Новости Видео Рекламы
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Лидеры эфира

Декабрь 2005

Новости Видео Рекламы - Лидеры эфира

У "Первого канала" объем среднесуточной доли аудитории за предпоследнюю неделю года составил 24%, у "России" – 24,5%. В столице разница заметнее: у "России" благодаря высоким рейтингам сериала "Мастер и Маргарита" средняя доля выросла до 22,3%, у "Первого" – 19,9%. У НТВ впервые за месяц показатели в Москве заметно упали – до 13,6% (по стране – до 11,2%).

Сериал "Мастер и Маргарита" остается главным событием последних недель. В прошлом выпуске "Телелидеров" Ъ подробно рассказал о московских рейтингах двух первых серий, ставшими рекордными для столицы. После первой недели показа сериала Владимира Бортко на канале "Россия" рейтинговая динамика и интерес аудитории к этому проекту выглядят не менее любопытно.Безусловно, "Мастер и Маргарита" уже обеспечил себе место в телевизионной истории: интерес к нему у телезрителей чрезвычайно высок. Причем интерес этот, говоря языком телевизионной социологии, целевой, а аудитория – адресная.

Показатели "Мастера" очень высоки как в Москве, так и по России в целом. В столице в среднем ниже 45% доля аудитории не опускалась всю прошлую неделю (получается, что "Мастера" смотрела почти половина всех, кто вообще вечером включает телевизор), а рейтинг был на уровне 20% (то есть сериал по роману Михаила Булгакова смотрела пятая часть жителей столицы). Вообще, москвичей (тех самых, которых, по Булгакову, испортил квартирный вопрос) телеэкранизация "Мастера и Маргариты", если судить по цифрам, волновала гораздо больше, нежели зрителей других городов: в столице всю прошлую неделю у сериала были стабильно высокие рейтинговые позиции. Доля канала "Россия" к началу сериала увеличивалась фактически вдвое. И хотя динамика после двух первых сдвоенных серий в Москве, как и следовало ожидать, несколько снизилась (эффект от ожидания премьеры, да еще такой, как "Мастер и Маргарита", всегда выше рейтингов дальнейших серий), она все равно оставалась рекордной для столицы. Даже после трех дней перерыва (включая выходные) шестая серия "Мастера" 26 декабря вновь получила долю выше 40%: интерес зрителей не падает. А седьмая, про бал у Воланда, наверняка привлекла еще больше.

По стране ситуация несколько иная и достаточно симптоматичная. Две недели назад в "Телелидерах" Ъ прогнозировал, что активно внедренный тем же каналом "Россия" жанр отечественного "мыла", калькирующего с поправкой на нашу действительность латиноамериканские сериалы, может сыграть злую шутку даже с такой высококачественной продукцией, как "Мастер и Маргарита". Оказалось, что массовый зритель, подсаженный телевидением на типовой сериальный ширпотреб, действительно с большим трудом преодолевает ставшее таким привычным желание смотреть далекие от реальной жизни любовные мелодрамы, расслабляющие внимание и позволяющие отключиться от действительности.

Последняя неделя сериала "За все тебя благодарю", который показывал "Первый канал", как и предполагал Ъ, без боя "Мастеру" не сдалась. Более того, финальные серии даже обошли "Мастера и Маргариту", и это при том, что сериал Владимира Бортко смотрело очень большое количество россиян: в среднем около 40% от всех включивших телевизор. Однако первые две серии "Мастера" по стране изначально смотрели несколько меньше, чем в Москве: доля 47% против 58% соответственно. А к пятой серии показатели по стране снизились до 36%. Пропорция заметная. Страшно подумать, каких высот могли бы достигнуть итоговые рейтинги сериала "За все тебя благодарю", если бы на его финальных сериях на "России" не вышел "Мастер". И если даже при наличии в национальном телеэфире первой экранизации великого романа Михаила Булгакова идущий с ним практически в одно время на "Первом" сериал украинского производства про многострадальную судьбу провинциальной няни собирает долю 40%, то руководству главных телеканалов все-таки есть над чем задуматься.

Всерьез пересказывать сюжетную линию сериала "За все тебя благодарю" (чего стоит финальная сцена, когда у главной героини непостижимым для нормальной логики образом воскрешается ранее вполне убедительно погибший возлюбленный) и анализировать его телевизионное воплощение на фоне телеэкранизации про "Мастера и Маргариту" как-то само по себе неловко. Но цифры есть цифры. Пятая серия "Мастера" по стране получила долю 37%, а "За все тебя благодарю" на "Первом" – 40%. Если прибавить к этому высочайшие доли утренних повторов "За все тебя благодарю" (там доля далеко за 45%, а последняя серия – почти под 50%), то получается и вовсе какой-то телевизионный бестселлер всероссийского масштаба. А столь высокие цифры утренних повторов этого сериала – лишнее подтверждение того, что утром его смотрели те, кто вечером мучительно разрывался между "Первым каналом" и "Россией". И поскольку "Мастера" канал "Россия" сознательно показывал без повторов, выбор аудитория все-таки делала в пользу последнего. Но по утрам массовый зритель вновь возвращался к своему излюбленному сериальному жанру – "мыльной" мелодраме. Москвичи относились к "За все тебя благодарю" с несколько меньшим ажиотажем, но тоже очень внимательно. В столице на третьей серии интерес к "Мастеру" также несколько снизился, а внимание к сериалу "Первого канала", упавшее в день булгаковской премьеры, снова выросло.

