Что принес 2022 год рынку интернет-рекламы?
Апрель 2023

AdIndex изучил расходы на digital-рекламу в динамике 2021–2022 и определил, как рынок отреагировал на уход иностранных брендов и платформ.
По заказу AdIndex исследовательская компания DigitalBudget оценила бюджеты в интернет-каналах, основываясь на мониторинге платформы SimilarWeb. В рейтинге учитывались следующие рекламные каналы: баннерная и видеореклама, контекстная реклама, программатик-закупки и Paid Social.
Как свидетельствуют результаты расчетов, в 2022 г. интернет-рынок впервые за всю историю развития показал отрицательную динамику. По оценке аналитиков DigitalBudget, падение составило 19,5%.
Тем не менее прогнозируемые в марте 2022 г. потери, которые можно было ожидать в связи с прекращением работы зарубежных компаний из недружественных России стран, оказались больше фактических. Тогда AdIndex предполагал, что максимально возможные сокращения могут составить 22,3%. По итогам года эксперты, опрошенные AdIndex, констатировали сокращение рынка, но объясняли они его не только сокращением рекламных инвестиций крупных игроков, но и отключением инвентаря ряда площадок (Google, YouTube, Facebook, Instagram) и платформ (Criteo, RTB House, Google UAC и др.).
Составители рейтинга обратили внимание на нехарактерное сокращение бюджетов в сегменте «Телеком». Как объяснили в Digital Budget, на данных которых строится эта оценка, при анализе и обработке данных 2022 г. в методике произошли изменения, которые повлияли на оценку объемов затрат по многим категориям рекламодателей, что позволило включить в итоговую оценку гораздо больше компаний и сделать ее точнее в абсолютном выражении. Также была учтена обратная связь от рынка, которую мы регулярно получаем со стороны своих клиентов и от экспертной группы, работающей над методикой рейтинга. Эти изменения наиболее заметны в категории телеком в силу небольшого количества игроков в этой категории и их большого объема медиа инвестиций.
В данном исследовании оценивается динамика бюджетов рекламодателей, отключение инвентаря некоторых онлайн-площадок не рассматривается из-за невозможности адекватной оценки влияния их ухода.
В основном топ-5 рекламодателей перешел в 2022 г. в том же составе, за исключением выбытия МТС и добавления TCS Group Holding («Тинькофф»), который с 19-го места поднялся на 3-е, нарастив бюджет на 61%. Лидером остался «Сбер», за ним следует «Яндекс», увеличив бюджет на 19% и перейдя с третьей позиции на вторую.
Немало компаний сократили инвестиции в онлайн-рекламу. Кроме упомянутых в примечании к таблице брендов телекома, резко просели вложения нескольких торговых компаний и девелоперов. Значительнее всего сократился рекламный бюджет Samsung, однако компания смогла удержаться в топ-30.
В 2022 г. в тридцатку драйверов рынка онлайн-рекламы вошли несколько новых компаний, они выделены в таблице рейтинга зеленым цветом. Из них два бренда (Циан Групп и Ivi.ru) в 2022 г. попали в рейтинг впервые.
Рост бюджетов новых лидеров топ-30 оказался на 2 млрд меньше сокращения расходов бывших участников топ-30 в 2021 г. Первые нарастили суммарно 8,165 млрд руб., а вторые сократили бюджеты на 10,171 млрд.
Самое значительное падение инвестиций в онлайн-рекламу в 2022 г. оказалось у Pepsi Co, Wargaming.net, «Директ Каталог Сервис» (Otto Group Russia), Booking,com, Samsung и Shein, их бюджеты рухнули на сотни процентов. Из всех вышеперечисленных брендов в топ-30 удалось остаться лишь Samsung.
