В России читают только журналы
Май 2005
На прошлой неделе Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям «Роспечать» представило доклад о состоянии, тенденциях и перспективах развития отечественного рынка периодической печати. В докладе говорится о том, что за последние несколько лет инвестиционная привлекательность российского медиарынка выросла, он стал более четко сегментирован, сообщает журнал "Рекламный бизнес России". Кроме того, этот сектор развивается в соответствии с европейскими тенденциями: на фоне снижения тиражей ежедневных газет увеличиваются тиражи еженедельников и журналов. «Роспечать» прогнозирует, что к 2008 г. рост медиарынка страны достигнет 7,5-8 млрд долл.
В прошлом году общий объем российского медирынка превысил 6 млрд долл. Заметный рост отмечался в сегменте периодики: было реализовано изданий на сумму порядка 1,9 млрд долл., в том числе по подписке – на сумму 520-530 млн долл. и порядка 1 млрд – в розницу; привлечено 1,25 млрд долл. рекламных средств. В целом объем рынка периодики в России в 2004 г. превысил 3 млрд долл., а инвестиции в него составили 1 млрд (в 2003 г. этот показатель составил 800 млн долл.). «Данные по 2004 г. близки к истине, но точной статистики по стране нет», – прокомментировал RBC daily председатель правления Ассоциации распространителей периодической печати (АРПП) Александр Оськин.
По темпам роста отечественный рынок прессы уступает только индийскому и китайскому. Всего на начало этого года зарегистрировано 46 тыс. наименований периодики – на 21,3 тыс. больше, чем на начало 2000 г. При этом очевидны и наметившиеся тенденции: сокращается аудитория ежедневных изданий и растет – у еженедельников и журналов. Например, по данным TNS Gallup Media, тиражи сокращаются даже у самых известных изданий. А по мнению генерального директора холдинга «Проф-Медиа» Рафаэля Акопова, в России в принципе не существует причин для рыночного развития газетного рынка. В основном потому, что до 90% газет субсидируются государством или частными инвесторами. «Государственное участие в медиасекторе – мощный регрессивный фактор, сдерживающий развитие рынка и во многом его деформирующий, – сказал RBC daily г-н Акопов. – Наличие у властей разного уровня собственных газет, причем издающихся огромными тиражами, для нормальных издательских рынков – нонсенс. По-хорошему должен быть некий вестник правительства для публикации законодательных актов и аналогичное издание у Думы.
Рост количества выпускаемых в России журналов во многом обусловлен выходом на российский рынок зарубежных издательских брендов. Ежегодно он увеличивается на 8-10%. «На российском рынке пока нет, в отличие от западного, узконишевых изданий, – считает генеральный директор «Аксель Шпрингер Раша» Ирина Силаева. – Безусловно, журнальный сегмент будет развиваться динамично еще какое-то время. Например, в такой нише, как женские журналы, рост может быть не очень высоким в процентном отношении, но абсолютные цифры будут значительными в силу того, что ниша сама по себе довольно велика».
По мнению Александра Оськина, развитие российского рынка периодики вполне укладывается в мировую тенденцию. «В западных странах сейчас происходит закат ежедневных газет, на смену которым приходят сайты этих изданий и интернет-газеты, – прокомментировал он RBC daily. – При этом аудитория все больше склоняется к журналам, фактически выбирая их что называется для души, а Интернет – для получения информации, новостей». По словам г-на Оськина, в западных странах наступает настоящий журнальный золотой век: например, в Великобритании ежедневно регистрируются 3-5 новых, а в США за последний год появилось свыше тысячи новых журналов. Сходного развития событий стоит ожидать и в России, с той лишь поправкой, что в стране пока далеко не все имеют доступ к Интернету, а в целом отставание от западных стран в сегменте периодики составляет около 5 лет. В докладе «Роспечати» отмечается, что в 2004 г. средняя суточная аудитория новостных сайтов российской сети возросла на 65%. Прогнозируется, что доходы от предоставления доступа в Интернет в этом году превысят 1 млрд долл., тогда как в 2004 г. они составили 560 млн.
