Концепция «Маркетинг-микс»: что такое комплекс маркетинга, инструменты, модель 4P
Маркетинг-микс – это набор маркетинговых инструментов, используемых компанией в мероприятиях для продвижения своей продукции. Также его называют комплекс маркетинга. Комплексный маркетинг является важной частью стратегии развития бизнеса.
В сегодняшней статье вы узнаете, что такое маркетинг-микс и какие задачи он решает. Ознакомитесь со всеми элементами базовой модели 4P и узнаете о ее отличиях от расширенных версий 5P, 6P и 7P.
Что такое маркетинг-микс и зачем он нужен
Маркетинг-микс – рабочий набор тактических решений, определяющий конкретные шаги бизнеса. Если говорить простым языком, это инструменты, необходимые для повышения спроса на товар.
Базовая модель 4P состоит из следующих элементов:
• Product/продукт – функциональность, качество, внешний вид товара, упаковка и бренд. Сюда же относятся гарантии, поддержка и сервис.
• Price/цена – стоимость, скидки, акции, бонусы, условия и сроки платежа.
• Promotion/продвижение – реклама и PR, прямые продажи, медиа и бюджет.
• Place/место продажи – участники цепочки сбыта товара, охват рынка, география и места продаж, логистика.
Совокупность этих факторов используется для удовлетворения потребностей потенциальных покупателей и повышения эффективности работы компании. При этом сбыт – только часть комплекса маркетинга. Желаемый результат обеспечит внедрение полного набора средств влияния на рынок. Все его элементы связаны друг с другом. Так, маркетолог управляет изготовлением продукта с конкретными потребительскими свойствами, определяет стоимость и место продажи, выбирает способы доставки, сообщает потенциальному клиенту о достоинствах продукции и убеждает купить товар.
Цель маркетинг-микса – создать стратегию повышения ценности товара для ЦА и добиться роста долгосрочного дохода. Комплексный маркетинг незаменим в условиях высокой конкуренции, ведь с помощью его элементов можно создать конкурентные преимущества. Иногда даже незначительные изменения условий доставки или дизайна упаковки способны привести компанию к кардинальным изменениям.
Вот несколько примеров, как маркетинг-микс может повлиять на бизнес:
• снижение стоимости или организация бесплатной доставки приведет к увеличению числа клиентов;
• постоянное изменение и расширение модельного ряда будет стимулировать ЦА покупать ваши товары;
• внедрение дисконтной программы поможет сформировать постоянную клиентскую базу;
• предложение дополнительных товаров/услуг повысит средний чек;
• подробное информирование новых покупателей снизит затраты на рекламу.
Что включает базовая модель 4P
В состав стандартного маркетинг-микса входит product, price, place и promotion. Продукт дает ответ на вопрос «Какими свойствами должен обладать товар, чтобы отвечать запросам ЦА?». Цена – «Как определить цену продукции и уровень рентабельности». Место – «Как выстроить грамотную модель сбыта?». Продвижение – «Каким способом распространять информацию о продукте?».
Переходим к детальному разбору каждого элемента.
Product
Это товар или услуга, которую предлагает фирма. Например, чизбургер от McDonald’s или доставка груза из пункта А в пункт Б от транспортной компании.
Продукт от McDonald’s
Продукт должен удовлетворять главные потребности рынка и корректироваться в случае необходимости.
Убедитесь, что ваш продукт востребован у покупателей, способен составить конкуренцию на рынке.
При использовании модели 4P определите:
1. Чем ваш продукт лучше других, представленных на рынке?
2. Какую потребность целевой аудитории он удовлетворяет?
3. Как можно изменить продукт для повышения его привлекательности и востребованности?
Упаковка тоже является частью имиджа вашего бренда, поэтому стоит подумать, что изменить в дизайне для большей востребованности товара.
В комплексе маркетинга к «продукту» относится:
• брендовая символика;
• внешний вид товара;
• функционал;
• уровень качества;
• ассортимент;
• сервисное обслуживание и поддержка клиентов;
• гарантии.
Price
Проще говоря: это то, как вы используете цены на свои товары, чтобы повлиять на продажи. Самый яркий пример применения цены в маркетинге – «черная пятница». Глобальная распродажа – это возможность за один день расширить клиентскую базу и в несколько раз увеличить выручку. При этом вы можете сделать скидку на отдельные товары и категории или на всю продукцию.