Среди категорий-драйверов рынка онлайн-рекламы в 2022 г. лидирует сегмент «Финансовые услуги». На втором месте оказались «Маркетплейсы широкого профиля (Ozon, Wildberries, Alibaba Group, "Яндекс.Маркет", "СберМаркет" и т. д.)», третье поделили между собой категории «Телеком» и «Услуги по операциям с недвижимостью». У остальных вошедших в рейтинг сегментов доля на рынке интернет-рекламы около 5% и менее.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
Для целей данного исследования компания DigitalBudget оценивает бюджеты в интернет-каналах, основываясь на мониторинге платформы SimilarWeb. В основу оценки бюджетов performance заложена опрайсовка визитов, поступающих на сайты-приземления из разных источников. Данные источники атрибутируются к следующим рекламным каналам:
- - Paid Search
- - Display Ad
- - Programmatic
- - Online-Video
- - Paid Social
Для получения затрат на канал визиты пользователей с каждого источника трафика, который отнесли к этому каналу, перемножаются на стоимость визита с этого источника в этой категории, а затем суммируются. И так для каждого канала для каждого месяца.
При этом бюджеты на продвижение категорий, в которых невозможно методологическое отделение платного трафика от органического, такие как «Услуги в области интернета (Yandex.ru, YouTube, Mos.ru и т. п.)», «Средства массовой информации», «Трудоустройство», агрегаторы вакансий и скидок, афиши и т.п. в рейтинге не учитываются.
Бюджеты онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов оцениваются без канала Paid Social, а классифайды и маркетплейсы — с учетом доли, определенной экспертным путем представителями рекламной индустрии.
ОГРАНИЧЕНИЯ ОЦЕНКИ
В оценку не входят медиаканалы, где на сегодняшний день отсутствует независимый мониторинг или не выработан методологический подход:
- PR (в т. ч. SMM)
- Нативные и специальные проекты
- InApp-реклама
- Реклама, ведущая в мобильные сторы, приложения и направленная на продвижение мобильных приложений (CPI)
- Лидогенерация (CPA)
- Реклама внутри социальных сетей (ведущая на внутренние промостраницы).
- Реклама в «Яндекс.Картах», «Яндекс.Навигаторе» и т. д.
- Реклама в Apple search, Huawei search, Bing.
- Реклама в WiFi Networks
- Ретаргетинг
- E-mail, CRM, direct marketing.
- Спецпроекты, PR, Influence
- Бюджеты на Programmatic OOH
- Бюджеты на продвижение категорий, в которых невозможно методологическое отделение платного трафика от органического.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Декабрь 2025 - ИсследованияНоябрь 2025 - ИсследованияОктябрь 2025 - Исследования
- Как студенты используют искусственный интеллект? (855)
- Как московские застройщики борются со спадом продаж? (861)
- Какие перспективы у нейросетей в России? (928)
- Сколько в Instagram осталось рекламы российских компаний? (1077)
- Как блогерам не потерять своих читателей? (1241)
- Как определить подлинность смартфона iPhone (57)
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (1368)
- Как привлечь внимание поколения Z? (1396)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (1502)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (1375)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (4697)
- Гид по упаковочным материалам: как создать эффективную систему на складе (205)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1239)
- Турникеты: виды, принцип работы и выбор для бизнеса. Полный гид (223)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1396)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (242)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1698)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1420)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1334)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (426)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (311)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3959)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1529)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1410)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (542)
- Что такое липучесть бренда? (1549)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1550)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (584)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1449)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (506)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1742)
Август 2025 - Исследования
- Встречайте: Spinto casino! (25)
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1986)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1598)
- Какую пиратскую историю предлагает в казино Максбет официальный сайт (21)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (545)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1966)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1978)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1647)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1687)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1502)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (103)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2529)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1226)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2060)
- Ультра-свежесть в 7к казино (60)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (923)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2173)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2102)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (974)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2129)
- Как питаются российские школьники? (1880)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1898)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (169)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (129)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (2050)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2196)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2181)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1052)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (305)
- Где узнать стоимость Toncoin? (402)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2235)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2743)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2784)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (281)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (721)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2945)
- Кто такой селлер маркетплейса? (3046)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (3003)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1537)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2970)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3051)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2840)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (314)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (3000)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2586)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2936)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2985)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1388)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (587)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1758)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (881)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3294)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3167)


