Каким должен быть официальный каталог выставки? Три подхода к составлению каталогов
В последнее время значительно вырос уровень выставочной культуры в нашей стране. Экспоненты все чаще, прежде чем принять решение об участии в той или иной выставке, запрашивают у организаторов дополнительные сведения: сколько раз проводилась выставка, какой была площадь прошлой экспозиции, кто участвовал, насколько обширной была рекламная кампания, оказывалась ли выставке государственная поддержка и т.д.
Самое пристальное внимание при анализe экспозиции уделяется каталогу. И это не случайно, ведь он, по сути, является «слепком» выставки, реальным свидетельством ее существования.
Каким должен быть каталог выставки? Конкретного руководства нет. «Правила» Союза международных выставок (UFI) утверждают: «Организатор должен обеспечить участников всеми видами услуг, которые могут им потребоваться, в том числе информационными услугами для экспонентов и иностранных посетителей. Заявочная документация, рекламные материалы и каталог должны быть опубликованы не только на языке страны, но и на иностранном языке (французский, английский, немецкий)». («Internal Rules of UFI», Пункт 3.3.2.4).
Таким образом, каталог - это полноценный выставочный инструмент, главной задачей которого является информационное обслуживание экспонентов и посетителей.
Для выявления параметров, обязательных для выставочного каталога, и повышения их качества в мае 1999 г., в рамках выставки "Выставочный сервис", редакция газеты «Удача-Бизнес» инициировала проведение конкурса каталогов. Конкурс показал, что нередко каталог выставки становится средством самовыражения организатора, не выполняя никаких информационных задач. В результате конкурса стало возможным выделить ряд обязательных требований к выставочному каталогу.
Один из главных выводов заключается в том, что каталог - это не просто справочное издание, а прежде всего важный документ, отражающий реальное состояние рынка. Многие предприятия предпочитают работать именно с выставочными каталогами, так как обычно в выставках участвуют компании, которые, во-первых, находятся «на плаву», а во-вторых, хотят расширять сферы своего бизнеса и готовы к сотрудничеству. При аналогичном поиске партнеров в «Желтых страницах» или отраслевых справочниках масса времени тратится впустую. Не секрет, что большая часть информации в подобных изданиях устаревает, даже не успев быть напечатанной.
Поэтому необходимо очень тщательно подходить к формированию содержательной части каталога выставки. Информация - это именно то, что экспоненты и посетители ждут от каталога.
Существует три подхода организаторов к составлению каталогов:
1) В каталог включаются абсолютно все участники выставки без дополнительной платы. Немногие выставочные фирмы придерживаются этого мнения, но наша компания работает именно таким способом.
2) Наиболее распространенный подход — участник платит обязательный регистрационный взнос, который предполагает ряд услуг, в том числе и размещение информации в каталоге.
3) Информация в каталог заносится за дополнительную плату. Специалисты выставочного бизнеса считают этот подход неверным, так как в результате каталог не отражает целиком выставку. Да и назвать это издание каталогом выставки уже нельзя, это совершенно другой продукт.
Очень часто в каталоге выставки публикуется дополнительная информация, которая также важна для участников и посетителей, например размещение в каталоге схемы выставочных павильонов с указанием номеров стендов.
Кроме того, в каталоге публикуется обращение организаторов и официальных лиц к участникам выставки, что также является вспомогательной информацией для анализа выставки и определения ее статуса.
Иногда в каталоге присутствуют аналитические статьи, которые предваряют каталог или какой-либо раздел. Наша компания практикует размещение в каталоге некоммерческой справочной информации. В частности, в 1998 г. в каталоге выставки «Агропромышленный комплекс России» мы опубликовали координаты всех научных учреждений Россельхозакадемии и ряд других эксклюзивных материалов. Размещение такой информации продлевает жизнь каталогу, повышает статус выставки и помогает участнику лучше ориентироваться на отраслевом рынке.
Каталог должен быть строго структурирован. Это не только облегчает поиск той или иной фирмы, но и дает представление о составе участников: какие товарные группы лидируют на данном рынке, какова география выставки, какие регионы наиболее активны и т.д. Таким образом, основу выставочного каталога составляют: алфавитный список участников, список с номерами стендов, список по географической принадлежности и тематический рубрикатор.
Нередко приходится наблюдать ситуацию, когда выставка в разгаре, а у экспонентов и на информационной стойке отсутствует каталог выставки. Организаторы объясняют это тем, что каталоги «только что закончились». Такая ситуация свидетельствует о неподготовленности выставки и ее непрофессиональном уровне. Четких рекомендаций по поводу тиража нет. Количество каталогов зависит от количества участников и
предполагаемых посетителей.
