Реклама доберется до детских передач
Декабрь 2005
Второе чтение новой редакции ФЗ "О рекламе", которое должно было состояться в среду, в последний момент было перенесено на 21 декабря. Как стало известно RBC daily, задержка связана с борьбой вокруг отражения в документе различного круга вопросов – от регулирования рынка наружной рекламы до ограничения рекламы на телевидении.
Как считают в Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), на самом деле спор должен в первую очередь идти о сомнительных новшествах. В частности, устанавливается "режим наибольшего благоприятствования" для спонсорской рекламы, которой и так забит эфир. При этом новая редакция закона предлагает отменить запрет на рекламу в телевизионных передачах для детей, если такая передача длится более 25 минут. "У нас есть претензии и к действующему закону, – сказал RBC daily председатель правления КонфОП Дмитрий Янин, – но если пройдут нынешние поправки, он станет и вовсе антисоциальным. Дети – будущее общества – могут стать, по сути, беззащитным объектом агрессии компаний – производителей сомнительной продукции. Ведь, согласно исследованиям Всемирной организации потребителей, в странах, где нет запрета на рекламу в детских передачах, основная часть соответствующих рекламных блоков наполнена пропагандой продукции с избыточным содержанием сахара, соли и т. д., что вредно влияет на здоровье подрастающего поколения".
Участники рынка с таким мнением не согласны. "Посыл претензий к закону вроде бы правильный, но если им следовать буквально, то спрашивается: а с чего тогда производитель будет снимать и ставить детские программы? – задает вопрос представитель группы "Видео Интернешнл". – Ведь в эфир должно ставиться то, что приносит деньги. При правильном следовании новшествам мы можем добиться того, что процент детского вещания увеличится и от этого будет польза всем. Что касается особенностей детской психики, то, во-первых, нужно доказать, что реклама так уж для нее вредна, во-вторых, соответствующие этические нормы могут решаться саморегулирующимися организациями, объединяющими участников рынка". "Несомненно, дети оказывают существенное влияние на выбор покупки, – говорит эксперт Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков, – поэтому все маркетинговые коммуникации стремятся замкнуться на этих маленьких "лиц, принимающих решения".
Однако в других странах детское сознание стремятся защитить от слишком агрессивной, настойчивой, "перегружающей" пропаганды товаров. Везде к этой проблеме свой подход, но в России, считаю, лучше всего было бы создать широкие экспертные советы, в которых были бы представлены в том числе и психологи. И которые исходили бы из главного принципа – "не навреди". Другая часть претензий к новой версии ФЗ касается его сохраняющихся норм. В частности, закон предлагает сохранить суточные ограничения на рекламу, при этом не ограничивая частоту максимально возможных прерываний передачи или фильма. В то время как действующая в ЕС конвенция о трансграничном вещании устанавливает часовую норму рекламы (не более 9 минут каждого часа вещания) и то, что художественные фильмы могут прерываться соответствующими заставками не чаще одного раза в 45 минут. В результате, заявляют в КонфОП, физический объем российской телерекламы в два, а в прайм-тайм – в три с половиной раза больше, чем в ЕС. "К сожалению, снимая необходимые ограничения, поправки сохраняют статус-кво по сомнительным суточным нормам рекламы, из-за чего наш прайм-тайм уже перегружен заставками выше крыши, но его все грузят и грузят, – говорит Дмитрий Янин. – Удивительно, что правительство, покритиковавшее этот пробел в законопроекте, не внесло в то же время своих хотя бы самых простых предложений. И это притом, что далеко ходить не надо: вся Европа уже давно исходит из почасовой нормы ограничений, позволяющей грамотно распределять рекламное время. Но хотя у нас на словах все ориентируются на европейские нормы, на деле мало что к ним сводится".
"Быть ближе к Европе – это, конечно, хорошее пожелание, но ведь надо учитывать, что в Европе и совсем другие расценки на рекламу, – возражает представитель "Видео Интернешнл". – Наш рынок просто пока не дозрел до "евронорм", и не надо его к ним искусственно толкать: это приведет к проблемам и каналов, и рекламодателей". "Нам не надо изобретать велосипед, – говорит Владислав Цветков. – Ведь европейское законодательство возникло не просто так, а из богатого – более богатого, чем наш – опыта проб и ошибок. Заимствовать – не слепо, конечно, но в качестве основы – их законодательные нормы по рекламе было бы полезно и нашим потребителям, а в конечном счете и рекламодателям. Ведь, перегружая прайм-тайм, где иногда в течение одной передачи тупо повторяется десять раз один и тот же ролик, они зачастую вредят себе. Такая назойливость по законам психологии легко может дать обратный эффект, и у кого-то упадут продажи; просто наш незрелый бизнес увлечен грубым завоеванием и еще не ощутил подобной опасности. В Европе уже отмечают, что прямая реклама, тем более назойливая, работает все меньше, и переходят к другим инструментам работы". /Алексей Виноградов/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Ноябрь 2024 - Официальная хроникаОктябрь 2024 - Официальная хроника
- Когда Google лишится браузера Chrome? (102)
- Кто выиграет от введения сбора за распространение интернет-рекламы? (139)
- Сколько придется заплатить налогов за размещение рекламы в интернете? (273)
Сентябрь 2024 - Официальная хроника
- Что угрожает кириллице в рекламной среде? (424)
- Почему покупатель обиделся на «Мегамаркет»? (432)
- Что Ирландия включила в Кодекс безопасности в интернете? (372)
- Сколько штрафов за интернет-рекламу выписал Роскомнадзор в 2024? (2735)
- Сколько придется заплатить за распространение интернет-рекламы? (413)
Август 2024 - Официальная хроника
- Чего не должно быть в рекламе банкротства граждан? (576)
- Почему в Великобритании боятся фаст-фуда? (575)
Июль 2024 - Официальная хроникаИюнь 2024 - Официальная хроника
- Какие наказания хотят ввести за рекламу онлайн-казино? (623)
- Когда реклама Nike плохому учит? (521)
- Как реклама McDonald's нарушила законы Великобритании? (519)
- Почему Марк Цукерберг не контролирует рекламу в Facebook и Instagram? (690)
- Когда Google поделят на три части? (648)
- Какое по счету дело в 2024 завела ФАС против Альфа-банка? (783)
- Как изменится реклама о «списании долгов»? (657)
- Какую информацию оставят на дорожных знаках? (784)