В суд за футболку
Январь 2006

Парижский суд приговорил швейцарскую фирму Custom diffusion к штрафу в 65 тысяч евро за распространение футболок с изображением Эрнесто Гевара де ла Серна, больше известного как Че Гевара, пишет газета "Взгляд". Штраф недобросовестные швейцарцы выплатят в два приема – 40 тысяч получит компания, которая обладает правами на этот снимок, а 25 тысяч – дочь фотографа Альберто Диас Гутьереса, который запечатлел легендарного команданте 6 марта 1960 года.
Французский суд в обвинительном заключении уточнил, что швейцарскую фирму накажут не только за нарушение авторских прав, но и за изменение символики – звезду на берете заменили на политкорректный крест.
"За несколько десятилетий лицо Гевары смотрело на мир с бесчисленного количества маек" Этот суд – далеко не первый в череде судебных исков, связанных с именем самого известного в мире партизана. Между тем лицо кубинского повстанца попало в массы практически случайно – редактор газеты, которому Гутьерес принес свой снимок, публиковать его не стал и предпочел изображение Фиделя Кастро.
Восемь лет спустя Гутьерес подарил снимок итальянскому бизнесмену, который выпустил фотографию в виде постера. Изображение кубинского революционера, который к тому времени уже год как был расстрелян, разошлось с неожиданным успехом. С этого момента он стал не только историческим персонажем, но и одним из самых успешных брендов ХХ века.
За несколько десятилетий лицо Гевары смотрело на мир с бесчисленного количества маек, в Германии его использовали в рекламе Мersedes, в Исландии – на банках кофе, в Польше – продавая компьютеры Apple. В России его использовали в рекламе мобильных телефонов, а роман Виктора Пелевина "Generation P" издательство "Вагриус" выпустило в оригинальной обложке, на которой присутствовали логотипы "Nike", Pepsi и портрет кубинского борца за свободу. Этот набор сложно назвать случайным, поскольку лицо революционера давно отделилось от революции и стало частью массовой культуры. Впрочем, "оранжевая революция" на Украине и "революция роз" в Грузии показали востребованность народного героя свободной Кубы – изображения Че Гевары по-прежнему расходятся "на ура"
Потомки великого команданте одобряли такое широкое распространение лидера революции, считая, что таким образом его идеи будут услышаны во многих странах мира. О финансовой составляющей речь не шла, поскольку Куба много лет не подписывала Бернскую конвенцию об авторском праве.
Однако в 1997 году Куба конвенцию ратифицировала, вступила в ВОИС (Всемирную организацию интеллектуальной собственности), и появилась возможность потребовать свои законные дивиденды. Однако первым ее использовал сам Альберто Гутьерес, который в 2000 году подал в суд на фирму "Smirnoff".
Фирма использовала образ революционера в рекламной компании водки. По мнению 70-летнего фотографа, такая реклама – кощунство и оскорбление памяти революционера, который не пил не только водку, но и любые другие крепкие напитки. В 2001 году Гутьерес умер, и права перешли по наследству к его дочери Диане Лопес, которая к тому времени уже успела выиграть иск к ассоциации "Репортеры без границ".
Ассоциация выпустила несколько тысяч плакатов с коллажем, где Че Гевара изображал полицейского, а подпись гласила: "Добро пожаловать на Кубу – самую большую тюрьму для журналистов". Иск Лопес удовлетворили, она выиграла 2 тыс. евро, но как только выяснилось, что решение суда об уничтожении тиража не выполнено, она подала новый иск – на этот раз на сумму 1,1 млн. евро.
Иски по поводу использования известных лиц в рекламе в России скорее экзотика, чем обычная судебная практика, – несовершенство российского законодательства и производства самого дела уже давно стали грустной притчей. Тем не менее некоторые пытаются отстоять свои права.
Четыре года назад Елена Папанова, дочь Анатолия Папанова, обратилась в суд с претензиями в адрес киноконцерна "Мосфильм" и компании "СКС-Альянс".
