Пресс-тур
Пресс-туром принято называть мероприятие, подготовленное службой по связям с общественностью организации специально для журналистов, рассчитанное на достаточно продолжительное время (несколько часов, день, несколько дней) с целью получить в результате публикацию объективных журналистских материалов о своей компании в средствах массовой коммуникации.
Целью организации пресс-тура не обязательно должно быть знакомство с деятельностью всего предприятия или, например, жизнью населения небольшого провинциального города (если администрация последнего хочет наладить хорошие отношения с местными журналистами), для этого достаточно и довольно убедительного информационного повода. В этой связи хочется привести выдержки из прекрасно подготовленного пресс-кита, созданного санкт-петербургским предприятием ОАО "ЛОМО" в связи с проведением "Дня прессы на "ЛОМО"". Далее будут названы разделы пресс-кита и приведены краткие цитаты из каждого из них с тем, чтобы показать на конкретном материале, как готовят такие мероприятия солидные организации и опытные специалисты по связям с общественностью, в них работающие.
Пресс-кит имеет форму брошюры, размер листа А-4, и содержит 18 с. текста и рисунков.
Пример
ДЕНЬ ПРЕССЫ НА "ЛОМО"
(Пресс-кит открывается обращением к журналистам)
Дорогие друзья!
Спасибо за то, что вы нашли время быть с нами в этот день. Сегодня у нас уже третий "День прессы на "ЛОМО""... Такая форма общения с журналистами гораздо полезнее, чем традиционные презентации и пресс-конференции. Вы можете не только узнать о последних событиях на "ЛОМО", но и своими глазами увидеть живое производство...
Сегодня мы хотим показать вам законченный новый высокотехнологичный прибор, на который получен соответствующий сертификат и уже выпущена первая его промышленная серия, часть которой будет передана в вашем присутствии в дар городу к его Дню рождения. Мы ведем интенсивные переговоры с различными регионами, но первыми, как мы считаем, новые светофоры должны украсить наш родной город.
…У нас ведется производство нашей единственной оставшейся "в живых" модели фотоаппарата "ЛОМО-компакт", судьба которого удивительна и в своем роде уникальна...
Обо всем этом… вам расскажут...
Отдел по связям с общественностью
ОАО "ЛОМО"
ПРОГРАММА НА 14.05.99 г.
9:30 - 9:45 - сбор журналистов в автобус на площади...
9:45 - отъезд на производство по адресу…
10:00 - 10:20 - осмотр производства светофоров.
10:20 - 11:20 - встреча со специалистами ОАО "ЛОМО".
11:30 - 12:00 - осмотр производства фотоаппаратов…
12:00 - 13:00 - встреча с генеральным директором…
13:10 - 14:10 - кофе
14:20 - отъезд на перекресток Московского пр. и…
14:50 - 15:20 - передача в дар городу и установка светодиодных светофоров нового поколения. Подарок принимают.
15:20 - отъезд.
На следующих 8 с. дано описание проекта, фотографии и чертежи, приведены сравнительные характеристики и определена эффективность нового изделия, включена также копия сертификата на эту продукцию. Последние 5 с. пресс-кита посвящены описанию уникальных свойств фотоаппарата "ЛОМО-компакт".
Ознакомившись с этой сжатой информацией о пресс-туре для журналистов (хотя в их документе он назван "День прессы"), можно убедиться, что в результате его проведения организация "ЛОМО" достигла не только своей цели - ознакомления журналистов с новой продукцией, а показала и другие очень важные стороны своей деятельности. Она сделала очень ценный и важный подарок Санкт-Петербургу - набор светофоров нового образца, работа которых, несомненно, облегчит движение транспорта в перегруженном автомобилями городе. А тот факт, что это было сделано накануне празднования 300-летия города, показывает, что специалисты организации умеют использовать ситуацию и демонстрировать общественности социально ориентируемый характер деятельности коммерческого предприятия.
Конечно, как можно было понять из сказанного, для организации пресс-тура требуется реальный, а не придуманный на случай информационный повод. Если компания приглашает журналистов, представляющих различные виды средств массовой коммуникации, она должна обеспечить им достаточно комфортные условия работы, особенно если это касается телевидения. Ведь тележурналисты везут с собой крупногабаритное оборудование, и им нужна удобная парковка, не говоря уже о необходимости подключения к источникам питания во всех местах, где будет проходить съемка. Это лишь один пример, показывающий, как тщательно должно быть продумано мероприятие, вплоть до последних мелочей.