Ничего удивительного во всем этом нет. Телевидение само пожинает плоды того, к чему приучило или, скорее, от чего отучило зрителя за последние годы: от желания думать. Поэтому говорить о том, что массовый зритель безоговорочно отдает предпочтение классике на телеэкране, отказываясь от развлечений и типовых сериалов, было бы серьезным преувеличением. Рейтинги юмористических концертов на "России" и на "Первом канале" немногим уступают "Мастеру". Хотя, безусловно, показ "Мастера и Маргариты" стал не только телевизионным, но и общественным явлением. За последние годы ни один сериал не обсуждали с одинаковым жаром в метро, в очередях, в офисах, на интернет-форумах, в газетах и на радио. Уже даже анекдоты про экранизацию "Мастера" придумали.

Конечно, можно сколько угодно критиковать какие-то сценарные и технологические огрехи в "Мастере", непопадание с кастингом (хотя угодить всем зрителям режиссеру и продюсерам было невозможно: у каждого, кто читал роман, все равно всегда в голове будет образ своего Мастера, своей Маргариты, своих Воланда, Понтия Пилата и Иеуша)... Кто-то не находит в экранизации темы противоборства художника и власти, кто-то недоволен отсутствием массовки в "московских" сценах: большинство сцен, происходящих в столице, выглядит на телеэкране какими-то мертвыми, и лишь изредка "картинка" оживает. Возможно, в сериале присутствует излишне притянутая политизированность некоторых образов (например, образ Валентина Гафта почему-то явно "списан" с Лаврентия Берии). Но все это имеет гораздо меньшее значение по сравнению с тем, какое влияние имеет "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко на зрителей, особенно молодых. И для потребляющих телевидение, и для тех, кто его делает, такие работы, даже при всем возможном несовершенстве их воплощения, гораздо более значимы, нежели сериалы "Кармелита", "Исцеление любовью", "За все тебя благодарю" и "Черная богиня", благодаря рекордным рейтингам которых каналы вырывают победы в борьбе за завоевание доли аудитории.

Но такие события, как "Мастер", бывают на телевидении редко. Поэтому неудивительно, что первые промо-ролики следующей громкой премьеры канала "Россия" – сериала "В круге первом", который выйдет в эфире в начале 2006 года,– появились именно в рекламных блоках во время "Мастера и Маргариты". Трудно представить, что они бы вышли в "Гражданине начальнике" или "Черной богине". И хочется надеяться, что анонс телесериала Глеба Панфилова, сценарий которого написал сам Александр Солженицын, не будут крутить в самом рейтинговом проекте канала – "Кривом зеркале" Евгения Петросяна. Воодушевившись успехом "Мастера и Маргариты", канал "Россия" не скрывает, что ждет не меньшего, а может быть, даже большего внимания зрителей и общественного мнения к сериалу "В круге первом" (в главных ролях – Евгений Миронов, Игорь Кваша, Инна Чурикова, Игорь Скляр и другие). По данным Ъ, премьера намечена на начало февраля, хотя из-за конкуренции с основным соперником, "Первым каналом", планы "России" могут и поменяться.

Однако основная традиционная интрига года разрешится уже на следующий день после того, как в эфире закончится "Мастер и Маргарита". Рейтинги последней серии, которая завершится 30 декабря, будут известны только после Нового года. Так же, впрочем, как и рейтинги новогодних проектов, которые в массовом порядке по традиции обрушатся на зрителей в новогодние праздники. Как известно, новогодняя ночь на телевидении – самый амбициозный телеформат. Руководители каналов маниакально следят за тем, как распределяются места в ночь с 31 декабря на 1 января. Рейтинговые итоги праздников основных каналов Ъ подведет в "Телелидерах" после новогодних каникул. Будет примечательно и то, как в этом году основные каналы построят свою программную политику на десять выходных дней. В прошлом году телевидение и вся страна в первый раз отдыхали так долго. И после прошлогодних каникул руководители трех основных каналов – Константин Эрнст, Антон Златопольский и Владимир Кулистиков – признавались Ъ в "Телелидерах" не только в удачах канала, но и в просчетах и ошибках, которые каждый из них сделал при планировании содержательной части эфира с 1 по 10 января. Извлекут ли телеканалы уроки из этих прошлогодних ошибок и что смогут предложить тем, кто никуда не уедет, а из основного досуга выберет прежде всего телевизор,– станет ясно исходя из первых рейтингов 2006 года, пишет "КоммерсантЪ".

9476
Читайте в рубрике "Новости Видео Рекламы"
Март 2024 - Новости Видео РекламыФевраль 2024 - Новости Видео РекламыЯнварь 2024 - Новости Видео РекламыДекабрь 2023 - Новости Видео РекламыНоябрь 2023 - Новости Видео РекламыОктябрь 2023 - Новости Видео Рекламы
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
4.82