Заявка на Товарный знак с религиозными мотивами. Регистрировать или нет?
В марте с.г. в московских газетах появились публикации, посвященные вопросам регистрации товарных знаков, включающих элементы религиозной тематики. Внимание читателя привлечено к отказам Роспатента в предоставлении государственной регистрации отдельным товарным знакам, включающим символы, термины, изображения, имеющие отношение к православному вероисповеданию. Ставятся вопросы - на каком основании отказано, в связи с чем не учитывается мнение других конфессий, действительно ли в проведении экспертизы таких обозначений будет принимать участие Русская православная церковь.
Отдельные патентные поверенные, например, Виктор Станковский, генеральный директор филиала фирмы патентных поверенных «Городисский и партнеры» в Санкт-Петербурге выражает беспокойство, считая отказы по таким мотивам дополнительным барьером в поиске словесных обозначений, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков [1]. От члена Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Ковалева в Роспатент поступило обращение с просьбой представить на ознакомление текст соглашения между Роспатентом и Московской патриархией Русской православной церкви по вопросу использования в наименованиях винных, кондитерских и иных изделий религиозной тематики. Действия Роспатента оцениваются как новые инициативы.
Что же происходит на самом деле? Представляется, что ответы на поставленные вопросы могут представлять интерес для специалистов в области интеллектуальной собственности, в связи с чем и подготовлена настоящая публикация.
Отказы Роспатента в предоставлении правовой охраны отдельным товарным знакам, включающим религиозные термины, символы, изображения, базируются на положении пункта 2 статьи 6 Закона РФ «О товарных знаках...», в соответствии с которым «не допускается регистрация в качестве товарных знаков ... обозначений или их элементов, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали». Это положение имеет толкование в действующих Правилах составления, подачи и рассмотрения заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. К таким обозначениям относятся, в частности, слова и изображения, оскорбляющие религиозные чувства (см. пункты 2.3 (2.2)). Регистрация товарного знака в случае нарушения этого требования может быть признана недействительной в течение всего срока ее действия на основании статьи 28 Закона РФ «О товарных знаках...».
Процитированные нормы не являются особенностью отечественного законодательства. Законы подавляющего большинства стран исключают из сферы правовой охраны товарные знаки, противоречащие общественным интересам и нормам морали, т.к. такой подход предусмотрен статьей 6 quinquies Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Профессор Г.Боденхаузен - бывший генеральный директор ВОИС в своем всемирно известном комментарии к указанному соглашению отмечает, что знаки, содержащие религиозные символы, могут попасть в категорию знаков, противоречащих моральным принципам [2] . Законами отдельных стран, например, законом США «О товарных знаках» наложен запрет на регистрацию знаков, состоящих или включающих в себя элементы, которые могут быть «унизительными или ошибочно восприняты в отношении ... веры» (см. статью 1052(а)).
Вопросы регистрации товарных знаков, включающих элементы религиозной тематики, затронуты в монографии известного специалиста в области товарных знаков, бывшего работника ВОИС, К.Веркмана «Товарные знаки. Создание, психология, восприятие» [3].
В частности, в ней процитировано мнение одного из американских специалистов по отбору товарных знаков : «Любой товарный знак может оказаться неподходящим, если его значение ассоциируется с сексом и/или бранными словами, религиозными отношениями, национальными, расовыми или социально-экономическими группами».
В литературе, освещающей практику зарубежных судебных споров о правах на товарные знаки, описаны дела, связанные с регистрацией товарных знаков, включающих элементы религиозной тематики. В частности, в публикациях бывшего работника Апелляционной палаты Роспатента В.М.Мельникова описаны процессы, в результате которых в США было отказано в регистрации товарных знаков «MADONNA» для вина, «JESUS» для одежды, «SENUSS» (название мусульманской религиозной секты) для табака на основании того, что такие обозначения оскорбляют чувства верующих. В Великобритании было отказано в регистрации товарного знака «HALLELUJAH» для женской одежды в связи с указанием в словарях на происхождение этого слова от выражения «hebrew, hallelu-yah» («еврей, восхваляй Иегову»).
При этом в судебном решении была отмечена обязанность патентного ведомства учитывать потенциальную реакцию верующих потребителей на регистрацию. Примером может служить также скандал в Индии, вызванный продажей американской фирмой тапочек, маркированных изображением Будды. Вместе с тем, отмечает В.М.Мельников, «практика показывает, что зарубежные ведомства регистрируют множество товарных знаков, на которых изображены религиозные символы, в отношении широкого круга товаров. Товарные знаки с религиозными атрибутами, по мнению производителей товаров, привлекают внимание потребителей» [4].
Сделанный В.М. Мельниковым вывод согласуется с результатами исследования, проведенного К.Веркманом. Последний отмечает: «хотя большинство христианских изображений и символов создавалось не для коммерческих целей, они встречаются и на довольно большом количестве товарных знаков». Какова же отечественная практика? В дореволюционной России законодательством не допускалась регистрация знаков с «надписями и изображениями, имеющими вообще характер неуважения к святыне, богохуления и кощунства». К святыне относили «лики святых или воинов с сиянием вокруг головы, агнца с хоругвью как священного эмблематического изображения» [5].