Что касается программы пребывания журналистов на предприятии, то именно она и определяет все основные элементы планирования пресс-тура. Вот основные элементы такого плана:
- Встреча журналистов. Если предприятие находится в черте города и поблизости расположены остановки регулярно функционирующего муниципального транспорта, вполне уместно назначить место встречи у проходной, позаботившись заблаговременно, чтобы именной список приглашенных имелся у представителей охраны. Если же ожидаются иногородние журналисты, их встречу следует организовать в аэропорту или на железнодорожных вокзалах.
- Проживание. Бронирование мест в гостинице - также забота организаторов пресс-тура.
- Сопровождение журналистов по всему маршруту пресс-тура.
- Обеспечение и проведение встреч со всеми представителями организации, чьи имена включены в программу пресс-тура.
- Питание во время пребывания журналистов на предприятии. Культурная программа может быть предусмотрена для иногородних журналистов, если пресс-тур рассчитан на несколько дней и включает, например, поездки в отдаленные филиалы или по региону.
- Заключительная встреча с руководством предприятия, ответы на вопросы.
- Отъезд.
Непосредственной работе с журналистами в день проведения пресс-тура предшествует достаточно трудоемкий период подготовки, включающий длительные переговоры как внутри организации, так и со средствами массовой коммуникации.
Отдел по связям с общественностью уточняет с руководством цели проведения пресс-тура. Такая причина, как: "Ну мы ведь проводим это мероприятие каждый год, давайте и в этом году сделаем!" - не должна даже возникать при принятии решения о подготовке пресс-тура. Это означает, что пресс-тур следует посвящать либо чему-то значительному, уже достигнутому, либо перспективному развитию организации (района, научного направления). В последнем случае (пресс-тур, работающий на перспективу) важно ознакомление общественности через средства массовой коммуникации с этими планами, а также, возможно, поиск партнеров и инвесторов.
Для специалиста по связям с общественностью важно сразу же после принятия решения о проведении пресс-тура получить от руководства документы (приказы), в которых определены цели и дата пресс-тура, а также указаны фамилии лиц, отвечающих за его подготовку и проведение. Далее, также с руководством определяются объекты осмотра для журналистов и назначаются специалисты, которые будут давать пояснения на каждом из объектов. Выбирается маршрут пресс-тура и назначаются ответственные за проведение мероприятия в каждой из запланированных остановок тура. Все обязанности по обеспечению эффективной работы и осуществлению контактов с сотрудниками административно-хозяйственного сектора предприятия осуществляют специалисты отдела по связям с общественностью.
Этот же отдел занимается налаживанием и поддержанием регулярной связи со средствами массовой коммуникации на основании имеющейся в организации базы данных СМК и регулярных контактов с ними, составляет начальный поименный список журналистов, присутствие которых в этот день было бы желательно и полезно. Следует учесть, что, как показывает практика, примерно 50% журналистов, первоначально включенных в список, по разным причинам не смогут посетить организацию в этот день. Часть из них, поблагодарив за приглашение и выразив сожаление по поводу невозможности принять его, тем не менее проявляют заинтересованность и просят прислать все материалы, связанные с этим событием. Конечно, такую просьбу всегда следует удовлетворить.
Теперь самое время остановиться на тех печатных материалах, которые готовит отдел по связям с общественностью, когда планирует пресс-тур. Хотя эта книга и посвящена подготовке и проведению разного рода мероприятий, осуществляемых в процессе устной коммуникации, но так уж повелось с давних пор, что все решения и договора, которые заключаются благодаря мероприятию, оформляются на бумаге. Здесь будут названы лишь основные виды материалов, подготавливаемые отделом по связям с общественностью для проведения пресс-тура. Весь комплекс материалов достаточно легко разделить на основании предназначения для той или иной целевой аудитории. И начиная с самого общего определения групп общественности, с которыми при подготовке и проведении пресс-тура специалистам по связям с общественностью придется контактировать, выделяем внутреннюю и внешнюю аудитории.
Работа по созданию планов или, если угодно, сценариев для подключения к участию в пресс-туре отдельных подразделений самой организации начинается непосредственно после издания руководством приказа о проведении пресс-тура с указанием цели, времени и фамилии исполнителя, отвечающего за все этапы как подготовки, так и проведения пресс-тура. Хотя, конечно же, этому приказу уже предшествовала большая работа, касающаяся вопроса: проводить или не проводить пресс-тур, зачем и что показывать и т. д.
Отдел по связям с общественностью начинает обычно с составления программы пресс-тура (в соответствии с теми общими рекомендациями, которые были даны на предыдущей странице, или совсем иначе), а затем устанавливает, кто, что и когда будет делать, причем эти обязанности распределяются не только за специалистами по связям с общественностью, но и за конкретными лицами как тех отделов, куда будут приглашены журналисты, так и представителями административно-хозяйственных служб. Все это оформляется в виде распоряжений с указанием сроков выполнения. Конечно, вся работа по подготовке проходит в регулярных контактах на уровне деловых встреч для решения практических вопросов.
