Названий медицинских брэндов в рецептах не будет
Июль 2005
В конце прошлой недели Госдумой был принят в первом чтении сенсационный законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон 'О лекарственных средствах'". Поправки запрещают врачам выписывать рецепты с упоминанием торговых марок, вынуждая их оперировать лишь названиями химических соединений. Законопроект лоббируют российские производители дженериков – дешевых аналогов патентованных препаратов. Представители западных компаний утверждают, что принятие этого законопроекта в его нынешнем виде спровоцирует снижение оборотов крупнейших фармкомпаний на 20%.
Законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон 'О лекарственных средствах'" был разработан членами Совета федерации Борисом Шпигелем и Игорем Брынцаловым, а также депутатами Государственной думы Татьяной Яковлевой и Андреем Макаровым. В начале 2005 года текст законопроекта был согласован с правительством РФ и 7 апреля был вынесен на обсуждение комитетом здравоохранения, который возглавляет один из авторов законопроекта – Татьяна Яковлева. 14 апреля на совете Думы было принято решение отложить законопроект и направить его на заключение комиссии Госдумы по противодействию коррупции. Комиссия предложила отклонить законопроект, после чего была создана группа по его доработке.
В минувшую пятницу законопроект был принят в первом чтении. За принятие поправок проголосовали 338 депутатов, 5 против, 3 воздержались. Основное нововведение предполагает осуществление выписки рецептов на медикаменты и их продажи не по их брэндам, а по международному непатентованному наименованию (МНН). На практике закон должен исполняться следующим образом: на приеме врач будет выписывать пациенту, к примеру, не "Мезим" или "Пензитал", а панкреатин – действующее вещество в обоих препаратах. С рецептом пациент отправится в аптеку, где фармацевт предложит ему на выбор несколько препаратов, содержащих панкреатин. По мысли разработчиков законопроекта, при такой схеме большее количество пациентов выберут препарат подешевле и, вероятно, купят дженерик российского происхождения. Производство и продажа дешевых дженериков составляют основу бизнеса инициатора законопроекта Бориса Шпигеля. Крупным производителем дженериков является и компания "Брынцалов А" (ранее "Ферейн"), принадлежащая предпринимателю и дяде одного из разработчиков законопроекта – Игоря Брынцалова – Владимиру Брынцалову.
До сих пор врачи были одним из основных каналов продвижения на рынок брэндированных препаратов. В пояснительной записке к законопроекту прямо говорится, что поправки к закону необходимы "для исключения лоббирования и продвижения организациями-производителями определенных лекарственных средств, большая часть которых является воспроизведенными, что не позволяет осуществлять полноценный контроль качества их производства и распространения". Авторы документа не поясняют, каким образом введение продаж по МНН решит проблему навязывания потребителям тех или иных препаратов: помимо врачей в этой системе зачастую фигурируют провизоры, которых фармкомпании также задействуют в системе продвижения медикаментов. Как сообщил Ъ один из авторов законопроекта – депутат Андрей Макаров, он это понимает, но цели искоренить это явление на всех уровнях с помощью закона не ставилось. "Доля врачей в бюджетах продвижения рецептурных препаратов составляет 60%, провизоры занимаются только продвижением безрецептурных препаратов,– говорит председатель совета директоров группы компаний 'Бионика' Юрий Крестинский.– Видимо, после принятия законопроекта именно на последних будет возложена задача продвигать те или иные препараты. Производители обычно договариваются с руководством аптечных учреждений или сетей о продвижении своих препаратов. С самими провизорами, в отличие от врачей, договариваться индивидуально никто не будет и, соответственно, на получение бонусов от продаж они рассчитывать не смогут. Поэтому вряд ли провизоры будут с охотой этим заниматься. С другой стороны, данная рекомендация входит в обязанности провизора".
Эксперты прогнозируют, что исчезновение лекарственных брэндов, маркетинговой поддержки и переход к ценовой конкуренции спровоцирует спад продаж брэндированных лекарств и, как следствие, снижение темпов роста фармкомпаний. "Доля брэндированных дженериков на международном рынке составляет 85%, оригинальных препаратов – 15%. На российском рынке все выглядит иначе. 10% производства сконцентрировано на выпуске 'лекарств c именем', остальное – на выпуске обезличенных препаратов, поступающих в продажу под МНН,– отмечает ведущий аналитики центра маркетинговых исследований 'Фармэксперт' Давид Мелик-Гусейнов.– Поэтому в первую очередь эти поправки затронут именно иностранных производителей, импортирующих и производящих здесь лекарства. Если закон вступит в силу в сегодняшнем виде, оборот как российских, так и иностранных компаний, которые ориентированы на производство препаратов под собственными марками, снизится на 15-20%".
Представителей западных фармкомпаний принятие законопроекта откровенно удивило. "Выписка только по МНН может отходить от современной международной практики и ставить в затруднительное положение как врачей, так и пациентов, поскольку лишает их возможности выбора конкретного лекарства,– говорит представитель компании Sanofi-Aventis Александр Быков.– Ведь именно производитель несет ответственность за качество препарата, а это непосредственно связано с его названием. Кроме того, не ясно, как быть с препаратами узкого терапевтического действия. Одинаковые дженерики могут отличаться по воздействию. Раньше при выписке препарата это брали в расчет врачи. Теперь же получается, что клиническую практику будут определять провизоры и дистрибуторы".
Вместе с тем, как отмечает господин Макаров, на заседании комитета по здравоохранению, предшествующем заседанию Думы, была достигнута договоренность о том, что на втором чтении, которое состоится после завершения думских каникул, законопроект дополнится поправкой, по которой выписка рецептов по МНН коснется только лекарств, которые закупает государство для льготных категорий граждан. Не исключено, что в обычной рознице лекарства будут отпускаться по-прежнему. Впрочем, объем госзакупок для льготников составляет $2 млрд – это примерно треть российского рынка лекарств. И изменения правил только в данной категории лекарств все равно повлекут кардинальные изменения для всего рынка, пишет "Коммерсант".
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Ноябрь 2024 - Официальная хроникаОктябрь 2024 - Официальная хроника
Сентябрь 2024 - Официальная хроника
- Что угрожает кириллице в рекламной среде? (347)
- Почему покупатель обиделся на «Мегамаркет»? (375)
- Что Ирландия включила в Кодекс безопасности в интернете? (329)
- Сколько штрафов за интернет-рекламу выписал Роскомнадзор в 2024? (2679)
- Сколько придется заплатить за распространение интернет-рекламы? (384)
Август 2024 - Официальная хроника
- Чего не должно быть в рекламе банкротства граждан? (554)
- Почему в Великобритании боятся фаст-фуда? (543)
Июль 2024 - Официальная хроникаИюнь 2024 - Официальная хроника
- Какие наказания хотят ввести за рекламу онлайн-казино? (584)
- Когда реклама Nike плохому учит? (497)
- Как реклама McDonald's нарушила законы Великобритании? (482)
- Почему Марк Цукерберг не контролирует рекламу в Facebook и Instagram? (654)
- Когда Google поделят на три части? (615)
- Какое по счету дело в 2024 завела ФАС против Альфа-банка? (747)
- Как изменится реклама о «списании долгов»? (632)
- Какую информацию оставят на дорожных знаках? (754)