«Пивная инквизиция» будет искать «оборотней»
Ноябрь 2004
Мало кто знает, кто такие Яков Шпренгер и Генрих Инститорис.
Между тем сегодня эти имена должны узнать многие россияне. Эти двое - достопочтенные и приснопамятные европейские монахи XV столетия, создавшие объемный и ценимый инквизиторами всех времен труд под названием "The Malleus Maleficarum".
Название труда, все более похожим на который становится собрание российского законодательства, в переводе на родной язык означает "Молот Ведьм" - и представляет собой "старинное руководство по допросу III степени, составленное и применявшееся церковниками специально в целях выявления ведьм, и в новейшие времена отмененное, как устаревшее", как определяют его братья Стругацкие.
Многострадальное пиво, алкоголь и табак сегодня в интерпретации российских законодательных органов начинают звучать почти как "ересь", соответственно, их производители шаг за шагом приближаются к статусу "ведьм" или "колдунов", откуда недалеко уже и до аутодафе.
Сначала современные "расчетливые судьи" запретили рекламу пива по телевизору днем – хорошо! Потом запретили пить пиво в общественных местах – не очень хорошо, особенно для молодежи, но терпимо – пиво можно попить и не в общественных. Но теперь в рекламе будут старательно выискивать скрытые намеки на табак и алкоголь, причем ни степень скрытости, ни критерии определения того, рекламируется ли водка, пиво или сигареты, похоже, останутся неопределенными.
Так, к 1 марта 2005 года Федеральная антимонопольная служба вместе с министерством экономического развития и торговли внесет в Госдуму поправки к рекламному законодательству, ограничивающие рекламу табака и алкоголя под видом других товаров. Об этом сообщил глава ФАС Игорь Артемьев, выступая на заседании Госдумы в среду, сообщает РИА «Новости».
Не получится ли из всего этого некая охота на «пивных ведьм»? Охота, в которой те, кто будет контролировать процесс, получат возможность манипулировать своим субъективным мнением в пользу (или во вред) того или иного бренда.
Как быть, например, Nemiroff с его боксом, перцем и… водкой? Запретить спонсору любимых многими трансляций спортивных соревнований указывать свой бренд только потому, что он выпускает не только перец? Как быть с колбасой "Столичная", запретить ее только потому, что есть и водка с тем же названием, и сигареты?
Думается, что Артемьев высказывает лишь благие пожелания, которыми вымощена дорога известно куда: "Эти поправки предусматривают, что если товарный знак "заигран" на использовании бренда, связанного с алкоголем или табаком, то этот или похожий на него бренд в этом виде не может быть использован в рекламе других товаров". Вот так, коротко и ясно.
Хм, как тут не вспомнить водку "Путинка"… Кому же здесь придется ограничить использование бренда, связанного с алкоголем?!
"Это аморально, когда под видом кофе, макарон или перца происходит реклама алкогольных напитков. Это поведение можно охарактеризовать как аморальное", - сказал Артемьев. Но позвольте, во-первых, мораль – не юрисдикция закона и законодательным образом навязывать свое мнение – это тоже аморально.
Кроме того, мораль – в определенной степени оценочна, а оценки разных людей могут быть совершенно различными. Кто же возьмет на себя ответственность за определение того, что творится в человеческих мозгах при взгляде на широко известный бренд, который выпускает не одну товарную категорию, а несколько?
Хотя Артемьев и говорит о том, что при подготовке поправок ФАС будет учитывать юридические вопросы, которые могут возникнуть в связи с правами на интеллектуальную собственность на тот или иной бренд, он же отмечает, что сегодня в законодательстве не предусмотрены достаточно эффективные механизмы борьбы с такими проявлениями.
Однако изощренные умы современности нашли выход из этой ситуации и решили привлечь на свою сторону "народ". Так, в соответствии с действующим законодательством, ФАС, перед тем, как предъявить претензии к соответствующей рекламе, должен провести соцопрос и доказать на его основе, что люди видят именно алкоголь в рекламируемой продукции, пишет РИА "Новости".
Справедливости ради стоит отметить, что нововведения солидарно поддерживают не только многие депутаты Госдумы, но и некоторые эксперты. "Даже на уровне идеи озвученный подход одобряется экспертным сообществом. Так, в Конфедерации обществ потребителей (КонфОп) считают, что принимать такой закон необходимо. Как заявил "НИ" эксперт КонфОп Олег Комаровский, завуалированная реклама – это прежде всего обман покупателя», - пишет газета "Новые Известия".
Председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов считает, что "перспективы у этого закона благоприятные, думаю, что Дума его одобрит в трех чтениях уже к концу весенней сессии".
Так что вполне возможно, что уже весной 2005 года начнется "охота на ведьм" и "оборотней в бутылке", что многие из нас будут лишены некоторых любимых передач, спонсируемых производителями алкоголя и табака, и все из-за того, что кто-то считает, что телевизионный вид капли на стекле, гонг и проворный боксирующий перчик непременно напоминают о водке, хотя многие узнали об этом только с чужих слов.
Тем не менее, здесь есть много спорных вопросов, доверить решение которых отдельным людям и даже результатам "репрезентативных" опросов, к тому же интерпретируемых все теми же людьми, кажется ограничением свободы. Если мы пойдем таким путем, недалеко будет до того, что судить будут за намеки.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Октябрь 2024 - Официальная хроникаСентябрь 2024 - Официальная хроника
- Что угрожает кириллице в рекламной среде? (198)
- Почему покупатель обиделся на «Мегамаркет»? (284)
- Что Ирландия включила в Кодекс безопасности в интернете? (282)
- Сколько штрафов за интернет-рекламу выписал Роскомнадзор в 2024? (2660)
- Сколько придется заплатить за распространение интернет-рекламы? (361)
Август 2024 - Официальная хроника
- Чего не должно быть в рекламе банкротства граждан? (538)
- Почему в Великобритании боятся фаст-фуда? (524)
Июль 2024 - Официальная хроника
- Какие наказания хотят ввести за рекламу онлайн-казино? (559)
- Когда реклама Nike плохому учит? (484)
- Как реклама McDonald's нарушила законы Великобритании? (473)
- Почему Марк Цукерберг не контролирует рекламу в Facebook и Instagram? (633)
- Когда Google поделят на три части? (596)
- Какое по счету дело в 2024 завела ФАС против Альфа-банка? (733)
- Как изменится реклама о «списании долгов»? (622)
- Какую информацию оставят на дорожных знаках? (737)
Июнь 2024 - Официальная хроникаМай 2024 - Официальная хроника
- Что запретят блогерам и анонимным телеграм-каналам? (630)
- Как придется рекламировать потребкредиты? (721)
- Когда в России реклама в Instagram станет вне закона? (815)
- Как Google получает согласие пользователей? (732)