Рекламная Полиграфия

Как стать самозанятым в 2020 году и начать работать

Специальный налоговый режим на профдоход запустили в прошлом году. В качестве эксперимента закон о самозанятых гражданах ввели в нескольких регионах. Эксперимент оказался успешным: по данным ФНС, только за 2019 год в качестве самозанятых в стране зарегистрировалось более 330 тыс. человек.

В статье мы расскажем о новом налоговом режиме: порядке регистрации и снятия с учета, налоговых ставках для самозанятых граждан. Дадим пошаговую инструкцию о том, как стать самозанятым в 2020 году, и представим образцы договоров для работы с ИП и юрлицами.

 

Кто такой самозанятый и кто может им стать

Самозанятый гражданин – это предприниматель, который работает на себя, получает прибыль напрямую от заказчиков и не имеет в штате сотрудников. Он может заниматься репетиторством, фрилансом, работать таксистом или продавать хендмейд. Точного списка разрешенных видов деятельности для самозанятых граждан нет, но есть ряд ограничений.

Итак, согласно ст. 4 № 422-ФЗ, перейти на самозанятость не смогут:

• бизнесмены, которые продают акцизную продукцию;

• риелторы;

• предприниматели с наемными работниками;

• посредники в бизнесе – по договору поручения, агентского или договора комиссии;

• лица, оказывающие услуги доставки;

• граждане, чей доход превышает 200 000 руб. в месяц.

Проще говоря, самозанятость – это упрощенный способ задекларировать доходы от хобби или микробизнеса.

Пример: Виктория наращивает ногти на дому. Девушка планирует взять потребительский кредит, но банки отклоняют заявки, потому что нет подтвержденного дохода. Клиентов у Виктории пока немного, открывать ИП нерентабельно — выручка не покроет расходы на налоги и обязательные взносы. В этом случае налог на профессиональный доход (НПД) – лучший вариант. Через несколько месяцев девушка без проблем сможет взять кредит, доказав свою платежеспособность.

Clipboard01

 

 Самозанятые могут заниматься любимым делом, получать деньги от клиентов удобным способом и уплачивать налоги в пару кликов через приложение «Мой Налог».

 

В каких регионах действует программа

В 2019 году в эксперименте участвовало всего 4 региона: Калужская и Московская область, Москва и республика Татарстан. В январе этого года список пополнился — теперь программа действует в 23 регионах. Полный перечень можно посмотреть в последней редакции ст. 1 п. 2 № 422-ФЗ.

Обратите внимание! Вы можете стать самозанятым, даже если ваш регион пока не участвует в эксперименте. Законом это не запрещено. Достаточно иметь хотя бы одного заказчика из региона, в котором уже введен специальный налоговый режим.

В июле 2020 года НПД планируют ввести на всей территории страны, поэтому стать самозанятым сможет любой желающий.

 

Плюсы и минусы самозанятости

С введением налога на профессиональный доход у многих появилась возможность легализовать свою деятельность без больших финансовых затрат. Давайте рассмотрим плюсы и минусы самозанятости.

Плюсы НПД

• Упрощенный порядок регистрации. Для регистрации НПД не нужно собирать пакет документов и идти в налоговую. Все можно сделать не выходя из дома, через приложение «Мой налог».

• Можно не платить страховые взносы. Самозанятые граждане освобождаются от обязанности уплачивать фиксированные страховые взносы. Они платят только налоги с доходов. Если доходов нет, вы ничего не платите.

• Нет отчетов и деклараций. Самозанятым не нужно подавать декларации в налоговую. Все отчеты формируются автоматически в приложении «Мой налог».

• Не надо покупать ККТ (контрольно-кассовую технику). Чеки формируются в приложении «Мой налог». Вам нужно лишь указать статус клиента — физлицо, ИП или юрлицо, — чтобы система корректно рассчитала налог на профессиональный доход.

• Быстрое снятие с учета. Чтобы перестать быть самозанятым, не нужно посещать налоговую — все можно сделать в приложении.

Минусы самозанятости

• Стаж. Плательщикам НПД не начисляются пенсионные баллы и трудовой стаж. Вопрос можно решить добровольной уплатой взносов в ПФР.

• Социальные гарантии. Так как самозанятый освобожден от уплаты страховых взносов, ему не оплачиваются больничные листы и отпуск по уходу за ребенком.

• Периодичность налоговых платежей. Налог на профессиональный доход нужно уплачивать каждый месяц.

• Ограничение по видам деятельности. Зарегистрировать НПД не получится у риелторов, перекупов, предпринимателей, которые оказывают посреднические услуги и услуги по доставке товаров.

• Ограничение по выручке. Самозанятый гражданин может получать не более 200 000 руб. в месяц. Если доходы превысят эту отметку, придется регистрировать ИП и выбирать оптимальную систему налогообложения.

• Сотрудники. Плательщик НПД не имеет права формировать штат сотрудников.

