Рекламная Полиграфия

Защита и правовая охрана Товарного знака для однородного товара

Товарный знак выступает объектом интеллектуальной собственности, выполняющим функцию индивидуализации товаров или услуг. Защита и организация правовой охраны товарных знаков на сегодняшний день довольно актуальны. В этой связи элементарные знания в области охраны товарных знаков будут нелишними для непрофессионалов в данной области, в частности потребителей. Ниже приведем некоторую информацию, касающуюся защиты товарных знаков, которая может представлять интерес для широкого круга читателей.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров.

Таким образом, законодательство защищает не только интересы изготовителя товаров от недобросовестной конкуренции, но и потребителя, не допуская возможности маркировки однородных товаров разных изготовителей тождественными или сходными знаками, что привело бы к его дезориентации.

В то же время закон не предусматривает запрета на регистрацию разными лицами тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков в отношении неоднородных товаров, т.е. таких товаров, в силу собственных различий которых даже при маркировке их тождественными товарными знаками потребитель не будет вводиться в заблуждение относительно товара или изготовителя.

По определению, "однородный - это относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый; выполняющий ту же функцию"

Под однородными товарами и услугами следует понимать товары и услуги, относящиеся к одному и тому же роду и виду, не обладающие различительной способностью и создающие у потребителя представление о принадлежности их к одному изготовителю.

Родовое понятие товара является более общим по отношению к видовому, и такие понятия, как "осветительное устройство" и "лампа накаливания" или "мебель" и "мебель кухонная", относятся друг к другу как категории род - вид.

В этой связи важно отметить, что при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.

Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия реализации товаров, круг потребителей и другие признаки.

 

Признаки однородности товаров подразделяются на основные и вспомогательные.

К основным признакам относятся:

  • род (вид) товаров;
  • назначение товаров;
  • вид материала, из которого изготовлены товары.

Остальные признаки относятся к вспомогательным.

Чаще всего основанием для признания товаров однородными является их принадлежность к одной и той же родовой или видовой группе.

Например, однородными товарами являются "пальто, платье, блузки, юбки, жакеты, брюки, пиджаки", т. к. все эти товары относятся к одной родовой группе "одежда". Однако неоднородными товарами должны быть признаны "соковыжималки бытовые электрические и неэлектрические", хотя они и относятся к одному виду товаров, но все же имеют ряд существенных различий. Соковыжималка бытовая электрическая представляет собой сложный трудоемкий прибор. Она продается в специальных магазинах бытовой техники или в соответствующих хозяйственных отделах универмагов. В то же время соковыжималка бытовая неэлектрическая - это более простое устройство. Она продается чаще всего в хозяйственных магазинах в отделах мелкой кухонной утвари. Кроме того, оба товара имеют разную стоимость (электрическая соковыжималка является более дорогостоящим товаром).

При определении назначения товара следует принимать во внимание область его применения и цель применения.

Например, следует признать однородными товарами химические продукты для сельского хозяйства и средства для уничтожения вредителей сельского хозяйства. Данные товары имеют одинаковую область применения (сельское хозяйство) и могут относиться к общей родовой группе (химические товары). В то же время не могут быть признаны однородными сельскохозяйственные машины и сельскохозяйственные ручные инструменты, т. к. эти товары относятся к разным родовым группам. Они отличаются также по своей стоимости, условиям сбыта.

Однородными товарами являются дезинфицирующие мыла и дезинфицирующие средства для гигиенических целей, т. к. они имеют одинаковую цель применения (дезинфекция) и могут относиться к одной и той же родовой группе (химические товары).

Однако аппараты для дезинфекции не могут быть признаны однородными с указанными выше товарами, т. к. относятся к другой родовой группе (приборы, технические устройства).

Однородными могут быть признаны товары, изготовленные из одного вида материала, хотя и относящиеся к разному роду (виду).

Например, следует считать однородными такие товары, как "портсигары и портмоне из благородных металлов", несмотря на принадлежность их к разным видам товаров. Данные товары изготавливаются из одного вида материала - благородного металла (этот материал является очень дорогим, он редко применяется в производстве товаров). Оба вида товара обладают высокой стоимостью и реализуются одинаковым образом (в ювелирных магазинах или ювелирных отделах универмагов).

В то же время нельзя признать однородными "резиновые шланги и резиновую пляжную обувь".

