Почему «Яндекс» отработал 2021 год с огромным убытком?
Февраль 2022

«Яндекс» завершил 2021 г. с операционным убытком в 13,2 млрд руб. и чистым убытком в размере 14,7 млрд руб. Показатель скорректированной чистой прибыли сократился в полтора раза, с 18 до 8 млрд руб. Данные приводятся с учетом «Яндекс.Маркета» на сопоставимой основе.
Компания объясняет снижение несколькими факторами:
- изменения вклада различных сегментов в выручку;
- инвестиции в быстрорастущие направления («Яндекс.Маркет», FoodTech, медиасервисы и другие инициативы);
- переоценка инвестиций в ClickHouse в объеме 3,5 млрд руб.;
- взнос в Российский фонд развития информационных технологий в размере 1,5 млрд руб. в рамках мирового соглашения по «колдунщикам».
Полтора миллиарда рублей пойдут на продвижение российских программных продуктов. В частности, на гранты стартапам для продвижения в интернете. Фонд планирует потратить деньги «Яндекса» на создание «мощного маркетингового инструмента» — при участии отрасли и институтов развития, входящих в «ВЭБ.РФ».
Из отчетности также следует, что развитие перспективных бизнесов финансируется за счет более устойчивых — поиска, портала и райдтеха, которые генерируют хорошую EBITDA.
К числу таких перспективных проектов «Яндекс» относит e-commerce («Маркет», «Лавка», доставка еды), медиасервисы и прочие бизнес-юниты, в том числе финтех и беспилотные автомобили, а также «Дзен», зарубежные эксперименты «Лавки» и выпуск собственных устройств.
По итогам года выручка всей группы компаний выросла на 54% на сопоставимой основе и достигла 356,2 млрд руб. Продажи интернет-рекламы увеличились на 27%, до 166,6 млрд руб., их доля в доходах «Яндекса» составила 47%.
Владелец поисковика вкладывался в рекламные технологии, в частности в повышение эффективности стратегий конверсии и упрощение решений для малого и среднего бизнеса, а также тратил средства на продуктовый и performance-маркетинг, чтобы поддержать рост поисковой доли на iOS.
Если смотреть по сегментам, то на «Поиск и портал» приходится 43% выручки, на «Такси» — 34%, на «Маркет» — 9%, на медиасервисы — 5%. Сегмент «Такси», он же MLU, включает «Яндекс.Такси», каршеринг «Яндекс.Драйв», сервис доставки «Яндекс.Еда», гиперлокальный сервис доставки «Яндекс.Лавка» и логистическое направление «Яндекс.Доставка».
В 2021 г. положительную скорректированную EBITDA показали «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Драйв», тогда как фудтех и доставка остались нерентабельными.
Аналогичным образом убыток по скорректированному показателю EBITDA «Яндекс.Маркета» увеличился с 8,3 млрд руб. в 2020-м до 40,5 млрд руб. в 2021-м — несмотря на рост выручки на 22%. Рост убытка связан с ожидаемым увеличением расходов на развитие операционной деятельности в период зимних праздников, а также с затратами на таргетированные маркетинговые кампании и развитие новой операционной инфраструктуры.
Выручка медиасервисов («Плюс», «Музыка», «Кинопоиск», «Афиша» и продюсерский центр «Яндекс.Студия») выросла на 136%, зато убыток по скорректированному показателю EBITDA увеличился на 73%. Это объясняется затратами на контент и маркетинг для поддержки роста аудитории подписчиков «Плюса», а также ростом расходов на персонал в связи с расширением бизнеса.
Сервисы объявлений («Авто.ру», «Недвижимость» и «Аренда») остаются рентабельными со скорректированным показателем EBITDA 2,1 млрд руб.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"


Июнь 2022 - ФинансыМай 2022 - Финансы
- Корпорация Revlon готовится к процедуре банкротства (862)
- Сколько денег потратили в России на рекламу в 2021? (580)
- На что ЦИАН за три месяца потратил 691 миллион? (574)
- Перекрёсток обновил дизайн Сумок доброты (598)
Апрель 2022 - Финансы
- Реал - самый дорогой клуб Европы (522)
- Роспотребнадзор посчитал «штрафы» Wildberries необоснованными (569)
- Главный акционер Avito решил выйти из российского бизнеса (586)
- Китай - второй, Казахстан - третий... (579)
- 12,4 миллиона долларов за фото 1924 года? (573)
- Сколько «Детский мир» тратит на маркетинг? (641)
- Комфортная работа ИП с УСН при оформлении счёта в банке Тинькофф (114)
- Более $200 млрд ушли за день с рынка криптовалют (728)
- FiestaCapital отзывы: брокер, которому точно можно доверять (130)
- Портрет Мэрилин Монро был продан за 195 млн долларов (635)
- Курс биткоина упал ниже $33 тыс. впервые с лета 2021 года (686)
- Gucci начнет принимать платежи в криптовалюте (788)
Март 2022 - Финансы
- Акции Spotify упали до исторического минимума (868)
- Почему реклама не спасла группу VK от увеличения убытков? (913)
- Одна серия «Дома дракона» стоила HBO 20 млн долларов (857)
- Сколько TikTok заработал в России? (720)
- Биткоин и Эфир: что выбрать для инвестиции в криптовалюту? (286)
Февраль 2022 - Финансы
- Сколько стоит программа лояльности Wildberries? (1116)
- Сколько принесла реклама «Газпром-медиа» в 2021? (1148)
- Как общаться с коллекторами? (453)
- Cons Capital отзывы: насколько надежны инвестиции с брокером (706)
- Сколько в 2021 потратил на маркетинг и рекламу «Сбербанк» и каковы результаты? (6079)
- Кто получит 47 миллионов «Ростелекома»? (1055)
Январь 2022 - Финансы
- Сколько Telegram заработал на рекламе? (909)
- Как сильно «Фонбет» хочет стать официальным букмекером РПЛ? (926)
- Почему «Яндекс» отработал 2021 год с огромным убытком? (780)
- Сколько разработчики мобильных игр тратят на инфлюенс-маркетинг? (820)
- Сколько зрителей платят Disney+? (888)
- Как Amazon стал крупнейшим рекламодателем? (1059)
- Сколько Amazon зарабатывает на рекламе? (862)
- Сколько банки потратили на рекламу в 2021? (2130)
- Можно ли брать микрозаймы онлайн на карту? (344)