Как и любой другой режим, НПД имеет плюсы и минусы. Перед тем как пройти регистрацию, определите приоритеты в бизнесе. Если вам удобнее работать в одиночку, становитесь самозанятым. Если вы планируете набирать штат, лучше сразу зарегистрировать ИП и выбрать подходящую для вашей деятельности систему налогообложения.

 

Как стать самозанятым в 2020 году

Регистрация самозанятых проходит без визита в налоговую. Все можно сделать в приложении «Мой налог». Зарегистрироваться можно со смартфона или с компьютера.

Для регистрации со смартфона скачайте приложение «Мой налог». Прямые ссылки на скачивание в App Store или Google Play вы найдете на сайте налоговой.

Clipboard02

 

 Приложение для самозанятых легко найти в поиске Google Play и App Store.

Зарегистрируйтесь в приложении с помощью аккаунта на Госуслугах, через ЛК физлица на сайте налоговой или по паспорту гражданина РФ. Если у вас нет аккаунта на портале Госуслуги и личного кабинета на сайте ФНС, выбирайте регистрацию по паспорту. Так, вы сможете сэкономить время — вам не придется подтверждать личность, посещая налоговую или Центры обслуживания, выпускать ЭЦП для авторизации на сайте ФНС.

Clipboard03  

 

Укажите номер телефона, чтобы получить код подтверждения для входа в приложение.

Clipboard04  

 

Выберите регион, где будете вести деятельность. Сейчас НПД можно зарегистрировать в 23 регионах, но с июля 2020 года закон будет действовать по всей территории страны. Если у вас уже есть хотя бы один заказчик из региона, где действует программа самозанятости, выберите его в списке.

Clipboard05  

 

Сделайте скан паспорта с фотографией. Обязательно проверьте корректность данных в форме и только потом нажимайте «Далее». Если камера не распознала какие-то поля документа, просканируйте паспорт еще раз.

Clipboard06  

 

Для перехода на новый налоговый режим заявление писать не нужно. Приложение все сделает за вас. Ответ приходит в течение 3–10 часов, но чаще уведомление приходит быстрее.

Для регистрации в веб-версии «Мой налог» перейдите на сайт налоговой.

Clipboard07  

 

Зарегистрируйтесь с помощью аккаунта на Госуслугах, по ИНН или номеру мобильного телефона.

Clipboard08  

 

Изучите правила пользования приложением и дайте согласие на обработку персональных данных.

Clipboard09  

 

После ввода ИНН и пароля от личного кабинета режим НПД будет активирован. Вы станете самозанятым гражданином и сможете войти в личный кабинет веб-версии «Мой налог».

 

С кем могут работать самозанятые граждане

Независимо, с кем работает самозанятый, для осуществления деятельности ему не понадобится касса, а платежи можно принимать как на карту, так и наличными. Плательщики НПД имеют право сотрудничать с физлицами, индивидуальными предпринимателями, юрлицами и с такими же самозанятыми. Для вашего удобства мы подробно разобрали, как работают самозанятые граждане с каждой из этих категорий.

Физлица

Для работы с физлицами понадобится только приложение. Самозанятым нужно указать наименование товара или услуги, сумму сделки и статус клиента — физическое лицо. По двум последним параметрам приложение рассчитает сумму налога к уплате в следующем месяце.

Clipboard10  

 

С физическими лицами не нужно составлять договор и обмениваться актами выполненных работ. Вы оказываете услугу или продаете товар, получаете деньги от клиента и отдаете в казну 4% от суммы сделки — на этом все. Чек формируется автоматически. Вы можете отправить его клиенту на мобильный телефон или email, распечатать и передать лично в руки или же дать отсканировать QR-код.

 

Самозанятые

Самозанятый может оказывать услуги самозанятому. Сотрудничество проходит по тому же принципу, что и с физлицами. Не нужно составлять договор и акт о выполненных работах, можно договориться устно. Как при работе с физлицами, в приложении «Мой налог» следует указать вид услуги и размер оплаты. По такому же принципу самозанятые обмениваются чеками.

 

ИП

В законе о самозанятых не прописан порядок заключения сделки между плательщиком налога на профессиональный доход и ИП или юрлицом. Представители ФНС советуют в этом случае работать по договору ГПХ. Можно обойтись и устными договоренностями, но тогда повышаются риски.

Во-первых, нет письменного договора – нет обязательств. Работу могут выполнить некачественно или не вовремя. Самозанятый тоже рискует: ему могут просто не заплатить. Поэтому письменный договор – мера предосторожности для обеих сторон.

Во-вторых, правильно оформленный договор с самозанятым минимизирует налоговые риски. Лучше оформить договор подряда, но если он составлен неправильно, ФНС может увидеть в нем признаки трудового договора. Предпринимателю это грозит штрафом по ст. 5.27 КоАП РФ, а также предписанием на выплату взносов и НДФЛ, как за наемного работника.