В отличие от благородных металлов резина является дешевым, широко используемым материалом. В данном случае при определении однородности должны учитываться другие признаки (вид товара, цель его применения, условия сбыта товара).

Одним из вспомогательных признаков однородности товаров является условие реализации товаров. Так, например, краскам, лакам сопутствуют в торговле средства для чистки, полировки.

В рамках рассматриваемого признака следует учитывать также каналы реализации изделий. Для изделий, реализуемых через розничную сеть, опасность смешения товарных знаков выше, чем для изделий, которые распространяются в соответствии с заключенными договорами. В зависимости от круга потребителей товары разделяются на две группы: товары широкого потребления и товары производственно-технического назначения.

В отношении товаров широкого потребления при оценке степени однородности товаров должен применяться более строгий подход, чем в отношении товаров производственно-технического назначения. Потребители товаров широкого потребления сталкиваются с товарами конкретного вида и с их знаками редко, и возможность смешения ими знаков более высока. Поэтому для обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков в отношении товаров широкого потребления, таких как косметические и гигиенические изделия, продукты питания, домашняя утварь, одежда, обувь, винно-водочные и табачные изделия и т. п., опасность смешения более высока.

В отношении товаров производственно-технического назначения опасность смешения может быть меньшей, т. к. эти товары предназначены для ограниченного круга потребителей - специалистов, которым, как правило, хорошо известны изготовители продукции в соответствующей отрасли. К товарам такого рода относятся станки, сырьевые материалы, приборы, стройматериалы и т. п.

Различные требования при определении однородности предъявляются к товарам в зависимости от того, предназначены ли они для длительного пользования или краткосрочного. При покупке изделий длительного пользования или дорогостоящих, например автомобилей, холодильников, бытовых электроприборов, мебели и т. д., покупатели бывают особенно внимательны, и возможность смешения здесь невелика.

Наоборот, в отношении товаров краткосрочного пользования или дешевых степень внимательности покупателей значительно снижается, а опасность смешения, соответственно, увеличивается. К товарам такого рода относится часть продуктов питания, косметических и гигиенических изделий, канцелярских товаров и т. п.

В соответствии с абзацами 1, 4 статьи 6 Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и мест происхождения товаров" не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида.

В соответствии с данным положением не допускается возможность предоставления правовой охраны таким обозначениям, поскольку они не соответствуют основному требованию, предъявляемому к товарным знакам - наличию у обозначения способности отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.

Кроме того, регистрация в качестве товарного знака обозначения, вошедшего во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, лишило бы многочисленных производителей, не являющихся владельцами данного товарного знака, возможности свободно использовать это обозначение при маркировке соответствующей продукции, в рекламе и т. д.

Под обозначением, вошедшим во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, понимается обозначение, используемое для определенного товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало видовым понятием.

Примерами обозначений, вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, являются следующие обозначения: целлофан, термос, ланолин, вазелин, сахарин, целлулоид, эскалатор, примус, граммофон, магнитофон, линолеум, нейлон и др.

Признаками, характеризующими обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, являются:

  • использование обозначения в качестве названия (наименования) товара специалистами соответствующих отраслей производства, работниками торговли, потребителями;
  • применение обозначения в качестве названия (наименования) одного и того же товара или товаров того же вида, выпускаемых различными производителями;
  • применение обозначения длительное время.

Обозначение становится видовым названием (наименованием) товара в том случае, когда оно прочно входит в обиход не только широких кругов потребителей, но и специалистов соответствующих отраслей производства, представителей торговых кругов, причем среди двух последних категорий использование обозначения в качестве названия (наименования) товара не носит узкоспециального или жаргонного характера. В сознании всех перечисленных категорий возникает устойчивая взаимнооднозначная связь между товаром, обладающим определенными признаками, свойствами, качествами, и тем обозначением, которое используется в качестве его названия (наименования).

Сказанное выше можно рассмотреть на примере слова "эскимо": это слово вызывает в сознании устойчивую ассоциативную связь с определенным видом мороженого - определенной формы и глазированного шоколадом, и, соответственно, оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для мороженого, т. к. будет прямо указывать на вид товара.

1. Ожегов С.И. "Толковый словарь русского языка", Москва, 1992 г.

Николай Зорин

просмотров 21451
Другие статьи в рубрике "Товарный знак"
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
9.66