О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ И (ИЛИ) РАЗМЕЩЕНИЮ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
14 декабря 2004 г. N 21-14/81624 (Д)
В связи с внесением Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ) изменений и дополнений в отдельные положения главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Управление ФНС России по г. Москве сообщает следующее.
В соответствии со статьей 346.26 (подп. 7 п. 2) главы 26.3 Кодекса (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2005 года по решению субъекта Российской Федерации может применяться в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы (уточненная редакция гл. 26.3 Кодекса с учетом внесенных изменений и дополнений представлена в приложении 1 <*>)
На основе вышеуказанных законодательных актов Законом города Москвы от 24.11.2004 N 75 "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы" (далее - Закон города Москвы от 24.11.2004 N 75) с 1 января 2005 года на территории г. Москвы вводится единый налог на вмененный доход для предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы. Данным Законом определены порядок введения единого налога на территории г. Москвы, вид предпринимательской деятельности, в отношении которой вводится единый налог и значение коэффициента К2, указанного в статье 346.27 Кодекса (полная редакция Закона приведена в приложении 2 <*>).
Руководствуясь нормами упомянутых Законов и учитывая разъяснения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) и Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) по их применению, налоговым органам Москвы при осуществлении администрирования единого налога по деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы необходимо иметь в виду следующее.
1. Для налогоплательщиков переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности носит обязательный, а не добровольный характер.
В соответствии со статьей 346.26 Кодекса уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляется налогоплательщиками в соответствии с общим режимом.
Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с главой 26.3 Кодекса, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.
2. Налогоплательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся на территории г. Москвы распространением и (или) размещением наружной рекламы.
В соответствии со статьей 346.27 Кодекса под предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы понимается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.
При этом под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход подпадают только те организации и индивидуальные предприниматели, которые извлекают доходы от оказания услуг по предоставлению и (или) использованию принадлежащих им (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств для размещения (распространения) рекламной информации о других физических и юридических лицах, их деятельности, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях.
К стационарным техническим средствам наружной рекламы относятся технические средства, которые размещены на объектах недвижимого имущества (земля, здания, строения, сооружения и т.п.), непосредственно связаны с ними и не предназначены для перемещения в течение всего срока, установленного для их размещения в соответствующих рекламных местах (щитовые установки, наземные и настенные панно, крышные установки, афишные тумбы, кронштейны, проекционные установки, электронные табло, маркизы, транспаранты-перетяжки и т.п.). Более подробный перечень упомянутых средств наружной рекламы будет дан позднее в дополнительной информации.
3. Учитывая, что главой 26.3 Кодекса не предусмотрено каких-либо ограничений по видам рекламной информации, подлежащим распространению и (или) размещению налогоплательщиками для целей применения ими системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, под действие данного специального налогового режима подпадает распространение и (или) размещение любой наружной рекламы, в том числе и рекламы, носящей социальную направленность.
В то же время размещаемая на вывесках информация об изготовителе, исполнителе или продавце (фирменное наименование организации, место ее нахождения (юридический адрес), режим работы и т.п.) исходя из норм статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", устанавливающей обязанность указанных лиц доводить данную информацию до сведения потребителей, а также норм Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ рекламой не является и, следовательно, на этот вид деятельности система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не распространяется. В аналогичном порядке рассматривается и информация учреждений культуры, образования и здравоохранения, размещаемая данными учреждениями на принадлежащих им стационарных технических средствах и объектах недвижимого имущества.
4. В случае если организации и индивидуальные предприниматели извлекают доходы не только от деятельности, связанной с оказанием услуг по распространению и (или) размещению наружной рекламы, но и от передачи по договорам аренды (субаренды) во временное владение или пользование другим хозяйствующим субъектам принадлежащих им (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств наружной рекламы, они привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в части результатов их деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы. Доходы в виде арендных платежей, полученные такими организациями или индивидуальными предпринимателями, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 Кодекса, на основе данных раздельного учета полученных ими доходов и понесенных ими расходов.
При этом организации или индивидуальные предприниматели, получившие по договорам аренды (субаренды) во временное владение или пользование стационарные технические средства наружной рекламы для целей извлечения доходов от деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы, привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход на общих с другими налогоплательщиками, осуществляющими данный вид предпринимательской деятельности, основаниях.
5. В соответствии со статьей 346.29 Кодекса объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика, то есть потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности (условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода) по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
При этом согласно нормам главы 26.3 Кодекса базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2 и К3, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К1 (особенности населенного пункта и места расположения) устанавливается и (или) публикуется Правительством Российской Федерации. Указанный коэффициент до настоящего времени не установлен.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К2 (учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности) устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Законом города Москвы от 24.11.2004 N 75 значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2) для всех видов наружной рекламы (всего 49 коэффициентов) установлены в указанных выше предельных размерах с учетом зон ее распространения и (или) размещения, площади рекламной поверхности и условий ее обзора. Для социальной наружной рекламы и городской информации установлен один (минимальный) коэффициент в размере 0,005.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 09.11.2004 N 298 "Об установлении коэффициента-дефлятора (К3) на 2005 год" (зарегистрирован в Минюсте России 17.11.2004 N 6120) коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, используемый налогоплательщиками при исчислении единого налога на вмененный доход (ст. 346.27 и 346.29 НК РФ), установлен на 2005 год равным 1,104.
