Кто останется на рынке телерекламы России к 2022?
Октябрь 2021

«Национальный Рекламный Альянс» создал максимально подробную картину телевизионного рынка в своем первом индустриальном отчете. Обширный документ подводит итоги пандемийного 2020 г. и анализирует его влияние на дальнейшее развитие медиарекламной индустрии. Проект дает представление о ситуации на мировых рекламных рынках и позитивных трендах 2021–2022 гг. Команда НРА пристально изучила структуру российского сегмента ТВ, что позволило собрать подробные данные об инвестициях основных товарных категорий и потреблении видео в омниканальном мире, а также поделиться видением относительно будущего отрасли.
«Идея этого проекта пришла к нам в 2020 г., когда мы столкнулись с огромным объемом новой информации и необходимостью ее критически оценивать, структурировать и выделять главное», — рассказал генеральный директор НРА Алексей Толстоган.
Селлер подтвердил ранее озвученный прогноз на 2021 г., согласно которому расходы рекламодателей на телевидение увеличатся на 12–13?%. В пятилетней перспективе среднегодовые темпы роста (CAGR) составят 7%.
Пандемия привела к значительному усилению сплита ТВ + Интернет, отмечают в НРА. С одной стороны, наш рынок повторил глобальный сценарий, с другой — возникла довольно опасная предпосылка для дальнейшего распределения рекламных бюджетов. Во-первых, потенциал роста ТВ и digital за счет других медиа исчерпан, а это грозит обострением конкуренции между ними. Во вторых, наиболее пострадавшие сегменты будут стараться отыграть драматичное падение 2020 г. Результатом может стать ожесточенная конкурентная борьба между участниками российского рекламного рынка в 2021–2022 гг.
Данные аналитического центра НСК свидетельствуют, что в прошлом году заметное сокращение телевизионных бюджетов наблюдалось в таких товарных категориях, как «парфюмерия и декоративная косметика» ?(–32%), «чай, кофе, какао» ?(–21%), «шоколад и шоколадные изделия» ?(–19%), «средства по уходу за кожей» ?(–18%), «уход за волосами» ?(–18%), «услуги сотовой связи» ?(–15%).
Самыми динамичными оказались рекламодатели из категорий «корм для животных» (+36%), «моющие и чистящие средства» (+21%), «кродукты питания» (кроме напитков и шоколада, +16%), «кнтернет-торговля/сервисы» (+16%, с учетом всех рекламодателей онлайн-среды +23%) и «финансовые услуги» (+11%).
В ряде случаев катализатором послужил именно COVID 19. Например, расходы e-commerce на ТВ-продвижение начали расти еще в 2018 г., а пандемия и домашняя изоляция только разогнали этот процесс. Похожая ситуация с категорией «Финансы», где уже несколько лет наблюдается своеобразная «гонка вооружений» между ключевыми игроками. В кризисный год они нарастили маркетинговую активность, переориентировав креативы на новые приоритеты аудитории, отмечают в НРА.
Противоположный тренд — на снижение инвестиций — продемонстрировали категории «Фарма» и «Авто», которые сокращают присутствие на ТВ третий год подряд. При этом фарма по-прежнему остается лидером по доле рекламных инвестиций на ТВ (20,5%).
Впервые за три года НСК зафиксировала увеличение доли 50 крупнейших рекламодателей на федеральном ТВ, с 59,1 до 61,9%. В 2020-м бюджеты топ-50 выросли на 2%, а бюджеты топ-10 рекламодателей увеличились на 5%. Миллиардными бюджетами могут похвастать 36 федеральных рекламодателей, в среднем каждый такой бренд потратил на телерекламу 1,9 млрд руб. В целом так называемый «миллиард+» обеспечил 52% всех инвестиций в ТВ.
В 2020 г. доля локальных брендов на ТВ впервые превысила долю зарубежных, и тренд на импортозамещение оказался весьма устойчивым. Доля затрат отечественных рекламодателей по итогам 2020 г. составила 54%, в топ 10 федерального ТВ вошли МТС, «Сбер», «Фармстандарт» и «Мираторг». Во второй десятке оказались еще четыре российские компании: «Билайн», «Тинькофф», «МегаФон» и ВТБ.
Согласно данным НСК, полное импортозамещение наблюдается в телекоме, более 80% — в категориях «Досуг и развлечения» (к которой относятся букмекеры), «Финансовые услуги» и «Торговые организации». Отсутствие локальных игроков можно заметить в категориях «Предприятия общественного питания» и «Легковые автомобили», зарубежные бренды также доминируют в категориях «парфюмерия и декоративная косметика» (98%), «мобильные устройства связи», «пиво», «моющие и чистящие средства» (по 96%).
Кроме того, эксперты выяснили жанровые предпочтения рекламодателей. Так, медицина и фарма чаще выбирают размещение в развлекательных ток-шоу, финансовые бренды предпочитают информационные программы, производители продуктов питания — игровые форматы, а сотовые операторы и интернет-сервисы — мультфильмы.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Ноябрь 2025 - ИсследованияОктябрь 2025 - Исследования
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (305)
- Как привлечь внимание поколения Z? (314)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (401)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (504)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (3816)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1096)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1248)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (82)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1564)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1285)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1189)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (283)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (218)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3863)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1427)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1329)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (322)
- Что такое липучесть бренда? (1477)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1480)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (499)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1385)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (429)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1663)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1912)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1524)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (473)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1899)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1909)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1574)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1620)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1448)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (35)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2469)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1170)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2000)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (873)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2122)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2040)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (925)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2059)
- Как питаются российские школьники? (1825)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1842)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (108)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (87)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1990)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2153)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2134)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1012)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (246)
- Где узнать стоимость Toncoin? (344)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2193)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2695)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2741)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (227)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (620)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2911)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (3017)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2950)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1501)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2944)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3011)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2799)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (264)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2960)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2547)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2909)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2935)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1362)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (555)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1716)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (815)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3257)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3127)
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3995)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3562)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3425)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2645)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2619)
- Как научиться играть в покер (1350)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3189)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (3064)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3309)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2899)