Во время Советского союза не допускалась регистрация обозначений, противоречащих по своему содержанию правопорядку или социалистической морали. По известным причинам вопрос о применении религиозной тематики в товарных знаках проблематичным в те времена не был.
Произошедшие в нашем обществе перемены у многих жителей России пробудили потребность в вере. Религиозная тематика стала более понятной и привлекательной для многих россиян - как для покупателей, так и для производителей. Вследствие этих процессов стали поступать на регистрацию знаки, содержащие религиозные символы, термины, изображения.
В современном мире существует большое количество разнообразных вероисповеданий и религиозных учений. Каждая конфессия имеет свою символику и свою особую лексику. В Российской Федерации большинство верующих - христиане, главным образом, православные. По этой причине, по-видимому, большая часть поступающих на регистрацию знаков религиозного содержания включает символы и термины православной веры. Это, однако, не означает, что не должны учитываться чувства мусульман, иудаистов, буддистов и представителей других конфессий при регистрации знаков, включающих символы и термины, относящиеся к их вере.
Ответ на вопрос, будет ли зарегистрированный знак оскорблять чувства верующих, требует анализа ситуации по каждому отдельному заявленному на регистрацию знаку. Необходимо учитывать, кем является производитель товаров, имеет ли он непосредственное отношение к какой -либо конфессии, для каких товаров испрашивается регистрация, и, наконец, как соотносятся символы, термины, изображения, содержащиеся в знаке, с товарами, в отношении которых испрашивается регистрация.
Известны регистрации товарных знаков, содержащих православную символику и термины, которые безусловно должны быть признаны обоснованными. Например, регистрация товарного знака, в состав которого входит православный крест и слово «Радонеж» на имя православного общества «Радонежское братство», или регистрация серии комбинированных знаков со словесными элементами «Центр Великого Сергия Радонежского «Осознание» на имя ЗАО «Центр Великого Сергия Радонежского «Осознание».
Трудно усмотреть что-то оскорбительное для верующих и в регистрации товарных знаков «Пасхальное», «Рождественские» для кондитерских изделий. Вряд ли может быть признан оскорбляющим чувства верующих испытанный временем товарный знак «Монастырская изба» для вина. Вместе с тем такие обозначения, как «Причастие», «Исповедальная» для водки, «Исповедь грешницы» для вина, «Великий пост» для контрацептивов по мнению многих экспертов Роспатента не могут быть внесены в государственный реестр товарных знаков.
Какие рассуждения лежат в основе приведенных оценок? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно вновь обратиться к К.Веркману, т.к. вопросы оценки охраноспособности товарных знаков теснейшим образом связаны с вопросами психологии их восприятия потребителями. Предпринимателю тем сложнее ответить на вопрос «Какой товарный знак лучше всего подходит к моему товару?», чем меньше он ориентируется в лингвистических, психологических и социологических аспектах товарных знаков.
Сбыт новых изделий очень часто требует выбора слов и новых словообразований. Проблема выбора состоит в том, чтобы найти такое слово или такое изображение, которое порождает желаемое представление об изделии. «Поиск и нахождение новых товарных знаков, которые удовлетворяли бы нас не только в коммерческом и психологическом разрезе, но также и с точки зрения регистрации и правовой охраны, превратились в исключительно важную проблему», - пишет К.Веркман.
Рассуждая о способности товарных знаков давать информацию о товаре, автор делит товарные знаки на дающие прямую информацию о товарах (описательные), дающие косвенную информацию о товарах (ассоциативные) и не дающие никакой информации о товаре.
К последним К.Веркман относит:
«а) знаки, состоящие из реально существующих слов или изображений реальных предметов; б) знаки, состоящие из искусственно созданных или придуманных слов». В соответствии с приведенной классификацией товарные знаки, включающие элементы религиозной тематики, в подавляющем большинстве случаев следует отнести к обозначениям, не дающим какой-либо информации о товарах и услугах, в отношении которых они заявлены. В отечественной практике их называют фантазийными.
Какова же психология восприятия таких обозначений? К.Веркман отмечает, что если они подобраны удачно, то могут обладать свойством создавать впечатление, благоприятное для товара, и наоборот, если неудачно - отталкивающее. По этой причине пишет он, «отобранные для товарных знаков хорошо известные символы необходимо проанализировать с точки зрения уместности их отнесения именно к этому виду изделий, вызывают ли они нужные ассоциации и представления, достаточно ли изыскан их образ...»
Что можно сказать о приведенных выше примерах товарных знаков в свете процитированных рассуждений? Товарные знаки «Радонеж» и «Центр Великого Сергия Радонежского «Осознание», заявленные в отношении отдельных товаров и услуг 16,20, 37, 38, 39 и 41 классов, вряд ли вызовут у кого-то ощущение неуместности применения, т.к. такие обозначения вызывают ассоциации с Сергием Радонежским - святым, преподобным, преобразователем монашества и величайшим подвижником.
