение рекламного агентства Publicis. В ней полагают, что расходы на рекламу во всем мире сократятся на 6,9 процента до 453 миллиардов. Про Россию на этот раз не было сказано ничего, однако еще раньше ZenithOptimedia представила два прогноза по российскому рынку. Согласно оптимистичному сценарию, падение рекламных расходов составит 15 процентов, а согласно пессимистическому – 24 процента.
Таким образом, если собрать все прогнозы ведущих мировых компаний вместе, получится, что российский рекламный рынок ждет падение от 8,6 процента до 24 процентов. При этом обвал будет распределен неравномерно: интернет и телевидение оказались больше готовы к кризису, чем другие сегменты рынка.
По отраслям
О том, что сайтам и телеканалам легче бороться со спадом на рынке, стало известно еще в 2008 году. ТВ выигрывает у конкурентов за рекламу за счет своего уникального охвата аудитории, а интернет – за счет того, что предоставляет большой объем статистики по эффективности рекламных кампаний. Операторы наружной рекламы, печатные СМИ и радио такими преимуществами похвастаться не могут, поэтому именно их в 2009 году ожидает основной отток клиентов.
Данные за первый квартал 2009 года подтвердили данные последних месяцев 2008 года. "Можно говорить о том, что относительно наиболее стабильная ситуация наблюдается на ТВ и в интернет-сегменте, а пресса, радио и ООН демонстрируют падение", - отметил Андрей Брайович.
По данным ZenithOptimedia, рекламный рынок на телевидении в 2009 году сократится на пять процентов по оптимистическому сценарию и на 15 процентов по пессимистическому. В интернете же будет либо зафиксирован рост на 15 процентов, либо он окажется на уровне 2008 года.
Практически те же цифры приводит и GroupM: по подсчетам этой компании, на телевидении объем продаж рекламы сократится на 15 процентов, а в интернете объемы рекламы вырастут на 5-15 процентов.
Все остальные сегменты рекламного рынка покажут, согласно различным данным, резкое падение. Иными словами, в наружной рекламе, на радио и в печатных СМИ будет идти настоящая борьба за выживание. "По итогам первых двух месяцев мы уходили в минус процентов на 40 по сравнению с показателями января-февраля прошлого года", - заявил "Ленте.Ру" ведущий аналитик "ЭСПАР-Аналитик" Сергей Шумовский, компании, которая занимается исследованиями в сфере наружной рекламы.
По словам Шумовского, в целом по году спад составит приблизительно 22 процента. Но даже такой серьезный обвал рынка – еще "цветочки" по сравнению с прогнозом ZenithOptimedia. В этой компании считают, что при неблагоприятном развитии событий рынки печатных СМИ и радио сократятся на 40 процентов, а наружной рекламы – на 30 процентов.
Все прогнозы, данные весной 2009 года, имеют один важный недостаток. Если предположить, что именно в первом-втором квартале российская экономика достигла "дна", а к концу года начнет восстанавливаться, получится, что все предположения аналитиков сделаны в самый неблагоприятный момент. Это означает, что в реальности динамика рынка может оказаться лучше, чем предсказывают аналитики. Однако, с другой стороны, если "дно" еще не достигнуто, а цены на нефть неожиданно упадут, российские СМИ может ожидать еще более значительное падение рекламных доходов, чем предполагается сейчас.
/Александр Поливанов, Lenta.ru/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Апрель 2024 - ИсследованияМарт 2024 - Исследования
- Сколько потратили на рекламу крупнейшие рекламодатели в 2023? (553)
- Какими поисковиками пользуются в Рунете? (452)
- Как в России выбирают одежду? (379)
- Кто и сколько потратил на наружную рекламу в 2023? (450)
- Чего достиг Ozon в 2023? (645)
- Кто и сколько потратил в 2023 на рекламу в интернете? (640)
- Какие изменения произошли в наружной рекламе за 15 лет? (635)
- Когда восстановятся объемы рекламы на радио? (682)
- Как экономические кризисы повлияли на рынок телерекламы? (768)
Февраль 2024 - Исследования
- Сколько потратили на рекламу в Телеграм за два месяца 2024? (1151)
- Какие отрасли экономики России стали самыми быстрорастущими в 2023? (722)
- К каким рекомендациям прислушиваются на YouTube? (688)
- Когда в России реклама заработает больше миллиарда рублей? (671)
- Что в 2023 влияло на рекламный рынок? (695)
- Как развивалась в 2023 году наружная реклама? (677)
- Как создать территориальный бренд? (612)
- Специалисты по организации свадеб в Санкт-Петербурге: все о свадебных координаторах (1959)
- Сколько в 2023 потратил на рекламу в Instagram российский бизнес? (689)
- По каким причинам могут отказать в признании физического лица банкротом? (540)
- Сколько россиян покупают в интернет-магазинах? (800)
- Как компании планируют вести свой бизнес в 2024 году? (943)
Январь 2024 - Исследования
- Сколько стоила конкуренция продавцам товара в интернете в 2023? (847)
- Какой кондиционер выбрать? (188)
- Как дети и подростки тратят карманные деньги? (841)
- Король Бам Бам в казино Максбетслотс (39)
- Прогрессивные джекпоты на платформе Джойказино в России (43)
- Мастерство видео покера на платформе Джойказино (38)
- Участие в партнерской программе Покердом (41)
