Телелидеры недели
Апрель 2008
На НТВ на минувшей неделе состоялась премьера остросюжетного сериала "Литейный, 4". Канал на него всерьез ставил, широко и очень активно рекламировал. Главная приманка для телезрителей была основана на том, что главные герои сериала "Литейный, 4" - хорошо знакомые и известные менты из телевизионного хита "Улицы разбитых фонарей".
Феномен этого сериала в том, что сколько его ни показывай, днем или вечером, его зрители постоянно смотрят. А существует он в эфире уже больше десяти лет. Такой долгой жизнью в телеэфире, да еще и с сохранением зрительской популярности и стабильно высоких рейтингов, может похвастаться редкий проект. Более того, в эфире помимо собственно "Улиц разбитых фонарей", которые в настоящий момент существуют аж в семи частях (на телевизионном языке - семь сезонов), есть несколько сериалов-"клонов", которые по разным причинам в разное время вышли из ментовской шинели. При всей разности стилистики и технологии съемок и "Опера" на "России", и "Убойная сила" на "Первом", и новые "Улицы..." на НТВ - это в принципе одно и то же. А зрители кто больше, кто меньше, но все эти сериалы очень жалуют.
Но этого показалось мало, и на НТВ с теми же лицами запустили еще один проект, при том что старые "Улицы разбитых фонарей" продолжают выходить на канале в дневном эфире. В целом ничего необычного. Но с точки зрения логики картина получается такая: сначала днем, а потом уже вечером зритель видит на телеэкране одну и ту же группу актеров (а утром они еще почти в том же составе всплывают и на канале "Россия" в "Операх"), играющих примерно одних и тех же героев-ментов, расследующих примерно одинаковые типовые уголовные дела. Но это вообще уже давно никого не смущает.
"Литейный, 4", как следует из пресс-релиза,- это адрес, по которому в Санкт-Петербурге находится сейчас управление ФСБ. И, видимо, не случайно, герои одноименного сериала теперь поселились в этом здании, объединившись в некий мифический штаб отдела специальных расследований, где раскручивают "сложнейшие дела государственной важности". То есть статус так полюбившихся зрителю героев "Улиц разбитых фонарей" заметно повысился, а вместе с ним, как следует из нового сериала, и их материальный достаток. Во всяком случае, костюмы, грим и личный автопарк героев "Литейного, 4" выглядят на несколько порядков выше, чем то, с чем и в чем они начинали в "Улицах разбитых фонарей". Герои нового сериала, которых сценаристы для большей популяризации еще выпустили под именами и фамилиями актеров, их играющих (Настя Мельникова, Сергей Селин, Алексей Нилов, Юрий Кузнецов...), отличаются от своих собственных прежних экранных персонажей приобретенной респектабельностью и солидностью. Но именно этот внешний лоск и идет им во вред, лишает привычного обаяния и самих героев, и сериальный сюжет. Когда знакомые до боли "свои в доску парни" менты в привычных затертых джинсах и таких узнаваемых китайских пуховиках гонялись по питерским подворотням за различными преступными элементами, это было органично. Но когда в "Литейном, 4" фактически те же герои, но теперь сценарно модернизированные предстали уже в модных свитерах и пиджаках, на поддержанных "Лексусах", в хорошо обставленном офисе, где с серьезными лицами говорят о делах "особой государственной важности", то на экране это выглядит неестественно. А в восприятии возникает какой-то диссонанс, мешающий до конца принять эти новые сериальные образы.
Отражение этого есть и в рейтингах. Безусловно, столь мощная и яркая раскрутка, как это часто бывает, создает у зрителя эффект ожидания, и первая серия премьеры "Литейный, 4" собрала на НТВ в Москве очень высокие показатели - долю 27,6% и рейтинг 9%. По стране - 22,6% и рейтинг 8,6%. Если учесть, что средняя доля НТВ сейчас в районе 14%, то этот показатель очень внушительный. Но дальше, пусть и не радикально, но от серии к серии доля и рейтинг стали снижаться, следовательно, зрительское воображение этот сериал не покорил и даже увел от него какую-то часть аудитории. И уже в четверг в Москве "Литейный, 4" смотрело 19,9% аудитории (но и этот показатель выше среднего), а по стране 18,4% со средним рейтингом около 7%. Более высокой динамики ждать вряд ли стоит, потому что пока сюжетное действо очень статично. Так что как ни переодевай героев-ментов, как ни меняй их облик и сериальный образ жизни, они, конечно, и так приживутся, но выше собственной головы все равно не прыгнут.