Суть претензии заключалась в незаконном использовании изображения персонажа актера из фильма "Бриллиантовая рука" в рекламных плакатах и роликах фирмы "Антиполицай", которая продавала леденцы для устранения запаха изо рта. Елена Папанова назвала это оскорблением памяти актера, и потребовала взыскать с ответчиков пять миллионов рублей за нарушение ее прав как наследницы. Кроме того, Папанова просила суд обязать ответчиков прекратить использовать изображение ее отца в "некорректной", по ее мнению, рекламе. Однако Савеловский суд столицы после рассмотрения дела иск удовлетворить отказался.
Дочь другого актера, Михаила Жарова, предъявляла иск о взыскании ущерба и компенсации морального вреда издательству "Ад Маргинем" и писателю Владимиру Сорокину. Поводом для иска стало использование на обложке романа "Голубое сало" изображение лица, похожего на актера. Анна Жарова посчитала, что рисунок имеет портретное сходство с внешностью ее отца и ее авторские права, а также права на изображение нарушены. Писатель Сорокин недоумевал, почему иск обращен к нему лично, так как в оформлении обложки он не участвовал, однако никому из обвиняемых ничего платить не пришлось – этот иск не был удовлетворен.
Впрочем, в Европе порой свои права защитить немногим легче. Знаменитый гонщик Михаэль Шумахер уже несколько лет не может выяснить отношения с художественной галереей, где он изображен в костюме Адама. Его адвокаты требуют, чтобы обнаженного гонщика убрали из композиции.
Однако суд постановил: картина не продается, а только выставляется, поэтому претензии адвокатов к правам на использование лица звезды автоспорта несущественны. В разгаре тяжбы пропали юридические документы, на которые опирались адвокаты Шумахера, и вместо подготовки к ралли знаменитому немцу приходилось лично отвечать на вопросы полицейских детективов.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Июнь 2022 - ФинансыМай 2022 - Финансы
- Корпорация Revlon готовится к процедуре банкротства (840)
- Сколько денег потратили в России на рекламу в 2021? (569)
- На что ЦИАН за три месяца потратил 691 миллион? (563)
- Перекрёсток обновил дизайн Сумок доброты (585)
Апрель 2022 - Финансы
- Реал - самый дорогой клуб Европы (509)
- Роспотребнадзор посчитал «штрафы» Wildberries необоснованными (543)
- Главный акционер Avito решил выйти из российского бизнеса (578)
- Китай - второй, Казахстан - третий... (573)
- 12,4 миллиона долларов за фото 1924 года? (566)
- Сколько «Детский мир» тратит на маркетинг? (628)
- Комфортная работа ИП с УСН при оформлении счёта в банке Тинькофф (108)
- Более $200 млрд ушли за день с рынка криптовалют (719)
- FiestaCapital отзывы: брокер, которому точно можно доверять (123)
- Портрет Мэрилин Монро был продан за 195 млн долларов (627)
- Курс биткоина упал ниже $33 тыс. впервые с лета 2021 года (681)
- Gucci начнет принимать платежи в криптовалюте (780)
Март 2022 - Финансы
- Акции Spotify упали до исторического минимума (862)
- Почему реклама не спасла группу VK от увеличения убытков? (900)
- Одна серия «Дома дракона» стоила HBO 20 млн долларов (850)
- Сколько TikTok заработал в России? (710)
- Биткоин и Эфир: что выбрать для инвестиции в криптовалюту? (270)
Февраль 2022 - Финансы
- Сколько стоит программа лояльности Wildberries? (1103)
- Сколько принесла реклама «Газпром-медиа» в 2021? (1130)
- Как общаться с коллекторами? (435)
- Cons Capital отзывы: насколько надежны инвестиции с брокером (698)
- Сколько в 2021 потратил на маркетинг и рекламу «Сбербанк» и каковы результаты? (6060)
- Кто получит 47 миллионов «Ростелекома»? (1036)
Январь 2022 - Финансы
- Сколько Telegram заработал на рекламе? (902)
- Как сильно «Фонбет» хочет стать официальным букмекером РПЛ? (920)
- Почему «Яндекс» отработал 2021 год с огромным убытком? (773)
- Сколько разработчики мобильных игр тратят на инфлюенс-маркетинг? (811)
- Сколько зрителей платят Disney+? (881)
- Как Amazon стал крупнейшим рекламодателем? (1048)
- Сколько Amazon зарабатывает на рекламе? (855)
- Сколько банки потратили на рекламу в 2021? (2121)
- Можно ли брать микрозаймы онлайн на карту? (335)