Реклама журнала "Moulin Rouge" признана неэтичной
Январь 2007

Как стало известно Ъ, Издательский дом Родионова проиграл в суде четырехлетнюю тяжбу по поводу рекламы принадлежащего ИД журнала Moulin Rouge с изображением полуобнаженной модели. Суд в своем решении опирался на определение управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Москве. Антимонопольный орган признал рекламу журнала неэтичной, руководствуясь цитатами из Библии и Корана. Представители рекламного рынка считают решение беспрецедентным, а аргументы УФАС – "более чем странными".
Арбитражный суд Москвы отказался удовлетворить иск ИД Родионова к УФАС по Москве, в котором ИД просил отменить решение антимонопольного ведомства, признавшего рекламу журнала Moulin Rouge с изображением полуобнаженной модели Ольги Родионовой неэтичной. Отметим, что неэтичным было признано изображение супруги одного из владельцев ИД – Сергея Родионова, а ИД проиграл тянувшуюся более четырех лет тяжбу с УФАС (см. справку).
В своем решении суд указал, что опирается на разъяснение УФАС, которое аргументировало свои выводы цитатами из Библии и Корана. В частности, в разъяснении УФАС (его копия имеется в распоряжении Ъ) приводятся цитаты из Нагорной проповеди Иисуса Христа: "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем", а также из "Основ социальной концепции Русской православной церкви": "Распутство притупляет духовное зрение... в условиях духовного кризиса средства массовой информации нередко становятся орудиями нравственного растления". Кроме того, пояснения УФАС изобилуют цитатами из Корана о том, что "грех смотреть на чужую женщину и видеть открытые части ее тела", и о том, что "раздеваться без надобности и ходить голым – грех". В конце пояснения УФАС делает вывод, что реклама ИД Родионова является неэтичной, поскольку нарушает "общепринятые нормы гуманности и морали" и содержит "оскорбительные образы в отношении религиозных убеждений физических лиц".
ИД Родионова основан в 1996 году. Выпускает журналы "Профиль", "Компания", "BusinessWeek Россия", "Крестьянка", "Домовой", "Она", Moulin Rouge, L`Optimum, газету "Квадратный метр". Оборот, по экспертным оценкам, составляет $25-30 млн в год. 50% акций ИД принадлежит предпринимателю Сергею Родионову, другие 50% – президенту Уральской горно-металлургической компании Искандару Махмудову и президенту "Кузбассразрезугля" Андрею Бокареву. В мае 2006 года руководство ИД объявило, что Сергей Родионов намерен выкупить долю у господ Махмудова и Бокарева, однако информация об их сделке до настоящего времени не поступала.
Адвокат ИД Родионова Александр Осокин удивлен решением суда и выводами ФАС. "Позиция УФАС основывается на Коране и Библии, но мы религиозных святынь не оскорбляли, у нас модель крестов, полумесяцев и других символов веры в руках не держит. Так УФАС может далеко зайти и превратить наше государство в клерикальное",– заявил господин Осокин, добавив, что ИД обжалует решение Арбитражного суда.
Замруководителя ФАС РФ Андрей Кашеваров считает ссылки на Коран и Библию в разъяснении УФАС "вполне уместными". "Если бы данная реклама чувства верующих не оскорбляла, мы бы не получали обращений от граждан,– пояснил он Ъ.– В законе есть запись о недопустимости оскорбления религиозных чувств граждан, но нет четкого описания границ этого явления. Эти чувства основаны на определенных убеждениях, которые выражены в цитируемых нами текстах". "Слава богу, проходят времена, когда мнение большинства россиян не учитывалось,– поддержал господина Кашеварова пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский.– Отрадно, что госорганы стоят на защите чувств верующих". "Мы приветствуем решение ФАС,– заявил Ъ и глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.– Следует бороться со всем, что разлагает молодежь, в том числе и с такой рекламой".
