Реклама и обман в книгоиздании
Апрель 2006

В условиях рыночной экономики для процветания книжного бизнеса (как, впрочем, и любого другого), что уж греха таить, важны не столько сами продукты, сколько их пиар. Естественно, что он определяет доходы от книги, но, как ни забавно, и впечатление от текста тоже во многом определено правильным позиционированием. Так, грамотная реклама может вывести в люди самого посредственного автора, а плохая – загубить даже вполне качественную литературу,
Блестящей иллюстрацией этого утверждения была PR-кампания по раскрутке Оксаны Робски. Как ловко и удачно тогда издательство "Росмэн" нашло для романа "Casual" рекламный слоган! Сама Робски еще продолжала тщетно доказывать, что книга ее о любви, а читатель, реальный и потенциальный, уже прочно усвоил скормленную ему издательством реплику "скромное обаяние российской буржуазии". Уже год прошел, а остаточная волна той кампании по-прежнему так сильна, что оседлать ее успела еще одна дама – Наташа Маркович, создавшая книгу "Anticasual. Уволена, блин". Этого "анти" оказывается вполне достаточно, чтобы книга Маркович вызвала пристальный читательский интерес.
Между тем за соблазнительным названием скрывается вовсе не бунт против буржуазности, гламура и засилья брендов, а пошленькая женская проза самого низкого пошиба. Такого рода писульки можно в изобилии читать на страничках Живых журналов девочек-подростков – и, заметьте, совершенно бесплатно. При этом "Anticasual", по курьезной случайности, действительно оказался полной противоположностью дебютному роману Робски. Немного небрежный, непретенциозный и непосредственный текст "Casual" подкупал своей глубинной органичностью. Иное дело "Anticasual", который, как и следует из названия, вовсе не случаен и очень даже преднамерен, а еще точнее, манерен до невозможности.
То героиня Маркович гордо называет себя инопланетянкой, предъявляя при этом эмоции настолько расхожие, что даже в бульварном женском романе они смотрелись бы пошло; то жалуется на жуткое безденежье – аж машину заправить не на что; то сетует по поводу вопиющей неудачливости – собственный ресторан у нее открыть не получается. Впрочем, один довод в пользу инопланетного происхождения героини в книге все же имеется: по земной мифологии, Иуда за свое предательство получил тридцать сребреников, а не сорок, как это полагает Маркович. Этот дикий ляп, конечно, надо записывать на счет редакторов, но очень уж велик соблазн поиздеваться над высокомерной сочинительницей.
Хотя – виновата ли Маркович? Вот в чем вопрос. То, что писать не умеется, а хочется, это скорее беда, чем вина. А вот эксплуатировать чужие бренды – нехорош ои стыдно. Зато выгодно. Не появись на обложке слово "Anticasual", никто на книгу безвестной сочинительницы и взгляда бы не бросил. Жаль только, что творческой энергии рекламщиков, так порой удачно работающей в случаях с посредственными текстами, на книги качественные обычно не хватает. Пример тому – новый проект "Росмэна", "Полный Root" Саши Чубарьяна. Вроде бы издательство пиарит книгу вовсю. Но парадоксальным образом и обложка, и аннотации, и билборды в метро так невнятны, будто речь идет о каком-то беспрецедентном и неописуемом явлении. С чего бы это? "Полный Root" – отличный фантастический приключенческий роман. Отличный, понятное дело, от других – состряпанных на скорую руку и в надежде на легкую поживу книжек, коими заполнена сегодня ниша развлекательной литературы. В противоположность приключенческому фастфуду, книгу Саши Чубарьяна можно сравнить с домашней едой, приготовленной без изысков, но из свежих продуктов и с тем тщанием, которое вкладывает в этот процесс рачительная хозяйка.
А вот как раз ничего беспрецедентного и неописуемого здесь и в помине нет. Главные герои романа – хакеры. Они живут в Москве недалекого будущего, промышляют своим странным ремеслом, объединяются в кланы и стараются не попадаться на глаза сетевой полиции. Среди них есть люди-легенды – те, что взломали некий сервер и запустили такой-разэтакий вирус. Однако и легендам, и простым труженикам приходится туго, когда в сети появляется Открытый заказ на 5 миллионов долларов. Привлекательная работка, но стоит за нее взяться – и тебе крышка.
Развитие сюжета, надо сказать, ничуть не оригинальнее завязки. Про все, что рассказал и описал Чубарьян, сказка уже есть, даже не одна. Но удивительным образом в каждый отдельный момент сюжет абсолютно непредсказуем, а каждый новый поворот выглядит внезапным и неожиданным, так что вплоть до последней страницы неясно, чем успокоится нежное хакерское сердце главного героя, умудрившегося привязаться к одному странному существу.
Думается, секрет этой непредсказуемости довольно прост. Чубарьян совершенно игнорирует правила и законы создания массовой литературы. Он забывает в нужных местах включить тревожную музыку, не нагнетает ни саспенса, ни тумана, не испытывает читательского терпения, оттягивая на несколько страниц момент истины, одним словом, нагло пренебрегает всеми теми фокусами и приемами, которые веками отрабатывали его коллеги по цеху. Вместо этого автор с азартом первооткрывателя углубляется в придуманный мир и исследует его возможности. Читатель же в итоге получает непривычно искренний романтизм, непошлую сентиментальность и хороший приключенческий драйв.
В общем, хорошая книжка получилась. Одного не хватает – внятного пиара. Например, можно было бы рассказать, что Чубарьян первым взялся исследовать вселенную Интернета, где, точно первооткрыватель колумбовых времен, обнаруживает новые формы жизни. Может, оно и неправда, зато завлекательно. А уж по поводу достойной книги и приврать не грех – получив удовольствие от чтения, вряд ли читатель будет сетовать на обманку в рекламе. /Мария Терещенко, VMdaily/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Июль 2025 - ИсследованияИюнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (129)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (615)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (724)
- На кого влияет таргетированная реклама? (713)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (892)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (1345)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1371)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (1886)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (1841)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (325)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (588)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2291)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2188)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2539)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2510)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2385)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1661)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1622)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2228)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2184)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2242)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (1999)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2460)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4243)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2576)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1880)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (566)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1899)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (6365)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1897)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (49)
- Какую рекламу видит покупатель? (2470)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2220)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (46)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2275)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (116)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (94)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (104)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2570)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (120)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2788)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (101)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6963)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2558)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (113)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1196)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2096)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (105)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2070)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (103)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2042)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (101)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1868)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1704)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2174)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1624)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (126)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (140)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (125)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (143)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1923)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (321)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2103)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (8371)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1978)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (187)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1992)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1912)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1977)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2151)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5252)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2122)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2427)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2339)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2266)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2180)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (217)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2420)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2230)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1919)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (555)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2055)
- Как устроен вебкам-бизнес (413)
- Серебристый олень в 7k казино (208)
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (2096)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (2021)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3578)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (249)
- Кто продвигает Samsung в России? (1952)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1791)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (799)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (464)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1341)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (700)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (831)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1262)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (506)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (739)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (761)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (508)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (613)
- Как в России покупают продукты? (760)