Любопытна и еще одна деталь. "Литейный, 4" поставлен НТВ в привилегированную временную линейку - в 19.40, когда сериалы НТВ фактически не встречают сильной конкуренции от других каналов и порой собирают очень высокие цифры. До "Литейного, 4" в это время здесь уже чуть ли не месяц шла адаптированная российская версия американского сериала "Закон & порядок". Это уже второй сезон в эфире НТВ, и по рейтингам он был успешнее первого. Причем показатели "Закона & порядка" росли от недели к неделе. И вот как только в эфире поставили "Литейный, 4", "Закон & порядок" вне всякой программной логики, словно проштрафившийся (хотя рейтинги при этом говорят совершенно об обратном), был опущен на линейку в 21.40. Из трех праймовых энтэвэшных линеек эта самая слабая по рейтингам и, соответственно, самая уязвимая, поскольку попадает сразу под обстрел двух конкурирующих каналов - "Первого" и "России". Ведь сколько ни говори, что на НТВ свой зритель (а он там действительно абсолютно свой, специфический), но все-таки начиная с 21.00 зрительская аудитория, как правило, большей частью распределяется между двумя главными каналами, а скорее даже сериалами, идущими на "России" в 21.00 и в 21.30 на "Первом канале". Так вот, если еще на неделе с 24 марта доля "Закона & порядка" в Москве была 23,3% с рейтингом 8,4%, а то и выше (по стране 16-17%), то уже с 31 марта, уступив свое место в эфире "Литейному, 4", показатели российской версии американского сериала рухнули почти вдвое. Доля в столице и по стране в целом была не выше 9%.
Вот и пойми эту зрительскую логику. То почти целый месяц смотрели как подорванные сериал "Закон & порядок" про спецрасследования преступлений, большинство которых совершено "на сексуальной почве", а потом перенесли этот сериал на другое время, и аудитория в раз охладела. И теперь она смотрит в 19.40 "Литейный, 4", где фактически те же менты, которых они видят на этом же канале тремя часами раньше - в 16.30.
Весеннее обострение
Вообще наших зрителей порой понять очень трудно. Казалось бы, теплая солнечная погода, которая так благоприятна для прогулок, должна сократить объем аудитории у телевизоров. Обычно так и бывает, особенно в выходные дни, когда с наступлением весны альтернативы телевизору уж гораздо больше обычного. Но в эти выходные, особенно в воскресенье, зритель, похоже, с утра до вечера смотрел телевизор, и показатели основных каналов были выше обычного. Это при том, что ничего неожиданного или особенно премьерного в телеэфире не было. Но логика измерений зрительских пристрастий фиксировала нетрадиционно высокий интерес к телеэкрану 6 апреля. Вот как примерно мигрировал зритель по каналам. С утра смотрели вечно любимое "Пока все дома" (более 20%) на "Первом", затем не уступающие по популярности в эфире "Городок" и "Сто к одному" на "России" (тоже доли за 20%). После новостей в 13.00 на НТВ, которые зрители проигнорировали, все рванули на этот канал смотреть мелодраму "Молодая жена" с молодыми еще Анной Каменковой и Сергеем Прохановым. Кстати, этот фильм почему-то пользуется у зрителей особой популярностью. Его уже много раз показывали на НТВ и именно в это дневное воскресное время - и всегда высокие показатели. Но в этот раз доля была вообще выше обычного - 24,3%. Это почти четверть всех, кто был у телеэкрана! Потом почти в равных частях, и это тоже для воскресенья нетипично, зрители смотрели на "Первом" документальный фильм "Ясновидящие" (21%), на "России" - "Честный детектив" (20%), на НТВ - "Свою игру" (около 18%). И откуда, казалось бы, столько зрителей на столь разные программы, когда весна в разгаре?!. А дальше - больше. Юмористический концерт "Смеяться разрешается" на "России" собрал более 22%, а воскресный повтор очень качественного сериала "Охота на изюбря" на "Первом" смотрело уже 23% аудитории (тогда как неделю назад показанные в это же воскресное время две первые серии собрали показатели чуть ли не вдвое меньше). А дальше - зона прайм-тайма, и тут уже зритель повалил валом. На "России" очередной тур третьего сезона "Танцев со звездами" (доля 21%). На "Первом" "Две звезды", с которыми пока ничто не может сравниться по популярности воскресным вечером. Первая часть полуфинала около 20.00 собрала долю 26%, потом выше. Уступило этому шоу даже вечное энтэвшное "Чистосердечное признание" (доля, скромная для проекта,- 20,6%). Видимо, уже в который раз показанный на НТВ среди прочего бюст некой Ирэн Феррари уже не производит на зрителей эпатирующего впечатления. "Воскресное "Время"" оказалось на рейтинговой высоте (доля 24,3%) и почти не подвело "Две звезды", потому что зрители с канала резко не схлынули, хотя из двух главных звезд программы Петра Толстого в этот раз в эфире в основном сияла одна - Владимир Путин. Аркадий Мамонтов в "Специальном корреспонденте" на "России" в этот раз выступил как борец с педофилией. Тема сейчас актуальная - зрители фильма "Беззаконие. Дети" отреагировали адекватно: доля 21%. И на "Главного героя" на НТВ, который тоже начинается в 21.00, зрителей хватило - доля выше 18%.