Здесь важно учесть:
• рекламные расходы – добавьте их к себестоимости, расходам за хранение и доставку;
• прибыльность – чтобы не продавать себе в убыток, учтите маржинальность товаров и средний размер скидки;
• спрос – малоизвестному бренду стоит использовать в рекламных активностях 10-15 товаров-крючков для привлечения покупателей.
Лайфхак: Хотите узнать почем продают ваши конкуренты – идите на маркетплейсы или к ним в магазин.
Цены на один и тот же ноутбук в Яндекс.Маркете
При составлении маркетинг-микс важно определиться:
1. Нужно ли изменить цены с учетом текущей ситуации на рынке?
2. Можно ли продолжать продажу товаров по нынешней стоимости (достаточно ли дохода они приносят)?
3. Является ли конкурентоспособной цена продукта?
В своей стратегии обозначьте следующие пункты:
• ценовая политика при запуске;
• ценообразование для разных каналов продаж – к примеру, условия для оптовых покупателей;
• наличие сезонных скидок и акций;
• розничная стоимость с учетом отпускной цены;
• уровень цен для одновременной реализации группы товаров;
• особенности промо-акций – их регулярность и продолжительность, размер скидок.
Place
Выбор места продажи влияет на доступность товара для потенциальных клиентов. Стремитесь к тому, чтобы продукт находился в нужном месте и в нужное время. То есть был там, где целевая аудитория его увидит и купит, когда возникает такая потребность.
Даже самая лучшая кофейня закроется, если находится в неудачном месте. Учитывайте близость к потребителям, удобство транспортной развязки, наличие рядом конкурентов и др.
Пример плохого места для фитнес-клуба
При разработке 4P ответьте себе на три вопроса:
1. Как упростить процедуру покупки продукта?
2. Нужно ли увеличивать количество торговых точек?
3. Удобно ли вашей ЦА делать покупку в существующих местах продажи?
Определите в маркетинг-миксе:
• каналы дистрибуции;
• рынки сбыта;
• правила и условия выкладки;
• вид дистрибуции;
• логистику и управление запасами;
• условия продажи товара.
Promotional
Продвижение – способ привлечь внимание к товару, вызвать желание его купить. Это SEO, прямой маркетинг, PR, промо-акции в местах продаж.
Пример рекламного объявления
Важно определить:
1. Как увеличить эффективность продвижения на рынке?
2. Есть ли альтернативные способы продвижения?
3. Как еще можно прорекламировать продукт?
В комплексе маркетинга к «продвижению» относятся:
• целевые значения лояльности, знания и потребления среди ЦА;
• размер маркетингового бюджета и уровень рекламной активности товара;
• стратегия продвижения push или pull (в первом случае вы стимулируете к покупке посредников, а во втором – конечных покупателей);
• участие в специализированных шоу и выставках;
• география продвижения (национальный, точечный или смешанный тип охвата);
• PR-стратегия и событийный маркетинг;
• каналы коммуникации с потребителями;
• промо-акции на протяжении года и мероприятия для стимулирования продаж;
• медиа-стратегия компании (где, как, когда и по какой цене должна размещаться реклама).
Эволюция концепции и модели 5P, 6P и 7P
Усиление конкуренции привело к расширению комплексного маркетинга. Модель 4P универсальна, а новые элементы (Process, People и Physical Evidence) стали ориентироваться на В2В и рынок услуг. Однако усовершенствованные версии можно использовать и для товара – это объясняет их популярность.
Дополнительные «P» делают акцент на внутренних составляющих маркетинга, подчеркивая их связь с внешней стратегией. Все происходящее внутри компании имеет непосредственное отношение к конечному результату – повышению дохода в долгосрочной перспективе.
Рассмотрим модели 5P, 6P и 7P подробнее.
Модель 5P
Базовая концепция комплексного маркетинга появилась в 1960 году, когда фирмы продавали в основном не услуги, а продукты. Позже ситуация изменилась, и обслуживание клиентов стало играть важную роль в развитии бренда. В 1987-м маркетологи добавили в 4P пятый элемент – People (люди). Речь идет о клиентах, лидерах мнений и персонале.
Модель 6P
Представляет собой формулу 4P + Political Power + Public Opinion Formation. Political Power – это политическая сила, а Public Opinion Formation – формирование общественного мнения.
