Почему «Яндекс» экономит на комиссии рекламным агентствам?
Сентябрь 2023

«Яндекс», один из крупнейших поставщиков рекламного инвентаря в интернете, уведомил рекламные агентства о снижении комиссии за работу с рядом форматов и каналов компании.
С сентября комиссия сокращается за проведение кампаний через рекламную сеть «Яндекса», закупку рекламы в outstream и использование инструмента «автостратегии». Падение комиссии составит примерно 0,5–2 п. п. Такое сокращение процентов может оказаться ощутимым для агентств, ведущих клиентов с большими оборотами в «Яндексе», и в перспективе это дойдет до клиентов, говорят источники.
В пресс-службе «Яндекса» AdIndex сообщили, что компания не вводила «никаких существенных изменений в структуре премии». «Каждый квартал мы корректируем условия премий, чтобы инвестировать в развитие экспертизы агентского рынка в фокусных продуктах. В следующем квартале мы определили девять фокусных направлений. У всех рекламных агентств, как и прежде, остается возможность оптимизировать размер премии путем проработки KPI», — заявили в компании.
По словам одного из собеседников AdIndex, сокращение комиссии ухудшит юнит-экономику агентствам, которые зафиксировали условия со своими клиентами на один-два года. «Новых инструментов, или, как их называет сам “Яндекс”, "продфокусов", чтобы как минимум сохранить уровень маржинальности, площадка рынку не дала. Агентства, которые инвестировали и раскачивали сниженные продфокусы, на это могут реагировать двумя путями — снижением костов или увеличением маржинальности. Первое всегда будет бить по качеству услуг для клиента, второе будет бить по “Яндексу”, так как агентства будут стараться перелоцировать средства в более маржинальные площадки», — рассуждает один из собеседников издания. «В целом наблюдаем не партнерскую историю, когда мы растим объемы оборотов в “Яндексе”, а доходность сокращается. При этом “Яндекс” продолжает продуктовую политику, когда спускает спорные решения без возможности их отключить. Одно из последних — это неотключаемый автотаргетинг», — добавил он.
Другой собеседник заметил, что с помощью комиссий «Яндекс» стимулирует агентства продавать нужные компании форматы. «Вот сейчас урезали комиссию на три формата. Очевидно внутри “Яндекс” либо ощущает на них повышенный спрос, либо понижает приоритет», — полагает источник.
«Яндекс» регулярно пересматривает не только размер начисления комиссии за отдельные форматы, но и условия работы с агентствами. В 2019 г. компания изменила размер суперкомиссий и ввела новые правила начисления процентов, в 2020-м «Яндекс» ограничил объем комиссий агентств размером бюджетов рекламодателей. В послепандемийном 2022 г. «Яндекс» и группа VK также обновили условия начисления комиссий, предложив агентствам новые форматы оплаты.
С прошлого года «Яндекс» перестал раскрывать отдельную выручку за рекламу, доходы от которой теперь отражаются в объединенном сегменте «Поиск и портал». Во втором квартале этого года выручка сегмента увеличилась на 53% к тому же периоду 2022 г. — до 78,4 млрд руб. Из них компания выплатила партнерам 13,9 млрд руб. Годом ранее в том же периоде «Поиск и портал» принесли компании 51,2 млрд руб., из них партнерам было выплачено 8,4 млрд руб.
До 2021 г. «Яндекс» также раскрывал доходы от рекламной сети. В последней детализированной отчетности за 2020 г. компания сообщала о падении выручки от этого канала на 16%, или до 21,3 млрд руб., что объяснялось влиянием пандемии. В последующих отчетностях показатели РСЯ уже перестали раскрываться. В отчете за второй квартал 2023 г. компания сообщила, что рекламная сеть продолжает расширяться, опережая темпы роста основного поиска благодаря добавлению рекламного инвентаря, встроенным партнерским предложениям и расширению продуктового предложения, включая баннер над строкой поиска портала ya.ru. РСЯ также регулярно указывается в отчетах как один из драйверов роста рекламной выручки компании.
В письме для инвесторов «Яндекс» также отчитался о влиянии инструментов искусственного интеллекта на повышение эффективности рекламы: «по состоянию на конец второго квартала 2023 года уже 2/3 рекламных бюджетов, доверенных клиентами, направляется на рекламные кампании, управляемые нашими нейронными сетями». Компания также отметила, что стратегии, ориентированные на конверсию, «продолжают вносить значительный вклад в рекламные доходы сегмента «Поиск и портал», а также выручку РСЯ — 55 и 75% соответственно.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"








Сентябрь 2023 - Новости РынковАвгуст 2023 - Новости Рынков
- Как повлиять на компанию Apple? (355)
- Как Росбанк показал свою привлекательность как работодателя? (465)
- Какой вкус у Coca-Cola Y3000? (579)
- Компания "Белкаспиан": международные грузоперевозки (126)
- Почему «Яндекс» экономит на комиссии рекламным агентствам? (774)
Июль 2023 - Новости Рынков
- Кто стал генеральным партнером КХЛ? (883)
- Зачем в Tesla поставили Cybertruck на лед? (900)
- Как Ким Кардашьян поссорилась с Victoria’s Secret? (948)
- SMG event - рекламное агентство (470)
- Что покажет Xiaomi 14 августа? (994)
- Гипноз (гипнотерапия): применение, обучение, эффективность (567)
- Как «СберМегаМаркет» хочет стать ближе к клиентам? (1041)
- Аренда коммерческой недвижимости во Владивостоке: преимущества и возможности (2964)
- Как «Авито» соединяет судьбы своих пользователей? (366)
Июнь 2023 - Новости Рынков
- Сколько стоит программа лояльности Wildberries? (1004)
- В чем успех кинофильма «Барби»? (1041)
- Как LG намерена увеличить свою прибыль? (1094)
- Что такое настоящий чизбургер? (1030)
- Что такое Выгодоворот? (1205)
- Какое соглашение подписали Wildberries и «Арсенал»? (1021)
- Как Тюмень работает со Сколково? (352)
- «Марафон» поддержит «Ленинградца» (190)
Май 2023 - Новости Рынков
- Как маркетологи используют выход в прокат фильма «Барби»? (1174)
- Какую наружную рекламу можно купить за один рубль? (908)
- Когда Russ Outdoor купит Gallery? (983)
- Как кардинально решить вопрос о правильном питании? (954)
- Как Uber хочет увеличить свою прибыль? (1058)
- Кому будет полезна реклама в салонах Tele2? (1196)
- Как «Яндекс» стал самым популярным поисковиком в России? (1106)
Апрель 2023 - Новости Рынков
- Как разграничить ответственность рекламодателей, агентств и распространителей рекламы? (7760)
- Когда если больше тратишь, то больше зарабатываешь? (1230)
- Как производителю колбас сэкономить на рекламе? (1319)
- Каковы преимущества бизнес-кредита? Как он поможет вашему бизнесу расти? (435)
- Как разрушить стереотипы об автомобилях Tesla? (1065)
- Что малый и средний бизнес ждет от 2023 года? (1199)
- Купить диплом магистра - Какие перспективы открывает степень магистра для трудоустройства (254)
- Кто заплатит за рекламу на WIldberries? (1357)
- Купить диплом с занесением в Единый реестр по доступной стоимости с доставкой (1558)
- Колл-центр как канал продвижения (938)