Новости Медиа и СМИ
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

"Каждый договаривается по-своему"

Сентябрь 2004

Новости Медиа и СМИ -

Рынок распространения печатной продукции, объем которого оценивается в $1,5 млрд в год, остается одним из самых закрытых в нашей стране. Распространители жалуются на то, что отсутствуют даже независимые оценки объема их услуг. Несмотря на непрозрачность еще в прошлом году этот рынок заинтересовал крупный бизнес: "Базовый элемент" Олега Дерипаски купил контрольный пакет компании "Роспечать" - наследницы советской "Союзпечати". Летом этого года контроль над "Роспечатью" перешел к группе компаний "Видео Интернешнл". Гендиректор "Роспечати" Светлана Соколова рассказала "Ведомостям" об отношениях с издателями, конкурентами и акционерами.

- Кто является контролирующим акционером группы "Роспечать"?

- У нас довольно много акционеров. Я не отслеживаю движение акций каждый день. Есть определенные движения, но они всегда происходят.

- В проспекте эмиссии ваших облигаций написано, что 64,4% принадлежат кипрской компании Tradelord Enterprises Limited. Этой компанией владеет "Видео Интернешнл"?

- Вероятно, за этой компанией стоят крупные акционеры.

- В сентябре акционеры переизбрали совет директоров "Роспечати". Половина его членов по-прежнему представляют "Базовый элемент". Это отражает структуру собственности компании?

- Это прежде всего отражает те выборы, которые происходили на внеочередном собрании акционеров. После внеочередного собрания акционеров могло произойти дополнительное движение акций. Но совет директоров избирается только на собрании акционеров, а оно не собирается каждый день, чтобы отражать движение акций.

- Когда летом стало известно о том, что "Базэл" продал акции "Роспечати" группе "Видео Интернешнл", сначала было объявлено о продаже контрольного пакета, потом о том, что "Видео Интернешнл" купила 30 с небольшим процентов, а акции, недостающие до контрольного пакета, получила в оперативное управление. Сделка имеет такую сложную структуру или просто было недопонимание между сторонами?

- Важно доверять сообщениям, которые делают непосредственно акционеры ("Мы решили выйти из этого бизнеса, уступив наши доли в нем "Видео Интернешнл", - сказал в сентябре "Ведомостям" гендиректор "Базэла" Олег Дерипаска. - "Ведомости"). Моя работа - обеспечивать прибыльность компании, рост ее капитализации и функционирование как нормального прозрачного бизнеса.

- А у вас лично есть акции "Роспечати"?

- У меня опцион на покупку определенного пакета. Я лично отвечаю за это общество и больше, чем кто бы то ни было, понимаю, насколько динамично оно сейчас движется.

- Что такое сегодня компания "Роспечать"? Что в нее входит, какими активами она владеет?

- Это группа компаний. За последний год мы приобрели доли в шести региональных сетях в Новосибирске, Туле, Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях. Сейчас мы заняты процессом, обратным тому, который происходил в течение перестройки, когда "Союзпечать" приватизировалась по частям, - объединяем разрозненные сети, для того чтобы политика была единой и понятной.

- Вы планируете продолжить покупки в регионах?

- Я бы сказала, что они возможны. Все будет зависеть от того, насколько нам интересен регион, насколько нам интересна сеть, которая продается, или перспективы создания в регионе новой сети. Мы заинтересованы как в бизнесе в новых регионах, так и в развитии тех сетей, которые уже есть.

- Рынок распространения всегда был очень непрозрачным. И в отличие от других рынков таким остается. В чем причина?

- [На рынке] очень много игроков, которые не могут договориться об общих правилах и живут самостоятельной жизнью. Я считаю, что приватизация отрасли "по кусочку" была неверным решением. Бывшую "Союзпечать" нужно было приватизировать как единую сетевую компанию. В результате приватизацию прошла каждая региональная сеть, потом процесс раздробления продолжился. Для нашей страны с ее огромными территориями это было неэффективно. Это одна из причин непрозрачности рынка. Вторая причина в том, что пресса - товар, не требующий больших капиталовложений. Можно купить пачку газет в типографии, пойти их продавать и иметь свои 2 руб. Таких людей очень много, а типография может продать 100 экземпляров и допродать еще 100, не показав их. Но в целом ситуация выправляется.

- Каков сейчас, по вашим оценкам, оборот рынка распространения в год? Как рынок делится между основными игроками?

- Годовой оборот - около $1,5 млрд. Из них $1 млрд - розница, $500 млн - подписка. Дальше рынок делится на белый, серый и черный, поэтому оценки могут различаться очень сильно. Мы считаем, что с учетом и подписки, и розницы мы занимаем 19% рынка. Независимых институтов, которые мониторят рынок именно в этом ключе, у нас просто нет. У каждого участника свои оценки, на основании которых он расставляет всех по местам. По разным оценкам, от 10% до 20% рынка приходится на Москву. Как показывает развитие рынка, не каждая структура доживает до конца года, к тому же очень много мелких структур, и непонятно, как их вообще учитывать.

- Многие издатели вместо услуг почты пользуются механизмом альтернативной подписки. Он составляет реальную конкуренцию почте?

- В этом году мы запустили проект, который условно называется "Офис-Москва", - корпоративная подписка по Москве. Мы подписываем предприятия и доставляем с курьером все те издания, на которые они подписались. До недавних пор даже юридическим лицам проще было купить все нужные издания в киоске, потому что подписные тиражи опаздывали. Сейчас рынок подписки [с курьерской доставкой] развивается очень быстро, и мы считаем, что у него большие перспективы. Но он будет развиваться за счет конкуренции не с почтой, а с розницей. Цена, которая сейчас установилась на рынке на такую подписку, уже позволяет вести этот бизнес с прибылью.

- А в регионах есть потенциал для развития такой программы?

- Пока мы хотим отработать до мелочей технологию в Москве, потом начнем переносить ее в регионы. В тестовом режиме программа корпоративной подписки запущена в Новосибирске, Туле, южном регионе. Подписная кампания закончится к 1 декабря, тогда можно будет говорить об окончательных итогах.

/Анфиса Воронина. Ведомости/

5435
Читайте в рубрике "Новости Медиа и СМИ"
Ноябрь 2020 - Новости Медиа и СМИОктябрь 2020 - Новости Медиа и СМИСентябрь 2020 - Новости Медиа и СМИАвгуст 2020 - Новости Медиа и СМИИюль 2020 - Новости Медиа и СМИИюнь 2020 - Новости Медиа и СМИ
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
Реклама на сайте:
0.45