Финансы
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

"Гита" развязала чайные войны

Октябрь 2005

Финансы - "Гита" развязала чайные войны

Комиссия территориального управления ФАС по Петербургу и Ленобласти приняла положительное решение по делу, возбужденному на основании заявления "Орими Трейд" в отношении компании "Май" по признакам недобросовестной конкуренции.

Решение принято по жалобе компании "Орими Трейд", обратившейся в Федеральную антимонопольную службу с просьбой запретить компании "Май" использовать упаковку, которая копирует упаковку чая торговой марки "Принцесса Гита", принадлежащей "Орими Трейд". Компания "Май" утверждает, что будет действовать по предписанию ФАС, но при этом намерена оспорить его в установленном порядке, а действия должностных лиц петербургского УФАС обжаловать в Генеральной прокуратуре.

Дизайн упаковки чая "Гита", выпуск которого компания "Май" начала осенью 2004 года, по сути является имитацией упаковки "Принцесса Гита" с незначительной переработкой некоторых деталей. Кроме того, ОАО "Компания "Май" предприняла активные меры для того, чтобы на прилавках магазинов чай "Гита" располагался рядом с чаем "Принцесса Гита". Однако в "Мае" не считают, что копируют упаковку конкурента. В компании утверждают, что первыми, еще в 1996 году, зарегистрировали словесную форму торгового знака "Гита". "Орими Трейд" так же претендует на первенство – в том же 1996 году ими был зарегистрирован комплексный дизайн торговой марки "Принцесса Гита", из-за которого и возник спор.

По оценкам экспертов, суть конфликта – в давней маркетинговой ошибке "Орими Трейд". Компания вывела на рынок свои основные марки – "Принцесса Гита", "Принцесса Канди", "Принцесса Нури", "Принцесса Ява", - еще 10 лет назад. Значительные рекламные вложения, направленные на популяризацию брендов, сделали их известными и востребованными на российском рынке. В 2004 году, по оценке GFK Русь, доля ТМ "Принцесса Гита" на российском рынке составляла 8,3% в натуральном выражении. При этом каждая из этих "принцесс" ориентировалась на "своего" потребителя – товары находились в различных "классовых" и ценовых категориях, однако были оформлены в едином стиле. В итоге стилевого смешения произошло некоторое "размывание" брендов, поэтому в "Орими" решились на изменение дизайна упаковки самой дешевой из "принцесс" - Гиты. Слово "принцесса" уменьшили до размеров неразличимости, что и возмутило владельцев приоритета на слово "Гита" – компанию "Май".

В обеих компаниях подтверждают предварительные попытки договориться полюбовно. Оба производителя приготовили свои варианты мирового соглашения. Посредником в урегулировании данной ситуации выступала Ассоциация "Росчайкофе", членами которой являются обе компании. Однако прийти к общему знаменателю так и не удалось. Тогда компания «Май», ранее не использовавшая принадлежавший ей бренд, решила вывести его на рынок в упаковке, по оценке ФАС "схожей до степени смешения". Теперь "Май" продает около 100 тонн "Гиты" в месяц, на сумму примерно на $200 000.

Независимые юристы считают, что у "Орими Трейд" мало шансов добиться аннулирования регистрации "Гиты" за компанией "Май", поскольку сложно доказать, что "Май" зарегистрировал товарный знак, чтобы навредить конкурентам. Кроме того, юристы напоминают, что слово в комбинированном товарном знаке имеет превалирующее значение над картинкой, потому при желании "Май" может добиться аннулирования знака конкурента. Однако "Орими Трейд", в свою очередь, может попытаться лишить конкурента прав на знак по причине его неиспользования в течение трех лет.

Компания "Май" – оператор рынка чая и кофе в России, странах СНГ и Балтии (бренды Victorian Tea, Майский, Лисма, Dufre). Компания основана в 1991 году. Владеет дочерними предприятиями за рубежом. May Company Ceylon (Pvt) Ltd. работает с ведущими странами-экспортерами чая и кофе. Киевская компания "Майский чай" представлена на чайном рынке Украины и Молдавии. Компания "Май" располагает производственными мощностями в России и Украине, имеет филиалы и разветвленную дистрибуторскую сеть на территории России, стран СНГ и Балтии.

"Орими Трэйд" основана в 1994 г. Выручка за 2004 г. - 1179 млн. Основные марки - "Принцесса Гита", "Принцесса Канди", "Принцесса Нури", "Принцесса Ява", "Жокей". По данным ассоциации "Росчайкофе", "Орими" занимает около 30% российского рынка чая в натуральном и около 20% - в денежном выражении.

6134
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
2.84