35% и НЕ БОЛЬШЕ. О регулировании интернет-сервисов
Февраль 2019
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России внесла в правительство законопроекты, предусматривающие ужесточение требований к интернет-сервисам, включая блокировку их сайтов. Ранее поправки критиковало Минэкономики и участники рынка, после чего законопроекты прошли корректировку. Впрочем, и в текущем виде инициатива не соответствует рыночным правилам, указывают эксперты.
О внесении пятого антимонопольного пакета в правительство “Ъ” рассказал заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский. Он включает в себя поправки в закон «О защите конкуренции» и в КоАП (копия есть у “Ъ”). Инициатива подразумевает ужесточение требований к интернет-сервисам и добавление новых критериев для согласования сделок в отрасли. Для компаний, нарушивших антимонопольное законодательство, поправки предусматривают блокировку их сайтов на срок до 90 суток.
Пятый антимонопольный пакет был разработан ФАС год назад. Документ был раскритикован «Яндексом», который вместе с другими игроками подготовил свой вариант законопроекта, сообщал “Ъ” в марте 2018 года. В конце года Минэкономики представило отрицательный отзыв на пакет поправок, назвав их недостаточно обоснованными. Обсуждение законопроекта привело к некоторым его корректировкам. Так, ФАС добавила числовые показатели для определения доминирующего положения компании с цифровой платформой — 35% «на рынке взаимозаменяемых услуг». В проекте было прописано, что признать компанию доминирующей на рынке можно только в том случае, если цифровая платформа имеет выручку менее чем 400 млн руб. в год. ФАС рассчитывает, что пятый антимонопольный пакет может быть принят Госдумой в 2019 году, говорит Сергей Пузыревский.
Позиция Минэкономики по отношению к законопроекту остается прежней, поскольку ведомство не видело скорректированной версии документа, сообщили “Ъ” в пресс-службе министерства. В «Яндексе» отказались от комментариев.
Инициатива ФАС является назревшей, полагает старший юрист юридической практики KPMG в России и СНГ Егор Свечников. При этом ряд пунктов документа, по его мнению, вызывают вопросы. Например, новым основанием для согласования сделок предлагается сделать превышение объема ее суммы в 7 млрд руб. Однако в законодательстве отсутствует определение «объем сделки», указывает юрист.
Директор Института права и развития ВШЭ—Сколково Алексей Иванов, участвовавший в разработке инициативы ФАС, назвал введение числовых показателей негативным изменением, поскольку это «противоречит логике развития цифровых платформ». «Бизнес настоял, настояло Минэкономики, хотя это и не соответствует интересам российских цифровых компаний»,— считает он. Документ не расширяет полномочия ФАС, как принято говорить сейчас, а дает ей полномочия эффективнее работать с инновационными рынками, уверен эксперт.
Законопроект говорит о том, что для признания компании доминирующей ее доля на рынке не определяется — главное, чтобы данные, которыми обладает компания, позволяли ей оказывать решающее влияние на рынок, указывает Егор Свечников. Такой подход не соответствует существующему порядку, при котором определяются рыночные доли участников рынка, и упростит работу ФАС, отмечает он.
При внедрении пятого пакета регулятор будет обращать более пристальное внимание на вопрос консолидации больших данных о пользователях, которые собирают компании из разных сфер, говорит Алексей Иванов, указывая в качестве примера создание СП Mail.ru Group, Alibaba Group, «МегаФона» и РФПИ.
Существенных рисков принятие пятого пакета не несет, заявил “Ъ” источник в одной из крупных компаний в сфере e-commerce. «Надеемся на конструктивный подход правительства к методологии подсчета доли рынка и стандартизации терминологии, поскольку сейчас различные игроки и отраслевые объединения, например, по-разному считают объемы рынка»,— добавил он.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Декабрь 2024 - Интернет МаркетингНоябрь 2024 - Интернет МаркетингОктябрь 2024 - Интернет МаркетингСентябрь 2024 - Интернет Маркетинг
Август 2024 - Интернет Маркетинг
- Как на Ozon из карточки товара сделать витрину магазина? (606)
- Как достать конкурентов в их же телеграм-каналах? (663)
- Как продвигать товары на «Авито» с помощью «СберТаргет»? (646)
- Почему и как растет стоимость конверсии в интернете? (587)
- Что нужно знать рекламодателю о новых рекламных форматах «Телеграма»? (4387)
Июль 2024 - Интернет Маркетинг
- Как изменится Поиск «Яндекса» на мобильных устройствах? (496)
- Какой инструмент презентовал «Яндекс» для интернет-магазинов? (561)
- Кого можно встретить на школьной линейке? (627)
- Почему покупатели отворачиваются от Alibaba и JD? (688)
- Какой формат продвижения появился в «VK Рекламе»? (615)
- Какие правила появились для веб-сайтов в США (406)