Телелидеры недели
Июнь 2006
По сравнению с прошлой неделей расстановка сил среди основных каналов осталась без изменений. По предварительным данным TNS Gallup Media, по России лидирует по-прежнему "Первый канал" – объем его среднесуточной доли составил 22%, у "России" – 18,5%, у НТВ – 13%. В столице также особенных изменений не произошло: доля "Первого" составила 20,3%, у канала "Россия" – 16,4%, у НТВ – 15,1%.
На прошлой неделе на НТВ закончился одиннадцатисерийный фильм "Доктор Живаго", снятый Александром Прошкиным по мотивам одноименного романа Бориса Пастернака. После трех первых серий Ъ писал, что рейтинговая динамика одного из самых сильных и масштабных телепроектов последних лет совсем не радостная: средняя доля "Доктора Живаго" в столице была не выше 15%. Затем в течение двух недель рейтинги шли вниз, финальные, самые яркие серии "Живаго" уже падали c доли 17% до 10%, а заключительная остановилась на 13%. Рейтинг также опустился – с 6,6% у первой серии до 4,6% у последней. То есть в среднем из всех москвичей, находившихся в будни вечером у телевизора, лишь каждый шестой переключался на НТВ, чтобы посмотреть "Доктора Живаго". Но если в Москве все-таки был более или менее стабильный процент телезрителей, то по стране в целом динамика у "Доктора Живаго" совсем печальная. Начиная с первой серии зритель стал уходить с сериала, его средняя доля составила 8-9% при рейтинге около 3,5%. Эти показатели даже ниже среднесуточной доли НТВ по стране, и вне Москвы "Доктора Живаго" посмотрел лишь каждый одиннадцатый телезритель. Для сравнения: "Мастера и Маргариту" в Москве и по стране смотрел почти каждый второй, находившийся у телеэкрана, а "А в круге первом" – каждый четвертый.
Причины такого невысокого интереса зрителей к "Доктору Живаго", конечно же, никак не связаны с его качеством. Напротив, Александру Прошкину и сценаристу Юрию Арабову удалось создать абсолютно новое высококачественное произведение, где прозу Бориса Пастернака адаптировали к языку кино. А благодаря игре всех актеров и очень точечному созданию образов Живаго (Олег Меньшиков), Комаровского (Олег Янковский) и Лары (Чулпан Хаматова) телеверсия пастернаковского романа получилась еще более многослойной и современной. Главная проблема – равнодушие НТВ к "Доктору Живаго". Понятно, что договор о производстве и покупке этого сериала (так же, впрочем, как и "Дела о Мертвых душах" Павла Лунгина и "Казуса Кукоцкого" Юрия Грымова, судьба которых на НТВ тоже не задалась во многом благодаря именно программной политике канала) заключался еще во времена, когда НТВ возглавлял Николай Сенкевич, и сменившему его Владимиру Кулистикову, радикально изменившему вектор развития НТВ, он был не нужен.
Продержав "Живаго" более полугода "на полке" (как и "Казус Кукоцкого"), канал от него ничего не ждал: аудитория, составляющая сейчас костяк зрителей НТВ, априори не пересекалась с аудиторией, которую может заинтересовать "Доктор Живаго". Но привлечь к сериалу тех зрителей, которые все-таки приходят на НТВ, в том числе и на новости, канал и не пытался. К примеру, после того, как стали ясны рейтинги первых трех серий и оказалось, что зрители достаточно сдержанно смотрят сериал, количество анонсов "Доктора Живаго" в межпрограммном пространстве канала, особенно в выходные, когда НТВ смотрит традиционно больше зрителей, не только не увеличилось, но и, напротив, уменьшилось. Канал перестал привлекать внимание к этому проекту уже по мере его показа. Тогда как промо самых популярных проектов – "ЧП" и "Программы 'Максимум'" продолжали идти регулярно в большом объеме.
