Производителей пиратской продукции будут ликвидировать
Июнь 2006

Российские власти подготовили ответ на претензии США о засилье пиратской продукции на отечественном рынке. Разработанный по поручению Кремля проект четвертой части Гражданского кодекса, посвященный защите интеллектуальной собственности, будет внесен в Госдуму в ближайшее время. Составители кодекса сменили тактику: они больше не пугают производителей нелегальной продукции уголовной и административной ответственностью. Уличенные в производстве контрафакта фирмы будут просто ликвидироваться, пишет "Бизнес".
Как сообщил глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, подобная мера направлена в первую очередь против производителей контрафактной продукции, но также затронет и тех, кто ее реализует. Ликвидация подозреваемой в пиратстве фирмы будет проводиться по решению суда, который, оговаривается Крашенинников, изучит "вопрос вины" каждого участника незаконного оборота. "Например, издательство выпустило книгу автора, которую он переписал у другого. Если издательство было в курсе и это будет доказано, то ему будут предъявлены претензии. А если только автор слукавил, то меры будут приняты лишь к нему",- приводит он пример.
По словам Крашенинникова, такая мера, как ликвидация юридического лица, может быть применена даже в случае однократного нарушения закона, если "речь о промышленных масштабах, о серийных вещах, а не списывании одного абзаца". Как уточняет советник юридической компании Salans Евгений Тимофеев, согласно Гражданскому кодексу ликвидировать юрлицо с санкции суда можно и сейчас, в том числе за осуществление деятельности без надлежащего разрешения либо запрещенной законом. "Предлагаемая для борьбы с пиратством ликвидация юрлиц вполне соотносится с этой нормой Гражданского кодекса",- отмечает он.
Бороться с производителями контрафакта правоохранительные органы пытаются репрессивными мерами: Уголовным кодексом за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена ответственность в виде штрафа до 800 МРОТ либо лишение свободы на срок до пяти лет. Однако, как показывает практика, это не очень пугает пиратов. В начале этого года Генпрокуратура предлагала увеличить срок лишения свободы для производителей нелегальной продукции до 10 лет.
По данным МВД, за минувший год было возбуждено более 5 тыс. уголовных дел по подозрению в пиратстве, а размер причиненного ущерба по раскрытым преступлениям оценен в 400 млн руб.
В то же время реальный масштаб контрафактного производства гораздо значительнее: по данным Роспатента, общий оборот подделок - примерно 100 млрд руб. в год, а по подсчетам Международного альянса производителей интеллектуальной собственности, доля пиратской продукции в России составляет 70-80% в зависимости от рынка. Впечатляющие масштабы распространения контрафактных товаров произвели столь неизгладимое впечатление на американских правообладателей, что они потребовали от президента США заблокировать присоединение России к ВТО до тех пор, пока наша страна не решит все проблемы защиты прав интеллектуальной собственности.
Как отмечает управляющий партнер юридической компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов, проблема действующего законодательства заключается в том, что пострадавшая сторона должна документально подтвердить убытки, при этом предусмотренные законом суммы штрафов для серьезных нарушений невелики. "Бывает, что юрлицу, производящему контрафакт в промышленных масштабах, выгоднее платить штрафы, чем авторские отчисления",- говорит эксперт. Однако, считает он, угроза ликвидации для крупного производителя, например завода, будет стимулом к законопослушному поведению.
В то же время юристы соглашаются с тем, что пираты смогут найти обходные пути, используя фирмы-однодневки. "В отношении них угроза ликвидации бессильна",- признает Евгений Тимофеев. А Юрий Добронравов добавляет, что в конечном итоге нарушителем может оказаться какое-нибудь ООО, у которого на балансе нет никакого имущества./Ольга Кувшинова/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Май 2025 - Официальная хроникаАпрель 2025 - Официальная хроника
- Как выбрать продукты с улучшенными характеристиками? (421)
- Какие новые требования к рекламе фастфуда обсуждаются в Госдуме? (520)
- Кто получит деньги от сборов с интернет-рекламы? (934)
- Что является рекламой на дорожных знаках? (1877)
Март 2025 - Официальная хроника
- Когда в Госдуме приравняют цифропсихологов к магам? (2318)
- Почему в Великобритании запретили рекламу пива Prime Time Lager? (1797)
- Какие ограничения ждут рекламу «энергетиков»? (1817)
- Как правильно рекламировать банковские вклады? (1521)
- Насколько редкими станут в рекламе слова «полезный» и «здоровый»? (1586)
- Какие бренды лишатся в России прав на товарные знаки? (2072)
- Как Т-Банк получил штраф за рекламу в мобильном приложении? (2524)
Февраль 2025 - Официальная хроника
- Какие вводятся штрафы за рекламу в Instagram и Facebook? (1770)
- Как в России намерены бороться с лудоманией? (2207)
- В чем селлеры обвиняют маркетплейсы? (2289)
Январь 2025 - Официальная хроникаДекабрь 2024 - Официальная хроника
- Какие изменения ждут рекламу энергетиков? (1765)
- Какие виды деятельности считаются креативными? (1121)
- Когда реклама самогонных аппаратов станет под запретом? (1123)
- Как изменятся улицы российских городов после принятия нового закона? (695)
- Как можно оказаться на первых позициях выдачи на маркетплейсах? (730)