В докладе «Роспечати» прогнозируется увеличение объема медиарынка к 2008 г. до 8 млрд долл., и, судя по всему, это вполне достижимо. «Рост рынка, безусловно, продолжится, – считает Рафаэль Акопов. – Ожидается замедление роста рекламы на телевидении, но участники рекламного рынка предсказывают его уже два года, а этого не происходит. В сегменте печатных СМИ на лидирующие позиции по темпам роста должны выйти массовые цветные журналы, позиционирующиеся «ниже» обычного глянца, близкие скорее формату таких журналов, как «Лиза». Очевидно, что опережающими темпами будет расти реклама в Интернете, большие перспективы, на мой взгляд, у радио».
Сходного мнения придерживаются и другие участники рынка. «Судя по той динамике, которую демонстрирует российский медиарынок за последние 5 лет, не исключено, что показатель в 8 млрд долл. будет к 2008 г. достигнут или даже преодолен, – прокомментировал RBC daily генеральный директор ИД «Бурда» Арнд-Фолькер Листевник. – Однако в силу недостаточной прозрачности рынка постоянно фигурируют различные оценки». По мнению г-на Листевника, на сегодняшний момент большинство изданий в России существует за счет рекламы, и переломить эту тенденцию сможет повышение покупательской способности и улучшение общеэкономической ситуации в стране, в результате которого возрастут тиражи изданий, ориентированных на продажу. А по мнению Ирины Силаевой, большинству издателей прессы в России интересна прежде всего активная платежеспособная аудитория. Поэтому, пока в стране будет расти средний класс, тиражи будут падать у продуктов, рассчитанных на массового потребителя.
Очевидно, что к российскому рынку по-прежнему будут проявлять интерес зарубежные инвесторы. «Возможно усиление позиций иностранных игроков на радиорынке, – считает Рафаэль Акопов. – Но вряд ли стоит ожидать появления крупных иностранных инвесторов в «глянце», где и без того, пожалуй, уже слишком много игроков и брендов, и сегменте качественных газет. Гораздо более вероятен интерес к сегменту «ниже» glossy и объединению нишевых тематических изданий в крупные издательские группы. Гораздо более интересная информация складывается на рынке телевещания: из 6 основных сетевых каналов 4 принадлежат иностранным компаниям, и к ним может добавиться еще один – Ren TV. Так что в данном сегменте интерес иностранцев очевиден». И кстати, не исключено, что оправдается и другой прогноз: президент Международной федерации периодической печати Дональд Каммерфельд считает, что объем рынка прессы в предстоящие 10 лет может вырасти в 10 раз. Правда, подобные планы осуществимы лишь при наличии разветвленной сети распространения периодики.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Ноябрь 2024 - Новости Медиа и СМИОктябрь 2024 - Новости Медиа и СМИСентябрь 2024 - Новости Медиа и СМИАвгуст 2024 - Новости Медиа и СМИ
- Зачем «Авито Авто» свой журнал? (454)
- Как изменится реклама на телевидении? (397)
- О чем будет новый глянцевый журнал? (440)
Июль 2024 - Новости Медиа и СМИ
- Какую модель распространения контента чаще выбирают зрители? (510)
- Сколько приносит реклама на радио? (491)
- Как невнимательность к рекламе может привести к тюремному сроку? (613)
- Кто попал в ТОП-5 радиостанций по охвату аудитории? (713)
Июнь 2024 - Новости Медиа и СМИ
- Чего не может олимпийская версия Galaxy Z Flip6 от Samsung? (741)
- Футбол уже не тот? (744)
- Как Whoop подставил Криштиану Роналду? (814)
- Как появилось новое спортивное медиа? (834)