Финансы
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Почему «Яндекс» отработал 2021 год с огромным убытком?

Февраль 2022

Финансы - Почему «Яндекс» отработал 2021 год с огромным убытком?

«Яндекс» завершил 2021 г. с операционным убытком в 13,2 млрд руб. и чистым убытком в размере 14,7 млрд руб. Показатель скорректированной чистой прибыли сократился в полтора раза, с 18 до 8 млрд руб. Данные приводятся с учетом «Яндекс.Маркета» на сопоставимой основе.

Компания объясняет снижение несколькими факторами:

  • изменения вклада различных сегментов в выручку;
  • инвестиции в быстрорастущие направления («Яндекс.Маркет», FoodTech, медиасервисы и другие инициативы);
  • переоценка инвестиций в ClickHouse в объеме 3,5 млрд руб.;
  • взнос в Российский фонд развития информационных технологий в размере 1,5 млрд руб. в рамках мирового соглашения по «колдунщикам».

Полтора миллиарда рублей пойдут на продвижение российских программных продуктов. В частности, на гранты стартапам для продвижения в интернете. Фонд планирует потратить деньги «Яндекса» на создание «мощного маркетингового инструмента» — при участии отрасли и институтов развития, входящих в «ВЭБ.РФ».

Из отчетности также следует, что развитие перспективных бизнесов финансируется за счет более устойчивых — поиска, портала и райдтеха, которые генерируют хорошую EBITDA.

К числу таких перспективных проектов «Яндекс» относит e-commerce («Маркет», «Лавка», доставка еды), медиасервисы и прочие бизнес-юниты, в том числе финтех и беспилотные автомобили, а также «Дзен», зарубежные эксперименты «Лавки» и выпуск собственных устройств.

По итогам года выручка всей группы компаний выросла на 54% на сопоставимой основе и достигла 356,2 млрд руб. Продажи интернет-рекламы увеличились на 27%, до 166,6 млрд руб., их доля в доходах «Яндекса» составила 47%.

Владелец поисковика вкладывался в рекламные технологии, в частности в повышение эффективности стратегий конверсии и упрощение решений для малого и среднего бизнеса, а также тратил средства на продуктовый и performance-маркетинг, чтобы поддержать рост поисковой доли на iOS.

Если смотреть по сегментам, то на «Поиск и портал» приходится 43% выручки, на «Такси» — 34%, на «Маркет» — 9%, на медиасервисы — 5%. Сегмент «Такси», он же MLU, включает «Яндекс.Такси», каршеринг «Яндекс.Драйв», сервис доставки «Яндекс.Еда», гиперлокальный сервис доставки «Яндекс.Лавка» и логистическое направление «Яндекс.Доставка».

В 2021 г. положительную скорректированную EBITDA показали «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Драйв», тогда как фудтех и доставка остались нерентабельными.

Аналогичным образом убыток по скорректированному показателю EBITDA «Яндекс.Маркета» увеличился с 8,3 млрд руб. в 2020-м до 40,5 млрд руб. в 2021-м — несмотря на рост выручки на 22%. Рост убытка связан с ожидаемым увеличением расходов на развитие операционной деятельности в период зимних праздников, а также с затратами на таргетированные маркетинговые кампании и развитие новой операционной инфраструктуры.

Выручка медиасервисов («Плюс», «Музыка», «Кинопоиск», «Афиша» и продюсерский центр «Яндекс.Студия») выросла на 136%, зато убыток по скорректированному показателю EBITDA увеличился на 73%. Это объясняется затратами на контент и маркетинг для поддержки роста аудитории подписчиков «Плюса», а также ростом расходов на персонал в связи с расширением бизнеса.

Сервисы объявлений («Авто.ру», «Недвижимость» и «Аренда») остаются рентабельными со скорректированным показателем EBITDA 2,1 млрд руб.

1531
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
7.47