Для исчисления суммы единого налога по деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы используются следующие физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, и базовая доходность по ним в месяц:
Вид предпринимательской деятельности | Физические показатели | Базовая доходность в месяц (рублей) |
Распространение и (или) размещение печатной и (или) полиграфической наружной рекламы |
Площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (в кв. м) |
3000 |
Распространение и (или) размещение посредством световых и электронных табло наружной рекламы |
Площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы (в кв. м) |
4000 |
Согласно статье 346.27 Кодекса под физическим показателем базовос доходности "площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы" понимается площадь нанесенного изображения, а под физическим показателем базовой доходности "площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы" - площадь светоизлучающей поверхности.
В связи с этим при определении величины физического показателя базовой доходности в отношении деятельности по распространению и (или) размещению печатной и (или) полиграфической наружной рекламы учитывается площадь всех нанесенных на информационное поле (информационные поля) стационарного технического средства наружной рекламы изображений. При этом для стационарных технических средств наружной рекламы, позволяющих изменять указанную рекламную информацию в течение определенного периода времени, площадь информационного поля определяется по совокупности площадей всех размещенных (демонстрируемых) на таких технических средствах изображений.
При определении величины физического показателя базовой доходности в отношении деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы на световых и электронных табло площадь светоизлучающей поверхности данных стационарных технических средств учитывается вне зависимости от количества размещенной (демонстрируемой) на них рекламной информации.
В соответствии с нормами статьи 346.29 Кодекса налоговая база по единому налогу на вмененный доход исчисляется налогоплательщиками за каждый календарный месяц налогового периода и затем суммируется для целей исчисления суммы единого налога на вмененный доход, подлежащей уплате за налоговый период.
Таким образом, при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход фактический период времени ведения деятельности в том или ином календарном месяце налогового периода налогоплательщиками не учитывается.
В связи с этим налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с распространением и (или) размещением наружной рекламы, исчисляют налоговую базу по единому налогу на вмененный доход за каждый календарный месяц налогового периода, в течение которого принадлежащие им (арендованные или используемые ими на иных правовых основаниях) стационарные технические средства наружной рекламы фактически использовались (независимо от количества дней использования в данном календарном месяце) по назначению.
6. Уплата единого налога производится налогоплательщиками по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.32 Кодекса сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Об особенностях применения положений пункта 2 статьи 346.32 Кодекса дано разъяснение МНС России в письме от 21.03.2003 N СА-6-22/332@ (приложение 3 <*>)
Форма налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 21.11.2003 N БГ-3-22/648 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения" (приложение 4 <*>). Порядок отражения значений отдельных показателей в разделе 2 налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход изложен в письме МНС России от 24.05.2004 N 22-0-10/957@ (приложение 5 <*>).
Информацию о порядке заполнения указанной декларации необходимо довести до сведения налогоплательщиков единого налога на вмененный доход.
7. Пунктом 2 статьи 346.28 Кодекса определено, что налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этом субъекте Российской Федерации. Формы документов и Порядок постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности утверждены приказом МНС России от 19.12.2002 N БГ-3-09/722 (приложение 6 <*>).
Согласно разъяснениям МНС России от 10.04.2003 N ММ-6-09/421 (приложение 7 <*>) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог на вмененный доход, и не состоящие на учете в налоговых органах данного субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют предпринимательскую деятельность, обязаны встать на учет в каждом налоговом органе по месту осуществления такой деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности независимо от того, состоят налогоплательщики на учете по каким-либо основаниям в другом(-их) налоговом(-ых) органе(-ах) на территории данного субъекта Российской Федерации или на территории другого субъекта Российской Федерации.
Проектом бюджета г. Москвы на 2005 год предусмотрено, что доходы от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности подлежат зачислению в бюджет г. Москвы и при этом полная или частичная передача доходов от указанного налога в бюджеты муниципальных образований г. Москвы не планируется. Учитывая это, в целях повышения качества налогового контроля Управление ФНС России по г. Москве в 2005 году устанавливает в г. Москве следующий порядок учета налогоплательщиков единого налога на вмененный доход.
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) в г. Москве и осуществляющие на территории города распространение и (или) размещение наружной рекламы, подлежат постановке на учет в качестве плательщиков единого налога на вмененный доход только в налоговых инспекциях по месту своего нахождения (месту жительства).
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) на территории иных субъектов Российской Федерации, обязаны встать на учет как плательщики единого налога на вмененный доход в каждом налоговом органе г. Москвы по месту распространения и (или) размещения ими наружной рекламы.
Иностранные и международные организации, осуществляющие деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы на территории г. Москвы, подлежат постановке на учет в качестве плательщиков единого налога на вмененный доход в МИМНС России N 38 по г. Москве.
8. Более подробная информация об особенностях применения положений Закона города Москвы от 24.11.2004 N 75 "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы", порядка исчисления единого налога, заполнения налогоплательщиками формы налоговой декларации, формирования налоговыми органами города отчета по форме N 5-ЕНВД и проведения камеральной проверки налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности Управлением будет предоставлена дополнительно. Основание: письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.11.2004 N 22-0-10/1760, Федеральной налоговой службы от 30.11.2004 N 22-2-14/1841 и от 29.11.2004 N 22-0-10/1836.
Заместитель руководителя
Управления Федеральной налоговой службы
по г. Москве
А.А. Глинкин
14 декабря 2004 г.
N 21-14/81624