Официальная хроника
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Как защита русского языка повлияет на рынок рекламы?

Февраль 2023

Официальная хроника - Как защита русского языка повлияет на рынок рекламы?

Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект «О государственном языке Российской Федерации», направленный на защиту русского языка «от чрезмерных иностранных заимствований». Об этом сообщается на официальном сайте Думы.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, новые нормы запрещают «употребление слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях».

Законопроект вступит в силу с 1 января 2025 г.

Требования касаются использования русского языка как государственного. И реклама подпадает под регулирование, поскольку новые требования также применимы к информации, предназначенной для потребителей товаров, работ и услуг.

Придется сверяться со словарями

Использование в рекламных сообщениях любых иностранных слов, в том числе ставших привычными (кешбэк, маркетплейс и так далее) потребует проверки их наличия в так называемых нормативных словарях, справочниках и грамматиках. «Когда будут составлены указанные документы и как оперативно они могут меняться, чтобы поспевать за такой живой структурой, как разговорный язык — неясно», — говорит Натела Давитинидзе, эксперт в области юриспруденции.

Товарные знаки и фирменные наименования под вопросом

Пока, по оценкам юристов, изменения не должны коснуться товарных знаков и фирменных наименований, поскольку они позволяют идентифицировать производителя и рекламодателя. «Однако за любым законом стоит правоприменительная практика, и в данном случае также пока неясно, по какому пути она может пойти», — отмечает Давитинидзе.

Наказание пока не предусмотрено

«Правовой парадокс данных изменений состоит в том, что закон “о госязыке” говорит, что государственный язык — это язык словарей и он должен использоваться в рекламе, подразумевая, что слова, не внесенные в словари русского языка, не могут использоваться в рекламе. Но при этом закон “о рекламе” сформулирован таким образом, что за нарушение ч. 11 ст. 5 закона, требующей использовать госязык в рекламе, не установлен субъект ответственности. Таким образом, выходит, что использование госязыка с нарушением лингвистических норм, запрещено, но ненаказуемо», — объясняет Дмитрий Григорьев, директор юридического департамента «Европейской Медиагруппы».

Впрочем, юристы Ассоциации блогеров и агентств (АБА) обратили внимание на правоприменительную практику — в 2018 г. Самарское УФАС признало ненадлежащей рекламу «Разыскивается провизорро! Работа, которая приносит счастье» из-за слова «провизорро», которое отсутствует в толковых словарях русского языка.

Что грозит блогерам

Лидерам мнений не придется переводить на русский язык названия каналов, однако они, как и все участники рекламного рынка, должны будут сверяться со словарями при использовании иностранных слов, подчеркивают эксперты ассоциации. «Закон лишь развяжет руки административным органам, так как предоставит возможность ссылаться на отсутствие англицизмов в словарях, которые будут со временем сформированы», — говорят в АБА.

«Ограничение использования иностранных слов могло бы быть расценено как благое, направленное на защиту интересов потребителей и обеспечение понимания ими рекламного посыла. Однако такие нормы одновременно могут существенно ограничить бизнес в его рекламных возможностях взаимодействия с потребителями», — считает Натела Давитинидзе.

1440
Читайте в рубрике "Официальная хроника"
Апрель 2024 - Официальная хроникаМарт 2024 - Официальная хроникаФевраль 2024 - Официальная хроникаЯнварь 2024 - Официальная хроникаДекабрь 2023 - Официальная хроникаНоябрь 2023 - Официальная хроника
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
2.45