Однако эксперты в области рекламы называют аргументацию УФАС "более чем странной". "Контролирующий орган должен ссылаться на букву закона, а не прикрываться Священным Писанием. Разве у УФАС есть монополия на толкования писания?" – возмутился партнер маркетинговой компании "Архидея", экс-директор по маркетингу пивоварни "Тинькофф" Самвел Аветисян. Господин Аветисян вспомнил, что после выхода рекламных роликов "Тинькофф" тоже было много шума: "Нас обвиняли в пропаганде лесбийской любви и группового секса, но подобных предписаний мы не получали". Владелец рекламного агентства Amlinsky Андрей Амлинский (разрабатывал корпоративный стиль розничной сети "Эльдорадо" и ее слоган "Сосу за копейки") считает, что "чиновники руководствовались своими представлениями о морали, а они вне правового поля". "УФАС использует Христа как прокурора в спорах хозяйствующих субъектов, и получается, что если ИД Родионова продолжит разбирательство, чиновники вполне им могут заявить: 'Вы, что же, против Библии?' – пояснил господин Амлинский.– В нашем обществе не запрещены мужские журналы, а значит, должна быть разрешена реклама, которая их продвигает".
"Религиозный взгляд на вещи необходимо учитывать, но мужские журналы с полуобнаженными девушками – это часть массовой культуры, один из ее жанров,– заявил председатель совета директоров 'Ашет Филипаки Шкулев' (издает в том числе мужской журнал Maxim) Виктор Шкулев.– Оценивать его с точки зрения церковных представлений о прекрасном нельзя".
Эксперты в области права согласны в оценках с рекламистами и участниками медийного рынка. "Реклама Moulin Rouge не нарушает нормы нравственности и морали, а ссылки на теологические источники несостоятельны,– пояснил адвокат Павел Астахов.– У нас не пуританское государство, и прецедент тут очень простой: все люди под одеждой голые, и про это еще Ильф и Петров в 20-е годы в фельетоне написали". /Александр Воронов, Юлия Куликова, Павел Коробов, КоммерсантЪ/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Май 2022 - ФинансыАпрель 2022 - Финансы
- Главный акционер Avito решил выйти из российского бизнеса (278)
- Китай - второй, Казахстан - третий... (328)
- 12,4 миллиона долларов за фото 1924 года? (412)
- Сколько «Детский мир» тратит на маркетинг? (468)
- Более $200 млрд ушли за день с рынка криптовалют (609)
- Портрет Мэрилин Монро был продан за 195 млн долларов (542)
- Курс биткоина упал ниже $33 тыс. впервые с лета 2021 года (594)
- Gucci начнет принимать платежи в криптовалюте (633)
Март 2022 - Финансы
- Акции Spotify упали до исторического минимума (774)
- Почему реклама не спасла группу VK от увеличения убытков? (755)
- Одна серия «Дома дракона» стоила HBO 20 млн долларов (716)
- Сколько TikTok заработал в России? (625)
- Биткоин и Эфир: что выбрать для инвестиции в криптовалюту? (118)
Февраль 2022 - Финансы
- Сколько стоит программа лояльности Wildberries? (983)
- Сколько принесла реклама «Газпром-медиа» в 2021? (950)
- Как общаться с коллекторами? (313)
- Cons Capital отзывы: насколько надежны инвестиции с брокером (516)
- Сколько в 2021 потратил на маркетинг и рекламу «Сбербанк» и каковы результаты? (5873)
- Кто получит 47 миллионов «Ростелекома»? (903)
Январь 2022 - ФинансыДекабрь 2021 - Финансы
- Сколько Telegram заработал на рекламе? (758)
- Как сильно «Фонбет» хочет стать официальным букмекером РПЛ? (848)
- Почему «Яндекс» отработал 2021 год с огромным убытком? (698)
- Сколько разработчики мобильных игр тратят на инфлюенс-маркетинг? (736)
- Сколько зрителей платят Disney+? (817)
- Как Amazon стал крупнейшим рекламодателем? (907)
- Сколько Amazon зарабатывает на рекламе? (783)
- Сколько банки потратили на рекламу в 2021? (2045)
- Можно ли брать микрозаймы онлайн на карту? (263)