Товарные знаки «Пасхальное» и «Рождественские» ассоциируются с христианскими праздниками - Светлым Христовым Воскресением и Рождеством Христовым. В отношении кондитерских изделий такие ассоциации представляются оправданными.
Особо следует сказать о товарных знаках на «монастырскую» тему, заявляемых в отношении товара «вино». Эти обозначения стали особенно популярны в последние годы: «Монастырская изба», «Душа монаха», «Старый монах», «Два монаха», «Монах» и другие. Появление «монастырской» темы в этикетках для вин обусловлено, в первую очередь, известностью вклада церкви в развитие виноградарства и виноделия в Западной Европе, особенно во Франции [6].
Такие товарные знаки могут вызвать приятные романтические ассоциации, связанные с историей создания вин, классическими технологиями виноделия. По этой причине вряд ли можно отнести такие товарные знаки к тем, регистрация которых может оскорбить чувства верующих.
Что же касается обозначений «Исповедь грешницы» или «Исповедальная», заявленных в отношении товара «водка», то здесь ситуация с точки зрения возникающих ассоциаций представляется качественно иной. Исповедь в православной церкви - это таинство , иначе называемое таинством покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов. Принимает исповедь священник или архиерей. После исповеди миряне допускаются к причащению. Причащение - это также таинство.
Перед причащением человек под видом хлеба и вина принимает плоть и кровь Иисуса Христа и становится таким образом причастным ко Христу [7]. Водка не используется при совершении таинства причащения, а поэтому использование этого обозначения для товара «водка» вызывает иные ассоциации, скорее бытовые и вульгарные - исповедь подвыпившего человека. Представляется, что такие ассоциации могут оскорбить чувства верующих.
Приведенные рассуждения уместно дополнить мнением, высказанным секретарем отдела взаимоотношений церкви и общества Московской патриархии протоиреем Всеволодом Чаплиным. С этим мнением нельзя не согласиться: «церковь не может одобрить торговые марки, особенно нанесенные на товары сомнительного свойства, содержащие православный крест, иконы, имя Божье или имена святых». К товарам сомнительного свойства протоиреем отнесены игральные карты, нижнее белье, прокладки и т.д.
Оценка, даваемая экспертом, проводящим экспертизу, в многом зависит от степени его эрудиции, духовной развитости. Мнение эксперта может не совпадать с мнением производителя товаров, желающего зарегистрировать знак. Если решение эксперта об отказе в регистрации знака представляется лицу, испрашивающему охрану необоснованным, спор может быть разрешен в апелляционной инстанции Роспатента. Очевидно, что для справедливого разрешения подобных споров важно знать мнение верующих, чьи чувства могут быть затронуты товарным знаком.
Как отмечено выше, в последние годы наблюдается рост числа подаваемых на регистрацию обозначений, включающих символы и термины, имеющие отношение к христианской вере, к православному вероисповеданию. По этой причине Роспатент, обратившийся за консультацией в Московскую патриархию Русской православной церкви, с благодарностью принял предложение патриархии обращаться и впредь за консультацией в случае возникновения спорных вопросов. Следует отметить, что в виде соглашения эти договоренности не оформлялись. Очевидно, что в случае возникновения споров, связанных с регистрацией товарных знаков, включающих символы, термины и изображения, относящиеся к другим религиозным конфессиям, Роспатент будет обращаться к их представителям.
А.Д. КОРЧАГИН
О.Л. АЛЕКСЕЕВА
- Шаг за шагом: Регистрация прав в Роспатенте на товарный знак, название или Логотип (2318)
- Разработка товарного знака. Требования, предъявляемые к товарным знакам (21301)
- Товарный знак - что это такое и зачем он нужен. Использование Товарного знака (22770)
- Товарный Знак, торговая марка и Бренд - пробуем понять в чем отличия (20330)
- Упаковка товара - немой продавец. Упаковка как инструмент раскрутки новых торговых марок (17066)
- Элементы фирменного стиля. Порядок регистрации товарного знака в РФ (25393)
- Название торговой марки - как рождаются удачные и неудачные названия (15935)
- Товарный знак и знак обслуживания - правовые нормы в РФ. Почему могут отказать в регистрации (15314)
- Разработка словесного товарного знака. Основные принципы нейминга (17818)
- Производители боятся private label. Торговые марки торговых сетей (12449)
- Правовая охрана товарных знаков в России. Учет и Амортизация товарных знаков (35412)
- Что такое товарный знак и знак обслуживания. Нужны ли вам права на товарный знак? (18572)
- Патентное и Авторское право. Использование объктов интеллектуальной собственности в рекламе (22006)
- Кто такой патентный поверенный и его роль в регистрации Товарного Знака (17177)
- Выдержки из книги Дж. Веркмана "Товарные знаки". Практика обновления Товарных Знаков (20092)
- Защита и правовая охрана Товарного знака для однородного товара (21451)