Зарубежный опыт тоже свидетельствует, что это правильный путь. Посмотрите на Китай. Теперь это страна номер один по уровню развития сферы интеллектуальной собственности. Даже с учетом языкового барьера они активно продвигают собственные бренды. Бесперспективно работать на поддержку чужого товарного знака. Особенно если правообладателю когда-нибудь посчастливится вернуться на наш рынок.
Недавно Минэкономразвития ввело обязательную экспертизу на оскорбление чувств верующих для всех новых товарных знаков. Новый порядок вступил в силу в конце сентября, товарные знаки в России регистрируются, в среднем, около 4 месяцев, а экспертиза в Межрелигиозном совете проводится на заключительном этапе, до которого новые заявки еще не дошли.
Роспатент и раньше не допускал регистрацию товарных знаков, которые явно оскорбляли чувства верующих. Однако культура традиционных религий России глубока и многообразна, и зачастую требуются специальные знания, чтобы дать компетентную оценку.
С начала 2024 года от всего российского бизнеса на регистрацию товарных знаков поступило 125 тысяч заявок (это данные по ноябрь включительно). Больше, чем за аналогичный период прошлого года на 16%. Все этапы процесса можно узнать на странице https://1fbis.ru/services/registratsiya-tovarnogo-znaka.html.
Если смотреть на товарные категории, то это одежда и обувь (21% заявок), программное обеспечение и электроника (18%), бытовая химия и косметика (13,4%), печатная продукция и канцелярские принадлежности (12%). Еще кондитерские и хлебобулочные товары (11%) и фармацевтика (10%).
Среди услуг наибольшей популярностью пользуются услуги по продаже, рекламе и продвижению товаров (43,3%); образование, развлечение, фитнес (18%); программирование, ИТ-технологии (14,4%); строительство (11,0%); рестораны, временное проживание (10,4%). Среди регионов активнее всех традиционно Москва (30% всех заявок), Подмосковье (9%) и Санкт-Петербург (8%).
В прошлом году было более 9 тысяч заявок на регистрацию товарных знаков от самозанятых, а в этом уже почти 30 тысяч заявок. От самозанятых пришло примерно 15% от общего объема заявок на товарные знаки в этом году. В основном люди регистрируют собственные бренды одежды, косметики, сувенирной продукции и кондитерских изделий.
Обойдется регистрация в итоге со всеми платежами, пошлинами и этапами суммарно в 36 тысяч рублей для одной группы товаров по международной классификации товаров и услуг. Затраты для самозанятых такие же, как и для юрлиц, но для региональных брендов есть льготы и там цена вопроса уже меньше. Если требуется регистрировать товарный знак на несколько групп товаров, то каждая дополнительная обойдется еще в пять тысяч рублей.
С начала года в ведомство поступило 5,7 тысячи заявок на патентование промышленных образцов, то есть внешнего вида изделия. Это на 20% превышает показатель за аналогичный период 2023 года. Больше всего заявок - в категории "Транспортные средства и подъемные устройства" (7% от общего числа). Заявки на оборудование для записи, телекоммуникации или обработки данных составляют порядка 5%. Из общего числа полученных патентов за последние пару месяцев можно выделить патенты на зарядные станции для электромобилей.
Количество заявок на регистрацию ИТ-разработок в России уверенно росло не только в этом году, но и в предыдущих. Мы фиксируем высокую активность россиян в ИТ-сфере с 2021 года. Количество заявок на регистрацию программ для ЭВМ и баз данных растет в среднем на 15-25% в год. С января по ноябрь 2024 года число заявок на регистрацию отечественного софта прибавило 13%. Все это - результаты мер господдержки и стимулирования развития ключевых отраслей экономики.