Но вот что особенно любопытно. Около 22.00, когда на "Первом" уже начиналась вторая часть шоу "Две звезды" и его доля выросла почти до 28%, еще 25,5% аудитории было на канале "Россия", где шла типовая отечественная мелодрама с зазывающим названием "Синяя борода". Получается, что совокупно только на двух главных каналах воскресным вечером было более 50% аудитории. И это ведь явно не только аудитория старше 55 лет, которой приписывают особую любовь к телеэкрану. Видимо, в это воскресенье произошел какой-то природный катаклизм, раз так много разных людей вдруг неожиданно потянуло к телевизору.
/Арина Ъ-Бородина, "КоммерсантЪ"/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Декабрь 2024 - Новости Видео РекламыНоябрь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Сколько требуется нейросетей для создания одного ТВ-ролика? (69)
- Какую новогоднюю историю придумал «Сбер»? (106)
- Почему люди выбирают «МегаФон»? (126)
- Кто подрабатывает ювелиром в «585 Золотой»? (325)
- Как правильно встретить 2025 год? (312)
- Какую "сказку наяву" обещает Газпромбанк? (354)
- Что предлагает «Яндекс» для быстрой загрузки видео? (340)
- Как Mercedes сказал «Спасибо» Льюису Хэмилтону? (306)
- Что даже матрешке поможет похудеть? (413)
Октябрь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как справиться с предновогодним стрессом? (388)
- Как «Вкусно - и точка» провели «Русские недели»? (511)
- Что важно вспомнить на Рождество? (346)
- Какая связь между Дэвидом Бекхэмом и снеговиком? (401)
- Как отправить сотрудника в командировку? (408)
- Как Disney подготовился к Рождеству? (381)
- Как McDonald’s борется с инфляцией? (367)
- Кто стал новым лицом «VK Видео»? (408)
- Какую рождественскую сказку придумал Amazon? (401)
- Как рекламировать шины в высокий сезон? (460)
- Как METRO отметила Хеллоуин? (400)
Сентябрь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как «Красный» из M&M’s попал в боевик? (496)
- Как настроить зиму под себя? (587)
- Какие чипсы можно есть в космосе? (482)
- Как «М.Видео-Эльдорадо» подготовилось к «Черной пятнице»? (566)
- Какова цена победы? (448)
- Сколько автомобилей требуется для съемки одного рекламного ролика? (967)
- Как стать похожим на Колина Фаррелла? (425)
- Как «Москвич» продолжил свою рекламную кампанию? (494)
- Кто делает лучшие куриные стрипсы? (567)
- Что Calvin Klein предлагает для осени? (538)
Август 2024 - Новости Видео Рекламы
- Что предлагает МТС в новой рекламе? (807)
- Кто купит электрический внедорожник Mercedes-Benz? (574)
- Как попасть в блокбастер от Qatar Airways? (738)
- Как не стать бревном? (607)
- Как быстро решить проблему больного горла? (592)
- Как Rostic's продвигает новое меню? (644)
Июль 2024 - Новости Видео Рекламы
- Что запускает инстинкт победителя? (630)
- У какого оператора в Москве лучший домашний интернет? (533)
- Почему Mazda вернула Zoom-Zoom? (575)
- Что требуется для семейных побед? (671)
- Как можно хотеть с «МТС Деньги»? (778)
- Как найти McDonald's во Франции? (723)
- От какой кредитной карты человек захочет петь? (725)
- Почему Google убрал из эфира свою рекламу? (760)
- Что предлагает «СберМобайл»? (962)
- Кто стал новым амбассадором «Россельхозбанка»? (900)
- Как избежать нарушения конфиденциальности в Интернете? (1202)
- Кому и какая нужна курица? (816)
- Как не проиграть на теннисном корте? (792)
- Поможет ли «Москвичу» новый слоган? (777)
- Как Motorola рекламирует смартфоны Razr 50? (626)
- Как получить отпуск своей мечты? (811)
- Зачем люди играют в футбол? (778)
- Что нового в программе лояльности «X5 Клуба»? (953)
- Как решить любую проблему в путешествии? (709)