Создатель модели 6P Котлер предположил, что для выживания на международном рынке нужна поддержка торговых ассоциаций, регулирующих органов и аудитории, влияющей на рынок.
Модель 7P
Это базовая модель + People (люди), Process (процесс) и Physical Evidence (физическое окружение). Расширенная версия появилась в 1981 году из-за усложнения сегмента В2В и развития рынка услуг.
Поговорим обо всех дополнительных компонентах.
People
Это люди, способные повлиять на восприятие продукции в глазах целевого потребителя. К ним относятся ваши сотрудники и торговый персонал, лидеры мнений, лояльные потребители и VIP-заказчики.
Интеграция продукта в контент блогера
На уровне «люди» в маркетинг-миксе должны прорабатываться:
• варианты работы с лидерами мнений;
• программы для VIP-покупателей и лояльных клиентов;
• образовательные программы для продавцов;
• система развития навыков и мотивации у сотрудников;
• способы получения обратной связи.
Process
Это взаимодействие между брендом и ЦА, которое служит основой для совершения заказа и формирования лояльности. Ваша задача – сделать пользование услугой или приобретение продукта максимально удобным для клиента. В стратегии необходимо зафиксировать все процедуры/шаги по «доставке» вашего предложения целевому покупателю.
Наглядный пример. Грамотно построенный процесс взаимодействия в McDonalds, благодаря которому появилось конкурентное преимущество бренда – скорость обслуживания.
Physical Evidence
Окружение потребителя в момент покупки позволяет выделить ключевые характеристики товара/услуги и сформировать положительный имидж. В стратегии стоит прописать физическое окружение и его основные цели.
Яркий пример большого значения Physical Evidence – важность интерьера дорогого ресторана или VIP-отеля.
Красивый интерьер в дорогом ресторане
Заключение
Использование маркетинг-микса позволит вам составить стратегию и план ее реализации для развития продукта на рынке и поиска конкурентных преимуществ. Так вы сможете увеличить ценность продукта для потребителей и получить долгосрочную стабильную прибыль.
Все модели комплексного маркетинга созданы на основе 4Р. В случае необходимости можно добавить и другие элементы: Process, Physical Evidence и People. Однако вместо ввода новых переменных обычно целесообразней сосредоточиться на укреплении существующих позиций. Тем более что некоторые компоненты маркетинг-микса не всегда можно контролировать. Рекомендуем в первую очередь направлять силы именно на удовлетворение потребностей клиента и решение его проблем.
Татьяна Руднева
- О лучших платформах для создания и проведения онлайн-обучения (2127)
- Google Календарь: как создать, как пользоваться и добавлять напоминания (3541)
- Что такое Digital Marketing и зачем он вашему бизнесу (3802)
- Как стать самозанятым в 2020 году и начать работать (5667)
- Что есть Коллаборация и нужна ли она вам? Смотрите примеры (3765)
- ТОП-10 сервисов для проверки контрагентов (2778)
- Идеи для заработка на дому с минимальными вложениями (2956)
- Как рассказать о фармпрепаратах в Дзене и не нарушить правила (3420)
- 5 способов поддержать местный бизнес при помощи Google Карт (1979)
- Как получить прибыль без попадания в ТОП поиска (2016)
- Что выбрать: SEO-продвижение или контекстную рекламу (2096)
- Хотите поговорить о деле - пишите партнерам. Советы как обойти спам фильтры (11443)
- Шесть типов online покупателей. Сфокусируйте усилия в плане маркетинга на одной-двух категориях (18809)
- 10 способов заполучить контактную информацию посетителя (11691)
- Продвижение интернет сайта. Как пример - Реальный проект (11968)
- Практические рекомендации по раскрутке сайта. Привести посетителя на сайт и удержать его (12299)
- Кто такой веб-мастер? Его функции и задачи (16048)
- Лео Бернетт: гений рекламной индустрии (38780)
- Четыре источника и четыре инструмента Интернет-маркетинга (13840)
- Обзор технических решений для интернет-магазинов. Выбор CMS и программ продвижения сайта (16446)
- Новейшая обсервация российских счетчиков: формация Rambler TOP 100 (12804)
- Подготовка сайта для индексирования в поисковых системах. Релевантность запросов (22116)
- Стратегия управления виртуальными потребителями – management of virtual consumers (15542)