Но совершенно однозначно каталог должен присутствовать на выставке в течение всех дней ее работы и любой посетитель должен иметь возможность его приобрести.
Еще один немаловажный пункт - уровень полиграфического исполнения каталога. Безусловно, развитие полиграфической индустрии значительно повлияло на повышение полиграфического качества каталогов. Это становится очевидным при сравнении каталогов, например, 1996 и 2000 годов. Тем не менее, до сих пор можно увидеть каталоги, напечатанные «подслеповатым» шрифтом чуть ли не на газетной бумаге. Хорошее издание приятно держать в руках, им чаще пользуются, а значит, его востребованность экспонентами и посетителями возрастает.
Как уже говорилось выше, нередко организаторы принимают каталог за средство своего самовыражения. К тому же многие считают себя большими специалистами в области дизайна. Вообще говоря, он не имеет большого значения, кроме, наверное, каталогов специализированных выставок по дизайну. В этом случае должна быть какая-то «изюминка», новаторский прорыв. Во всех остальных случаях дизайн должен соответствовать тематике выставки.
Резюмируя вышеизложенное, можно выделить основные тезисы:
- Каталог - неотъемлемая часть выставки. Если выставка имеет статус международной, ее каталог должен быть двуязычным.
- Каталог - полноценный выставочный инструмент, несущий информационную на грузку.
- Дизайн каталога должен соответствовать тематике выставки.
- Каталог должен присутствовать на вы ставке в достаточном количестве.
- Каталог должен отражать все то, что от него ждут экспоненты и посетители.
Возможно, существуют другие точки зрения по поводу того, каким должен быть выставочный каталог. Не сомневаюсь, что высказывания по этому вопросу были бы интересны и специалистам выставочного бизнеса, и экспонентам.
Мне остается только добавить, что в настоящее время инициативу газеты «Удача-Бизнес» поддержал и развил Союз выставок и ярмарок России и стран СНГ и Балтии. В конце ноября состоится конкурс выставочных каталогов среди членов СВЯ. Председателем стал С.П. Алексеев, президент СВЯ. Также в состав оргкомитета вошли специалисты выставочного бизнеса, представители Союза журналистов, Союза дизайнеров и т.д. Уверен, что конкурс станет мощным импульсом для выставочных организаций в повышении качества каталогов.
И. Филоненко
Генеральный директор компании «Защита ЭКСПО»
Источник: Защита Экспо - организация выставок.
- Выбираем стенд участника. Этапы выбора и согласования (22474)
- Подготовка к участию в Выставке. Чтобы ожидания оправдались - буклеты, листовки, сувениры (14917)
- Подготовка, организация и участие в выставке. Выбор площадки (16455)
- Психологический мир выставки (13609)
- Правила оформления успешного выставочного стенда (11335)
- Как привлечь посетителей на выставочный стенд. Не забываем раздаточный материал (18824)
- Три дня выставки - какой день самый эффективный? Тайм-менеджмент выставки (16747)
- Мобильные стенды - их типы. Ликбез (15880)
- Зачем нужны выставки и что мы получаем взамен? (22530)
- Участие в выставках: step by step. Надо ли вам в них участвовать? (14355)
- Выставка - Как сделать участие в ней максимально полезным? (24438)
- Marketing mix для выставки. Какую брать площадь? (13392)
- Видеопрезентация на выставке. Лучше один раз увидеть! (19494)
- Поющие стенды - акустическая среда на выставке (20517)
- Участие в выставках - выбор места для выставочного стенда (16095)
- Что дарить посетителям на стенде выставки? (14133)
- Зачем нужны выставки? Как выбрать выставку для участия? (24350)
- Основа успешной выставки – постановка задач и удачное концептуальное решение (18418)
- Эффективная работа на выставке. Выработка стратегии и тактики работы (23428)
- Выставочный аутсорсинг - кому и что отдать (12251)
- Участие в выставках: советы практика. Этапы (14388)
- Стратегия CRM в организации театрального фестивального проекта (25989)
- Чемоданчик работника выставки (12487)
- Зарубежные выставки - формы участия и небольшой Мастер-класс (13680)
- Выставочный Public relations - примеры из практики (27771)
- Участие IT-компании в выставках. Параметры оценки эффективности. (23717)
- Современных выставочных технологии - пристендовые рекламные акции (33092)
- 5 шагов до отличного Выставочного стенда (17502)