- Зачем нужен личный кабинет в казино Pin Up для игры в онлайн слоты? (60)
- Техническая поддержка Покердом в России (47)
- Какие выгодные бездепозитные бонусы и промо предлагает казино Пин Ап? (63)
- Как войти в личный кабинет на сайте Pin-Up и играть в Book of Ra? (92)
- Как прогнозы экспертов влияют на результаты беттеров? (106)
- Как увеличить продажи детских товаров в два раза? (868)
- Начинается третий этап строительства казино «Шамбала» в Калининградской области (97)
- Ядерный мир в Slotozal Casino (111)
- Сколько получили маркетплейсы за рекламу в четвертом квартале 2023? (8040)
- Как работает реклама в играх и стримах? (1207)
- Как искать видео? Сайт Uhkino - отличный выбор (595)
- Что необходимо, чтобы делать ставки на киберспорт (119)
Декабрь 2023 - Исследования
- Сколько покупателей узнают о новых брендах на маркетплейсах? (1376)
- Какие изменения произошли в 2023 в индустрии рекламы? (936)
- Сколько рекламных аккаунтов не прошли модерацию «Яндекса»? (990)
- Таиланд нашел способ увеличить количество рабочих мест (89)
- Игорная зона Красная Поляна встречает гостей из арабских стран (84)
- Насколько эффективна скрытая реклама в Roblox? (1058)
- Какие результаты показал 2023? Что год грядущий нам готовит? (960)
- Ради каких слотов стоит скачать казино Pin Up на телефон? (117)
- Слот о сидельцах в казино Вулкан Старс (130)
- Что лучше всего работает для продвижения в фешен-индустрии? (907)
- Как изменится Интернет с приходом нового поколения пользователей? (5981)
- Чем онлайн казино Голд привлекает геймблеров (257)
- Какие телеканалы попали в ТОП-10 по общей аудитории в 2023? (1285)
- Как получить ВНЖ Румынии за инвестиции? (587)
- Какие стратегии ставок являются самыми популярными в БК Pin-Up? (165)
- Как удостоверить иностранные документы? (636)
- Как Карабах создает проблемы игрокам букмекерской конторы Pin Up? (135)
- В России дефицит крупье и официантов? (163)
- Можно ли забыть восемь миллионов долларов? (150)
- Как букмекерская контора Пин Ап освещает события к Евро 2024? (174)
- Что предлагает геймблерам официальный сайт 1 Go Casino (162)
- Чем запомнился вечер бокса посвященный бою Джошуа Буатси vs Дэна Азиза? (167)
- Новые горизонты в интернет-опросах: эффективность и прозрачность (862)
Ноябрь 2023 - Исследования
- Почему геймблеры выбирают Лев казино (202)
- Клуб Голд казино - прекрасная альтернатива реальным игорным заведениям (201)
- Аркадные игры в казино Azino 777 (164)
- Сколько заработали соцсети на рекламе для детей? (1099)
- Какие бонусы есть в казино Клубника (204)
- Насколько выгодны вложения в продвижение в «VK Рекламе»? (1199)
- Как накручивались подписчики в 2023? (1208)
- Особенности Клубника казино (141)
- Сколько было потрачено на рекламу акций «черной пятницы»? (1254)
- Опасные фрукты в онлайн казино1xBet (245)
- Королевские сокровища в Вулкан казино (218)
- Как делать грамотные прогнозы и ставки на настольный теннис (216)
- Как и зачем использовать мобильное приложение Пин Ап? (193)
- Морозный закат в Joy casino (218)
- Сколько заплатил налогов игорный бизнес за первые шесть месяцев 2023? (244)
- Почему из-за латиноамериканских матчей вы можете потерять деньги (204)
- Сколько россиян побывали в игровых клубах в новогодние праздники? (200)
- Как делать лучшие онлайн-ставки на сайте Pin Up при просмотре матчей NBA (231)
- Что выяснили на конференции «День Бренда 2023»? (989)
- Приключения Конана Варвара в онлайн казино PinUp (245)
- Почему играть в Вулкан Платинум заходят так много людей (231)
- Как в онлайн казино Вулкан играть на деньги (268)
- Почему услуга прокси такая популярная (832)
- Как зумеры выбирают новые бренды? (971)
- Да здравствует Цезарь в казино Mostbet! (300)
- Какие медиа будут наиболее перспективны для рекламодателей в 2024? (6004)
- Что обеспечило рост рынку наружной рекламы в 2023? (1016)
- Что предлагает геймблеру в казино Вулкан слот Sharky HD онлайн (300)
- Евролига 2024: обзор противостояния «Бавария» и «Реал» от PinUp в Казахстане (310)
- История азартных развлечений в Швеции (339)
- Приключения викингов в казино Pin Up (310)
- Сколько товаров продается со скидкой? (1048)
- Преимущества букмекерской конторы 1хбет и получение доступа через ее зеркала (256)
- Thunderpick World Championship 2023: формат турнира, призовой фонд и ставки на киберспорт (291)
- Что ждет рекламный рынок в 2024? (1197)
- Казино Джойказино: быстрая регистрация и другие его преимущества (283)
- На чем планируют сэкономить российские компании? (997)
- Где российские предприниматели размещают онлайн-рекламу? (1164)
- Приключения рыцарей Круглого стола в онлайн казино Вулкан Платинум (347)
- Восхождение Посейдона в онлайн казино Мелбет (356)
- Как не потерять онлайн казино 1Go Casino (283)
- Кто заходит в казино Вулкан Рояль в игровые автоматы играть бесплатно онлайн? (293)
- Почему российские банки начали экономить на рекламе? (1190)
- Шахтеры в Вулкан Platinum (318)
- Причины любви геймблеров к казино Эльдорадо (253)
- Какие соцсети предпочитают клиенты Tele2? (1147)
- Как выбрать кухонные весы для дома (717)