35% и НЕ БОЛЬШЕ. О регулировании интернет-сервисов
Февраль 2019

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России внесла в правительство законопроекты, предусматривающие ужесточение требований к интернет-сервисам, включая блокировку их сайтов. Ранее поправки критиковало Минэкономики и участники рынка, после чего законопроекты прошли корректировку. Впрочем, и в текущем виде инициатива не соответствует рыночным правилам, указывают эксперты.
О внесении пятого антимонопольного пакета в правительство “Ъ” рассказал заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский. Он включает в себя поправки в закон «О защите конкуренции» и в КоАП (копия есть у “Ъ”). Инициатива подразумевает ужесточение требований к интернет-сервисам и добавление новых критериев для согласования сделок в отрасли. Для компаний, нарушивших антимонопольное законодательство, поправки предусматривают блокировку их сайтов на срок до 90 суток.
Пятый антимонопольный пакет был разработан ФАС год назад. Документ был раскритикован «Яндексом», который вместе с другими игроками подготовил свой вариант законопроекта, сообщал “Ъ” в марте 2018 года. В конце года Минэкономики представило отрицательный отзыв на пакет поправок, назвав их недостаточно обоснованными. Обсуждение законопроекта привело к некоторым его корректировкам. Так, ФАС добавила числовые показатели для определения доминирующего положения компании с цифровой платформой — 35% «на рынке взаимозаменяемых услуг». В проекте было прописано, что признать компанию доминирующей на рынке можно только в том случае, если цифровая платформа имеет выручку менее чем 400 млн руб. в год. ФАС рассчитывает, что пятый антимонопольный пакет может быть принят Госдумой в 2019 году, говорит Сергей Пузыревский.
Позиция Минэкономики по отношению к законопроекту остается прежней, поскольку ведомство не видело скорректированной версии документа, сообщили “Ъ” в пресс-службе министерства. В «Яндексе» отказались от комментариев.
Инициатива ФАС является назревшей, полагает старший юрист юридической практики KPMG в России и СНГ Егор Свечников. При этом ряд пунктов документа, по его мнению, вызывают вопросы. Например, новым основанием для согласования сделок предлагается сделать превышение объема ее суммы в 7 млрд руб. Однако в законодательстве отсутствует определение «объем сделки», указывает юрист.
Директор Института права и развития ВШЭ—Сколково Алексей Иванов, участвовавший в разработке инициативы ФАС, назвал введение числовых показателей негативным изменением, поскольку это «противоречит логике развития цифровых платформ». «Бизнес настоял, настояло Минэкономики, хотя это и не соответствует интересам российских цифровых компаний»,— считает он. Документ не расширяет полномочия ФАС, как принято говорить сейчас, а дает ей полномочия эффективнее работать с инновационными рынками, уверен эксперт.
Законопроект говорит о том, что для признания компании доминирующей ее доля на рынке не определяется — главное, чтобы данные, которыми обладает компания, позволяли ей оказывать решающее влияние на рынок, указывает Егор Свечников. Такой подход не соответствует существующему порядку, при котором определяются рыночные доли участников рынка, и упростит работу ФАС, отмечает он.
При внедрении пятого пакета регулятор будет обращать более пристальное внимание на вопрос консолидации больших данных о пользователях, которые собирают компании из разных сфер, говорит Алексей Иванов, указывая в качестве примера создание СП Mail.ru Group, Alibaba Group, «МегаФона» и РФПИ.
Существенных рисков принятие пятого пакета не несет, заявил “Ъ” источник в одной из крупных компаний в сфере e-commerce. «Надеемся на конструктивный подход правительства к методологии подсчета доли рынка и стандартизации терминологии, поскольку сейчас различные игроки и отраслевые объединения, например, по-разному считают объемы рынка»,— добавил он.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Июнь 2022 - Интернет МаркетингМай 2022 - Интернет Маркетинг
- Почему Netflix заинтересовался рекламой? (397)
- Какие новые способы монетизации контента введут Facebook и Instagram? (515)
- Сколько смогут зарабатывать на рекламе стримеры в Twitch? (720)
Апрель 2022 - Интернет Маркетинг
- Telegram перестанет быть «бесплатным навсегда»? Это возможно... (509)
- Как в Британии борются с Google? (531)
- Как «Яндекс» хочет привлечь больше рекламодателей? (470)
- На сколько подорожает реклама в Telegram и «ВКонтакте»? (558)
Март 2022 - Интернет Маркетинг
- Какие возможности у платформы «VK Реклама»? (965)
- Кто получит скидку на рекламу во «ВКонтакте»? (796)
- Как заработать на рекламе в ленте Ozon? (685)
- Как государство поможет сервисам онлайн-рекламы? (768)
- Какой пульт управления придумал «Яндекс»? (1017)
- Что геосервисы Яндекса предлагают малому бизнесу? (816)
- Как научиться размещать контекстную рекламу в Яндексе? (939)
- Как меняется стоимость рекламы в Telegram-каналах? (984)
Февраль 2022 - Интернет Маркетинг
- Что Ozon добавил для рекламы товаров в поиске? (1109)
- Как «Сбер» намерен увеличить число функций «Салюта»? (1040)
- Как «Голубой джедай» помогает Google и Facebook на рекламных аукционах? (977)
- Маркетинговые услуги (393)
- Как мы будем жить без рекламы Google? (1093)
- Какие соцсети выберут рекламодатели в России? (1038)
- Какой сервис поможет «Сравни» привлечь клиентов? (884)
Январь 2022 - Интернет Маркетинг
- Какие санкции App Store применил к Промсвязьбанку? (884)
- Сколько стоит реклама криптовалюты в Telegram? (1347)
- Кому Victoria’s Secret будет продавать виртуальное нижнее белье? (753)
- Как купить вещи из роликов YouTube? (888)
- Как заказать McDonald’s в виртуальном ресторане? (903)
- Как правильно заказать продвижение сайта (347)
- Как быстро раскрутить Ютуб-канал? (485)
- Какие приложения попадут в интернет-магазин Tesla? (880)
- Как Google лишил PriceRunner $2,4 млрд? (856)
- Когда приступать к продвижению сайта и что будет, если сделать это не вовремя? (392)
- Как идут ваши дела на Ozon? (957)