Почему «Яндекс» отработал 2021 год с огромным убытком?
Февраль 2022
![Финансы - Почему «Яндекс» отработал 2021 год с огромным убытком?](/img/big/8fdea8f4eebe7b0a41b65c19730c626f.jpg)
«Яндекс» завершил 2021 г. с операционным убытком в 13,2 млрд руб. и чистым убытком в размере 14,7 млрд руб. Показатель скорректированной чистой прибыли сократился в полтора раза, с 18 до 8 млрд руб. Данные приводятся с учетом «Яндекс.Маркета» на сопоставимой основе.
Компания объясняет снижение несколькими факторами:
- изменения вклада различных сегментов в выручку;
- инвестиции в быстрорастущие направления («Яндекс.Маркет», FoodTech, медиасервисы и другие инициативы);
- переоценка инвестиций в ClickHouse в объеме 3,5 млрд руб.;
- взнос в Российский фонд развития информационных технологий в размере 1,5 млрд руб. в рамках мирового соглашения по «колдунщикам».
Полтора миллиарда рублей пойдут на продвижение российских программных продуктов. В частности, на гранты стартапам для продвижения в интернете. Фонд планирует потратить деньги «Яндекса» на создание «мощного маркетингового инструмента» — при участии отрасли и институтов развития, входящих в «ВЭБ.РФ».
Из отчетности также следует, что развитие перспективных бизнесов финансируется за счет более устойчивых — поиска, портала и райдтеха, которые генерируют хорошую EBITDA.
К числу таких перспективных проектов «Яндекс» относит e-commerce («Маркет», «Лавка», доставка еды), медиасервисы и прочие бизнес-юниты, в том числе финтех и беспилотные автомобили, а также «Дзен», зарубежные эксперименты «Лавки» и выпуск собственных устройств.
По итогам года выручка всей группы компаний выросла на 54% на сопоставимой основе и достигла 356,2 млрд руб. Продажи интернет-рекламы увеличились на 27%, до 166,6 млрд руб., их доля в доходах «Яндекса» составила 47%.
Владелец поисковика вкладывался в рекламные технологии, в частности в повышение эффективности стратегий конверсии и упрощение решений для малого и среднего бизнеса, а также тратил средства на продуктовый и performance-маркетинг, чтобы поддержать рост поисковой доли на iOS.
Если смотреть по сегментам, то на «Поиск и портал» приходится 43% выручки, на «Такси» — 34%, на «Маркет» — 9%, на медиасервисы — 5%. Сегмент «Такси», он же MLU, включает «Яндекс.Такси», каршеринг «Яндекс.Драйв», сервис доставки «Яндекс.Еда», гиперлокальный сервис доставки «Яндекс.Лавка» и логистическое направление «Яндекс.Доставка».
В 2021 г. положительную скорректированную EBITDA показали «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Драйв», тогда как фудтех и доставка остались нерентабельными.
Аналогичным образом убыток по скорректированному показателю EBITDA «Яндекс.Маркета» увеличился с 8,3 млрд руб. в 2020-м до 40,5 млрд руб. в 2021-м — несмотря на рост выручки на 22%. Рост убытка связан с ожидаемым увеличением расходов на развитие операционной деятельности в период зимних праздников, а также с затратами на таргетированные маркетинговые кампании и развитие новой операционной инфраструктуры.
Выручка медиасервисов («Плюс», «Музыка», «Кинопоиск», «Афиша» и продюсерский центр «Яндекс.Студия») выросла на 136%, зато убыток по скорректированному показателю EBITDA увеличился на 73%. Это объясняется затратами на контент и маркетинг для поддержки роста аудитории подписчиков «Плюса», а также ростом расходов на персонал в связи с расширением бизнеса.
Сервисы объявлений («Авто.ру», «Недвижимость» и «Аренда») остаются рентабельными со скорректированным показателем EBITDA 2,1 млрд руб.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
![](/img/popdban.jpg)
Июль 2024 - ФинансыИюнь 2024 - Финансы
- Сколько Alphabet получила от рекламы во втором квартале 2024? (192)
- Кто получит прибыль от рекламы на Евро-2024? (3093)
- Почему МТС - это не только мобильный оператор? (424)
- Получение кредита на банковский счет без риска отказа (43)
Май 2024 - Финансы
Апрель 2024 - Финансы
- Сколько надо потратить на маркетинг, чтобы компания выросла на несколько процентов? (5939)
- Сколько заработал Amazon в первом квартале 2024? (1145)
- Как получить максимальную выгоду от использования дебетовой карты? (480)
Март 2024 - Финансы
- Как Fix Price тратит заработанные деньги? (1173)
- Сколько в 2024 году принес «Яндексу» сегмент «Поиск»? (1167)
- Что принесло Google больше всего доходов в первом квартале 2024? (8976)
- За что «Лига Ставок» хочет 35 миллионов рублей? (889)
- Кому реклама в интернете явно пошла на пользу? (800)
Февраль 2024 - Финансы