При составлении договора обратите внимание на формулировки некоторых пунктов:

• Предмет договора. Пишем «оказание услуг по…», а не «выполнение обязанностей специалиста…».

• Сроки. Указываем ограниченный период, а не дату начала работ.

• Порядок оплаты. Оплата производится по окончании работ, а не в определенные числа месяца.

Тело договора можно оформить по стандартному шаблону договора ГПХ. Но учитывая особенности НПД, в него нужно внести дополнительные сведения:

• Самозанятый является плательщиком налога на профдоход.

• По данному договору ИП освобождается от статуса налогового агента.

• Обязать самозанятого выписать чек после того, как работы будут выполнены.

• Указать, что при лишении своего статуса, самозанятый в определенный срок должен уведомить об этом клиента.

После заключения договора и выполнения работ по нему, заказчик (ИП) подписывает акт и производит оплату удобным способом — переводом на карту или расчетный счет, наличными, — а самозанятый вносит данные по сделке в приложение и выписывает чек. Кроме данных о наименовании услуги и сумме сделки, при работе с ИП нужно ввести название компании и ИНН.

 

Юрлица

С юрлицами самозанятый работает по тому же принципу, что и с ИП. Составляете договор, оказываете услугу, подписываете акт выполненных работ, получаете оплату, фиксируете сделку в приложении и выписываете чек.

 

Когда и как платить налоги

ФНС уведомляет самозанятых граждан в приложении или веб-кабинете «Мой налог» о необходимости уплаты налогов не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Плательщик НПД должен внести начисленную сумму до 25 числа. То есть у самозанятого есть почти 2 недели, чтобы разобраться с уплатой налогов.

Если самозанятый временно не работал, то есть не имел никакого дохода, налоги ему платить не нужно. Если доход менее 100 руб., то сумма налога переносится на следующий период. Никаких обязательных взносов на НПД нет. Отчетность тоже сдавать не нужно. Все данные передаются в ФНС через приложение.

Ничего подсчитывать вручную не нужно — приложение рассчитывает сумму налога к уплате автоматически с каждой зафиксированной сделки. Уплатить налоги можно в один клик, достаточно авторизоваться в приложении или войти в веб-кабинет «Мой налог».

Clipboard11  

 

При регистрации каждый самозанятый получает бонус (налоговый вычет) — 10 000 руб. Его можно использовать, уменьшая сумму исчисленного налога. Пока вычет не кончится, самозанятый платит пониженную налоговую ставку: 4% от сделок с юрлицами, 3% – с физлицами. Все расчеты приложение ведет автоматически.

Пример: Иван занимается продвижением сайтов. Заказчики – только юридические лица. Налоговый вычет – это, по сути, скидка на налог. Для сделок с юрлицами ее размер составляет 2% от дохода. За месяц Иван заработал 60 000 руб. Он должен заплатить 3 600 руб. налога (6% от дохода). Налоговый вычет – 2% от дохода составит 1 200 руб. С учетом этого вычета Иван заплатит всего 2 400 руб. вместо 3 600 руб. Пользоваться этим вычетом можно до тех пор, пока общая сумма скидки не достигнет 10 000 руб.

Вычет дается только 1 раз. То есть если гражданин его уже использовал, а потом снялся с учета, при новой регистрации вычета не предоставят.

 

Штрафы за неуплату налогов

Если самозанятый окажет услугу, получит за нее оплату, но не внесет данные в приложение, налоговая его оштрафует, если узнает об этом. Согласно ст. 129 НК РФ, первый штраф составит 20% от суммы сделки. Поймают еще раз в течение 6 месяцев – придется оплатить 100%.

 

Как перестать быть самозанятым

Бывают случаи, когда нужно перейти на другой налоговый режим или прекратить деятельность. Причин для снятия с учета может быть несколько:

• Прекращение или приостановление деятельности.

• Превышение суммы разрешенного заработка. Если доход стал больше 2,4 млн руб. в год, придется менять налоговый режим.

• Наем сотрудников. Если самозанятый решил расширить бизнес и нанять сотрудников, нужно будет регистрировать ИП или создавать юрлицо.

Порядок снятия с учета прописан в ст. 5 п.12 № 422-ФЗ. Подавать бумажное заявление в ФНС не нужно — все можно сделать в приложении «Мой налог». В течение суток налоговая пришлет уведомление о снятии гражданина с учета.

Clipboard12  

 

Если налоговая узнает, что самозанятый утратил право на применение НПД или больше не соответствует требованиям ст. 4 ч.2 № 422-ФЗ, гражданина автоматически снимут с учета. ФНС уведомит об этом через приложение.

 

Заключение

Самозанятость можно оформлять сколько угодно раз, так же как и останавливать деятельность. Это дает возможность протестировать другие налоговые режимы, понять, какой выгоднее именно для вашего бизнеса.

 Ирина Ивкина

 

просмотров 5667
Другие статьи в рубрике "Маркетинг"
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
9.36