Гораздо более оформленный и четкий характер, с точки зрения письменных документов носит работа с внешней аудиторией. Если событие, ради которого планируется проведение пресс-тура, действительно очень серьезное и администрация города в нем может быть заинтересована, то, конечно, следует направить приглашения руководителям города. Позже, за день до намеченного дня пресс-тура, следует по телефону получить подтверждение и узнать имена и должности лиц, которые намерены принять участие в мероприятии.
Непосредственно с представителями средств массовой коммуникации поддерживаются регулярные контакты:
- начиная с отправления им пресс-релиза - анонса с кратким сообщением о предстоящем пресс-туре и приглашением принять в нем участие;
- некоторое время спустя в редакции направляется новостной пресс-релиз с подробной информацией о целях пресс-тура и сообщением некоторых его деталей;
- за несколько дней до пресс-тура организация по телефону уточняет списочный состав представителей средств массовой коммуникации, включая радио и телевидение, и их требования по обеспечению технической стороны их работы;
- в течение периода подготовки к пресс-туру отдел по связям с общественностью готовит специальный пресс-кит, который вручается журналистам либо по их прибытии, либо при отъезде;
- также готовятся для раздачи журналистам дополнительные справочные материалы об организации и ее производственной и технологической специфике на тот случай, если они намерены сделать большой материал по теме пресс-тура.
Иванова К. А.
"Бесценные советы для настоящего PR-менеджера"
Издательство "Питер"
- PR в сети интернет: технологии и методы современного пиара (4024)
- 10 лучших книг про PR: что почитать будущему специалисту (3841)
- Пресс релиз что это такое и как его написать. Структура пресс-релиза (5563)
- Практика составления пресс-релизов. Пресс релиз для СМИ (8488)
- Креатив информационных поводов - хитрости PR (15298)
- Отличие Рекламы от PR (Public Relations) - 10 основных моментов (41628)
- Public Relations (пиар) - определение, цели и составляющие Public Relations (37822)
- Как попасть на BBC c вирусным PR? Провокационная акция и Сарафанное радио (13652)
- Что такое public relations? Виды PR, как отличить public relations от всего остального? (29437)
- Public Relations и связи с общественностью (24142)
- О чем писать, когда нет новостей (8085)
- Приемы создания газетных заголовков (9507)
- 5 правил проведения эффективной презентации (12469)
- Универсальные правила написания текстов в сфере связей с общественностью (PR) (37750)
- Паблик рилейшнз и паблисити - очень похожие, но разные. Выбор стратегии в паблисити (35941)
- Public Relations в действии. Семь ошибок пиарщика в работе со СМИ (29181)
- Эффективность восприятия и понимания текстов массовой коммуникации (37693)
- Какие доводы убеждают людей? 15 законов общественного мнения в PR среде (19327)
- Пособие для начинающих журналистов и специалистов PR - имиджевая публикация (42531)
- Методы спасения репутации фирмы - 12 PR стратегий с примерами (18635)
- Обыкновенный лоббизм - настраиваем и укрепляются отношения с органами власти (15923)
- Искусство презентации - 5 способов представить информацию другим (17102)
- Базовые PR-документы - Пресс-релиз, Заявление для прессы, Пресс-кит, Интервью и др (56658)
- Скрытые психотехнологии в PR. Технологии в примерах (17461)
- Public relations на выставочном поле. Как рекламировать выстаку (24577)
- Музыка в PR. Новый учебный сезон (20685)
- Штрихи к портрету PR мероприятия - 10 важных пунктов (12924)
- Полезный внутренний PR - шаг за шагом к лояльности (17766)
- Как специалисту Public Relations наладить коммуникации со СМИ - 15 советов (15617)
- Современное PRавописание. Работа пиарщика со СМИ (20838)
- 25 тезисов о проблеме эффективности Public Relations (25135)
- Основы PR - технологии создания корпоративного имиджа. Основные этапы (70928)
- Факторы успеха в PR (паблик рилейшнз) (24703)
- PR технологии в туризме. Методы Пиар в туристическом бизнесе (26240)
- Корпоративное кино. Фильмы уместны и эффективны на любой презентации (19241)
- PR при банковском слиянии и поглощении. Задачи PR-службы (21479)
- Уменьшить навязчивость рекламы не панацея. Public Relations - ваш выбор (12505)
- Правильный PR в условиях кризиса на предприятии (23220)
- Основными принципами Public Relations (Паблик рилейшнз) (19962)
- Конструктивное спонсорство - как метод улучшения имиджа (14815)
- Имидж компании. Исследования и построение коммуникационной политики (19124)