Социальные сети
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Рекламная пауза для отрасли

Ноябрь 2007

Социальные сети - Рекламная пауза для отрасли

Приезжие часто недоумевают: почему москвичи почти никогда не смотрят по сторонам, а норовят уткнуться взглядом себе под ноги? Один из вариантов ответа: чтобы не встретиться взглядом с небритым мужчиной, изображенным на рекламном плакате, закрывающем Спасскую башню, или не читать навязчивые тексты на перетяжках, украшающих Тверскую.

Бороться с рекламной вольницей городские власти начали несколько лет назад, но пока без особых результатов. Одно время по городу ходила шутка: чтобы убрать рекламу "Балтики" с фасада гостиницы "Москва", отель пришлось снести... Реклама не только портит городские виды, но и отвлекает водителей, создавая опасные дорожные ситуации. Приостановить рекламное нашествие на московские пейзажи должна городская целевая программа развития рекламы, информации и оформления города Москвы на 2008-2010 годы, которая вскоре поступит на рассмотрение в мэрию.

- Мы впервые пытаемся взглянуть на рекламу глазами москвичей, а не представителей бизнеса или чиновников, - заявил глава городского комитета по рекламе Владимир Макаров, выступая в Мосгордуме (перед тем, как слушаться на заседании правительства Москвы, проект программы обсуждался думской комиссией по городскому хозяйству и жилищной политике).

Результатом подобного демократичного подхода должно стать сокращение рекламы в историческом центре города. Постепенное вытеснение навязчивых "украшений" из сердца Москвы началось 5 лет назад, когда была принята первая аналогичная программа. За это время мэрия приняла несколько постановлений, ужесточающих правила получения разрешений на установку наружной рекламы на улицах города. Кроме того, был усилен контроль за безопасностью рекламных конструкций и введена система "одного окна".

Первые результаты можно наблюдать на московских улицах. Так, в 2006 году из микрорайонов внутри Садового кольца полностью удалены отдельно стоящие рекламные конструкции размером более 10 квадратных метров. В нынешнем году большинство конструкций свыше 18 квадратных метров исчезли с территорий внутри Третьего транспортного кольца. Гигантские суперсайты (щиты) исчезают из таких важных для города мест, как Новоарбатский мост и Садовое кольцо. Одновременно с усилением борьбы с коммерческой рекламой увеличивается количество рекламы социальной - в городе установлены 1280 уличных указателей, с помощью которых стало значительно проще найти ближайшую поликлинику, больницу или школу. На улицах устанавливаются информационные интернет-киоски.

В проекте новой программы по оптимизации рекламы содержится несколько новшеств. Во-первых, впервые предлагается законодательно определить территории, полностью свободные от наружной рекламы, - в первую очередь это район вокруг Кремля. Установка здесь каких бы то ни было конструкций планируется строго регламентировать. Во-вторых, городские власти собираются составить список типовых конструкций, которые можно устанавливать в разных зонах города - так, чтобы они органично сочетались с архитектурой. В-третьих, в порядке борьбы с рекламной аляповатостью планируется создавать объемные компьютерные модели территории, чтобы проанализировать возможность установки рекламы в сочетании с озеленением, подсветкой и колористическим решением городского ландшафта. Город также собирается создать городскую рекламную сеть, предназначенную исключительно для социальной рекламы. Кроме того, рекламные конструкции будут постепенно становиться все более утилитарными - обычные щиты будут заменяться на уличную мебель (например, рекламные тумбы с интернет-киосками, телефонами и даже туалетами).

Депутатам проект понравился. Правда, вопрос о городской сети вызвал дискуссии.

- Не парадокс ли это: мы сокращаем количество рекламных конструкций в центре и тут же на их месте устанавливаем новые, городские, - заметил депутат от "Единой России" Сергей Турта. - Кроме того, социальная реклама не может висеть все 12 месяцев - то есть места будут пустовать. Естественно, всеми правдами и неправдами место социальной рекламы будет занимать коммерческая. И это будет порождать негатив.

- Надо выработать свои правила размещения рекламы на территории города, - поддержал коллегу по фракции депутат Андрей Метельский. - Город не может без рекламы - она необходима, чтобы Москва эффективно развивалась. Однако граждане жалуются, что рекламы слишком много - они хотят иметь возможность без нервозности найти номера домов или названия улиц. Если предприниматели получают определенный доход, логично обязать их не забывать о социальной ответственности. Город может потребовать у бизнесменов резервировать определенный процент площадей под социальную рекламу.

Депутаты согласились, что прогресс в возвращении городу исторических пейзажей есть:

- Проблема перенасыщенности центра конструкциями, искажающими исторический облик города, постепенно решается, - уверен депутат Александр Крутов. - Может быть, не так стремительно, как хотелось бы, но по многим рекламным установкам были заключены договоры, которые истекают не в один день. Но процесс идет, и новых договоров не будет. Самая сложная проблема, если собственником здания является не город, - в принципе хозяин вправе вешать на фасад что угодно. Но мы пытаемся законодательно ограничить произвол собственника.

Один из способов справиться с рекламным произволом предлагает депутат Михаил Москвин-Тарханов:

- Первый - ограничивать оборот наружной рекламы, пытаться контролировать ее внешний вид и содержание. Это сложно, поскольку отрасль регламентируется законами Российской Федерации. Москва имеет полномочия по ее размещению, но не более. Другой вариант - относиться к рекламе как к части комплексного благоустройства города. Я подготовил концепцию закона "О художественном оформлении города" - там, в частности, есть положение о том, что уникальные и особо ценные фасады домов должны быть полностью сохранены и визуально доступны в своей изначальной архитектурной подлинности. То есть заслонять их вывесками, указателями и рекламными щитами будет нельзя. Закон прошел предварительное обсуждение среди депутатов и сейчас находится в стадии экспертизы.

Европейский опыт

В Европе власти жестко регулируют размещение рекламных щитов вдоль автотрасс и в исторических частях города. При этом городские власти имеют большие полномочия по регулированию содержания рекламы, например, мэр Лондона неоднократно запрещал размещение в лондонской подземке рекламных плакатов дискриминационного, по его мнению, характера. Правда, одновременно с этим лондонские власти разрешили разместить рекламную конструкцию на Трафальгарской площади, в самом сердце города, - с помощью этого шага они надеются собрать недостающие средства на реставрацию церкви St. Martin in-the-Fields постройки начала XVII века. Мэрия Парижа также пытается чистить город от рекламного мусора - в декабре городские власти будут обсуждать план, как сократить количество рекламы на 30% и запретить щиты размеров более 8 метров. Планируется полностью запретить рекламу на набережных Сены - здесь останутся только тумбы и столбы с объявлениями. В августе решение о демонтаже всех рекламных плакатов с фасадов исторических зданий (за исключением тех, что находятся на реставрации) приняла мэрия Праги.

/Ирина Фролова, "Известия"/

10268
Читайте в рубрике "Социальные сети"
Март 2024 - Социальные сетиФевраль 2024 - Социальные сетиЯнварь 2024 - Социальные сетиДекабрь 2023 - Социальные сетиНоябрь 2023 - Социальные сетиОктябрь 2023 - Социальные сети
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
9.39