От просто плохих до катастрофических. ЭКСПЕРТЫ об ограничении Рунета
Апрель 2019

В феврале 2018 года депутаты Госдумы РФ большинством голосов одобрили в первом чтении законопроект, который позволяет властям в случае необходимости изолировать российский сегмент интернета от глобальной Сети. ИОМ «Анкетолог» провел опрос и выяснил, как относятся россияне к документу, уже получившему в народе название «закон об отключении интернета». Большинство опрошенных выразили негативное отношение к этой инициативе, Но у тех, кто занят в бизнесе, может быть и другое мнение. Sostav задал несколько вопросов представителям агентств, активно использующих диджитал-коммуникации.
Сразу скажем, что общее отношение тех, с кем нам удалось поговорить, к возможной изоляции Рунета отрицательное.
«Довольно сложно вообще в подобное поверить, — говорит Фара Кучкаров, директор по стратегии Depot branding agency. — Даже не потому, что такого не может произойти в принципе — добавляется эмоциональное восприятие этого факта. Потому, что большинство людей, разумеется, думает об этом исключительно как о прецеденте, как об ограничении безусловных личных прав. Напомню, что уже выросло поколение, которое к интернету относится как к электричеству: оно просто есть, его отсутствие или ограничение нереально.
Если согласиться с той мыслью, что основным капиталом индустрии 4.0 являются все же данные и информация — то потери будут колоссальные. Но, тем не менее, это никак не отменяет «аналоговой» стороны бизнеса (разумеется, если не говорить про интернет-компании и сектор IT вообще). Осмелюсь предположить, что в России довольно много компаний до сих пор не сильно зависят от «этих ваших интернетов», имеют факсы и стационарные телефоны. А электронную почту и аккаунты в соцсетях имеют «постольку — поскольку». Для них прямые потери будут не так велики, только в привязке к потерям конкретной отрасли в целом. Сильнее всего, на мой взгляд, пострадают даже не существующие классические или прикладные бизнесы, типа сельского хозяйства или металлургии, а именно созидательные отрасли: наука в целом, R&D всех отраслей (в России сейчас-то с этим так себе), проектирование, инженерия. Пострадают комплексные/интегрированные отрасли, типа машиностроения или авиации. Достанется логистике, технологическому производству, инновационным видам бизнеса, международникам и всем компаниям, чей бизнес завязан на контенте (медиа, игровая индустрия, паблишинг, аналитика). То есть, все те, кто зависит от качества, актуальности и разнообразия информации и данных, в убытке однозначно».
«Вот мы, к примеру, пострадаем наверняка, — продолжает Кучкаров. — Хотя сложно сказать в чем именно: в деньгах или в качестве продукта. Учитывая, что закон этот обсуждается сейчас людьми, которые вряд ли разбираются в том, как «устроен» интернет — становится, конечно, страшно. Но, почему-то, я уверен, что эти люди хотя бы способны подумать о бизнесе. Ведь озвученная инициатива нужна для «вопросов национальной безопасности», а не для того, чтобы экономика страны умерла в одночасье».
«Вредный для российского бизнеса закон о суверенизации российского сегмента интернета создаст угрозу колоссальных потерь в экономике, — полагает Анна Стец, руководитель группы по контекстной рекламе Nectarin. Будет нанесен удар по конкуренции, которая является залогом здорового развития бизнеса. Например, отсутствие конкуренции между рекламными платформами повлечет за собой рост цен на продвижение в интернете, стагнацию сферы торговли и рекламного рынка как в online, так и в offline, спад развития малого бизнеса. Под запрет попадут сервисы, которые бизнес использует для работы и которые основаны на зарубежных хостингах и серверах: интернет-банки и платежные системы, интернет-магазины, мэссенджеры, соцсети, ресурсы для бронирования билетов и отелей, видеохостинги, обновления и поддержка иностранного ПО и др».
Эмоциональный фон отношения людей бизнеса к возможному ограничению всемирной сети определяется еще и тем, что, говоря образно, «только жить начали».
«В 2018 году интернет впервые стал самым крупным медиа сегментом российского рекламного рынка, оттеснив на второе место телевидение, — констатирует Кристина Ветрова, коммерческий директор Advark. — При этом интернет продолжает оставаться наиболее динамично растущим сегментом. Объем рынка интернет-рекламы вырос на 22%, а динамика сегмента ТВ превысила всего лишь 9%. Если Рунет будет изолирован, конечно же, это скажется на рекламных бюджетах. Часть рекламодателей сократят рекламные бюджеты вовсе, а другая часть будет перераспределять в сторону отечественных игроков. Если рассматривать перераспределение бюджетов на отечественных игроков, то картина получается следующая, бюджет контекстной рекламы в перераспределении составит примерно 25%, онлайн видео реклама 15%, реклама в соц. сетях 10%. Для российских компаний, с точки зрения бизнеса, конечно же ситуация получается очень выгодной, так как будет увеличение оборота. И тогда сильно вырастут доходы у российских сервисов и e-commerce направления».
Алексей Пашков, CEO i.com: «В краткосрочной перспективе последствия изоляции Рунета будут однозначно отрицательными. Сократится количество клиентов, будет ограничен доступ к качественному контенту, сложнее будет обучать и мотивировать команду. Что ожидать в долгосрочной перспективе, сложно предсказать. «Цифровой занавес» будет влиять на общий экономический фон. Потери бизнеса могут составить 25% - 30% в краткосрочной перспективе».
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"




Август 2025 - ИсследованияИюль 2025 - Исследования
- Каков в России индекс доверия рекламе? (545)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (542)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (788)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (1283)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (1420)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (1868)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2096)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (1986)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (527)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2072)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2051)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (1839)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2031)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1555)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2032)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (1994)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (460)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (751)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2420)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2315)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2685)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2665)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2537)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1776)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1752)
- Как научиться играть в покер (59)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2351)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2276)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2331)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2081)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2538)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4352)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2680)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1987)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (636)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1947)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (6951)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1968)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (135)
- Какую рекламу видит покупатель? (2564)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2309)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (151)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2362)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (210)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (183)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (188)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2649)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (197)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2859)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (175)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7019)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2634)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (180)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1293)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2159)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (174)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2129)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (199)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2105)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (189)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1922)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1750)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2242)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1716)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (224)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (227)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (221)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (227)
- Как россияне узнают о киноновинках? (2006)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (403)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2186)
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (8907)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (2084)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (264)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (2061)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1984)
- Как влияет реклама банков на россиян? (2056)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2220)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5334)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2183)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2541)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2414)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2323)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2247)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (295)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2492)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2288)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1997)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (655)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2114)
- Как устроен вебкам-бизнес (513)
- Серебристый олень в 7k казино (288)