Интернет Маркетинг
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Спам дошел до максимума

Апрель 2005

Интернет Маркетинг - Спам дошел до максимума

Спама в Сети меньше не станет, но его объем будет расти не так заметно, как в прошлые годы. По сообщению газеты "Бизнес" сейчас «электронная ветчина» составляет 80–90% почтовых рассылок в Рунете, и, видимо, это порог, который уже не будет превышен. Пользователи интернета смирились с письмами-«мусором», как с неизбежным злом, а почтовые серверы занялись тщательным отсевом спама, чтобы донести до клиентов рассылки по-честному.

Эксперты полагают, что количество спама в Рунете в конце прошлого года достигло пиковой отметки. Как заявила «Бизнесу» вице-президент холдинга Mail.Ru Анна Артамонова, «почтовый мусор» в январе-марте 2005 года составил 80–85% почтового трафика. В некоторые дни февраля, в периоды эпидемий, объем спама на Mail.Ru достигал 95% всего трафика. Похожие оценки дает и Rambler. «Приблизительно 80% всех писем - спам. Эта цифра не сильно изменилась со второй половины 2004 года»,- говорит начальника отдела разработки почтовой системы Rambler Максим Дунин. По словам руководителя пресс-службы компании «Яндекс» Михаила Ушакова, в абсолютных цифрах спама стало больше, чем в прошлом, а соотношение между настоящей почтой и спамом практически не изменилось (объем почты, проходящей через «Яндекс», вырос за год очень существенно, а доля спама в этом трафике осталась на том же уровне).

Темпы увеличения доли непрошенных рассылок росли в России из года в год, но, как говорят представители почтовых серверов, сейчас их рост значительно сократился. По прогнозам компании «Ашманов и партнеры», уровень спама в текущем году стабилизируется, хотя, как и в 2004 году, спамеры заработают на электронном мусоре не менее $55 млн.

Представители почтовых серверов по-разному оценивают сезонность непрошенных массовых рассылок. По мнению Анны Артамоновой, сезонность (как в плане тем, так по количеству) в спаме безусловно присутствует. Например, перед Новым годом спамерская активность, считает она, неприлично возрастает, рекламируются всевозможные подарки, путевки, санатории, затем наступает провал: первую половину января отдыхают все, даже спамеры. После новогодних праздников они опять выходят на охоту за клиентами: спам конца января - это в основном предложение их собственных услуг. Самый глухой провал спамерской активности приходится на майские праздники. А Михаил Ушаков полагает, что увеличение количества почтового мусора во время праздников, прежде всего во время новогодних и майских каникул перед праздниками, связано с тем, что для системных администраторов это тоже выходные дни и они не могут следить за тем, используется ли их Сеть для рассылки спам-сообщений.

Почтовый мусор можно было бы считать пусть и весьма надоедливым, но безвредным сопровождением обычной корреспонденции, чем-то вроде рекламных пауз во время просмотра телепередач, если бы не вирусы и фишинг. По оценке Mail.Ru, вирусы содержат от 2 до 7% спам-сообщений. «Яндекс» указывает значительно меньшую долю - 1%. Но, по словам Михаила Ушакова, письма-мусор, в которых часто встречаются ссылки на троянские программы или шпионское ПО, присланным вирусом «Яндекс» не считает. Хотя последствие попадания зараженного письма в ваш почтовый ящик может быть сравнимо с прямым проникновением «троянца» или «червя».
Что касается фишинга, то пока это новое явление для России, и эпидемия нас еще не захлестнула, как это происходит в Америке. В «Яндекс» заявляют, что на письма, с помощью которых мошенники выманивают всевозможные пароли, приходятся десятые доли процента. Но за последние два года несанкционированные массовые рассылки переориентировались с откровенно порнографических (подавляющая масса таких писем в 2003 году) на коммерческо-рекламные, но тоже сомнительного содержания. Теперь через Сеть активно реализуют контрафактные «Ролексы», «серые» мобильники и поддельные лекарства. По данным компании «Ашманов и партнеры», лекарства вообще вышли на второе место по популярности в спам-Рунете (17%), хотя лидерство эротического контента сохраняется (18%), но в основном за счет англоязычных рассылок. В России спам-рекламой активно пользуется малый и средний бизнес, который предлагает в рассылках самый широкий спектр услуг: от пластиковых окон до турпутевок и услуг нянь.

С усилением криминализации почтового мусора технологии, которые применяются при его рассылке, становятся все более изощренными. Но защита почтовых серверов не дремлет и в ответ развивает собственные методы борьбы. Судя по тому, что в последнее время системные администраторы этих серверов не принимают каких-либо кардинальных мер по изменению применяемого ПО, уровень защиты вполне устраивает и почтовиков, и их клиентов. Так, «Яндекс» два года назад запустил в эксплуатацию антиспам-фильтр собственной разработки «Спамооборона» и считает его «достаточно эффективным». В Rambler «Бизнесу» заявили, что каких-либо радикальных новшеств для спам-защиты компания вводить не собирается. Иногда компании совершенствуют отдельные компоненты защитных систем. Например, в прошлом году Mail.Ru «научилась» анализировать графические файлы, в том числе с искусственным «шумом». Чтобы противостоять спамерам, которые значительно быстрее, чем раньше, рассылают миллионы писем, серверы ответили сокращением временного интервала между обновлениями баз образцов писем-мусора, по которым производится фильтрация. По понятным причинам руководство почтовых серверов предпочитает не заострять внимание на тонкостях технологий борьбы с «электронной ветчиной». Иногда борьба за чистоту почты доходит до абсурда, когда в качестве мусора отфильтровываются вполне легальные рассылки, на которые подписывается пользователь. Поэтому некоторые новостные сайты ограничили подписку на свои услуги с массовых почтовых серверов. Чтобы не выплеснуть вместе с водой ребенка, спам-защитники стали сначала вводить так называемые белые списки адресов, которые пользователи составляют вручную, а потом и создали программы автоматической сортировки «честных рассылок». Как заявляют в «Яндексе», для этого пришлось использовать даже более тонкие методы фильтрации, чем при борьбе со спамом.

Последнее российское веяние в борьбе с «электронной ветчиной» - законодательные запреты. В Государственную думу РФ внесены поправки к закону о рекламе, в которых, в частности, прописан запрет на спам. Почтовики считают, что принятие поправок не сможет изменить ситуацию радикально и будет иметь скорее психологический эффект. Как заявила «Бизнесу» Анна Артамонова, если будет действовать такой закон, «нам будет гораздо проще объяснить легальным компаниям, что спам - это „не совсем хорошо”». С ней согласен и Михаил Ушаков: «В принятии поправок может быть „общественная” польза - количество заказчиков спама может заметно уменьшиться, если они будут знать, что этот бизнес является незаконным». Видимо сейчас аргументов сетевым «почтовикам» не хватает.

8082
Читайте в рубрике "Интернет Маркетинг"
Ноябрь 2024 - Интернет МаркетингОктябрь 2024 - Интернет МаркетингСентябрь 2024 - Интернет МаркетингАвгуст 2024 - Интернет МаркетингИюль 2024 - Интернет МаркетингИюнь 2024 - Интернет Маркетинг
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
4.74