Понятно, что каждый канал, какую бы нишу он ни занимал, долго "прикармливает" своего зрителя, ориентируясь на его пристрастия, и в соответствии с его вкусами (иногда не самыми взыскательными) строит и развивает свою программную политику, а затем получает с этого свои дивиденды в виде рейтингов и количества телезрителей, смотрящих данный канал. Так, например, вряд ли на канале ТНТ можно увидеть экранизацию романа Александра Солженицына или "Кривое зеркало", на СТС не станут показывать "клюкву" вроде сериала "Александровский сад" или криминальный обзор за неделю. У зрителей этих каналов такие нововведения вызвали бы резкое отторжение. Так же, впрочем, как если бы на "Первом канале" показали "Дом-2", а на "России" в районе 23.00 вышла программа с названием "Секс с Анфисой Чеховой".
Своего зрителя, пусть и не всегда интеллектуального или тем более элитарного, каналы взращивают и берегут. И поэтому неудивительно, что, как правило, все праймовые сериалы на двух главных каналах, "Первом" и "России", потребляются массовой аудиторией на достаточно высоком уровне (естественно, здесь нельзя не принимать в расчет фактически стопроцентное покрытие сигналом всей территории страны). Привычка включать один и тот же канал порой может сделать невозможное. Зритель, привыкнув к каналу, чаще смотрит на нем все подряд, будь то высококачественная историческая драма, научно-популярное кино или типовой детективный или мелодраматический сериал. Поэтому даже массовый зритель усилиями каналов может быть вовлечен и в сложные экранизации, каковыми были "Гибель империи" Владимира Хотиненко на "Первом" или "В круге первом" Глеба Панфилова на "России".
Бывают ситуации, когда смотреть телепроект, идущий на одном канале, приходит новый зритель с другого телеканала. Ярчайший пример – сериал "Не родись красивой" на СТС. Его весь телесезон смотрит раза в три больше зрительниц (доля телезрителей давно перешагнула порог в 30%), чем в среднем другие проекты этого канала. После майских праздников, когда в показе сериала наступил перерыв, его показатели несколько снизились, но на минувшей неделе "Не родись красивой" вновь занял первые строчки рейтингов. Резко возросшие цифры объясняются довольно просто. Те, кто постоянно смотрит этот сериал, дождались кульминации: в четверг главная героиня, дурнушка Катя Пушкарева, превратилась в красавицу, и именно в этот вечер доля смотрящих сериал в столице взлетела до 34%!
Канал НТВ, отторгнув свою прежнюю аудиторию и привечая в эфире достаточно маргинального зрителя, ничем "Доктору Живаго" не помог. Зрители с других каналов привыкли смотреть то, что им знакомо. Нового зрителя (а значит, чужого для НТВ) к "Доктору Живаго" не подготовили, как умеют это делать на двух главных каналах (иногда их зритель даже поневоле включается в просмотр проекта из-за слишком активной и даже агрессивной раскрутки), и получается, что переключаться на НТВ ему было незачем. Там его не ждали. Конечно, не способствовало притоку зрителей "Доктора Живаго" и большое количество рекламы – три блока по шесть минут. В размещении рекламы канал тоже не стал проявлять великодушия, мотивируя это тем, что коммерческий канал без нее существовать не может. Но все-таки и объем рекламы в "Живаго" был не так опасен, как об этом говорят. Ведь справедливости ради нужно сказать, что в основных праймовых проектах НТВ, в том числе сериальных, рекламы не меньше, и тем не менее высоким рейтингам она не помеха. Просто "Чистосердечное признание" смотрит его целевая аудитория, и если уж жестокость там не отталкивает от экрана, то реклама для этих зрителей просто безобидна. Главная проблема "Доктора Живаго" в фатальном несовпадении его мысли и содержания, погруженных в чуждую для этой работы общую ткань канала НТВ.
Но и при втором показе, который все-таки должен стать более успешным, "Живаго", похоже, будет ждать одна существенная сложность, весьма типичная для нынешнего массового зрителя. Привычный сериальный принцип деления героев на "свой-чужой", "хороший-плохой" и в романе, и уж тем более в сценарии размыт. Такого деления, очень понятного зрителю, здесь изначально не могло быть. И поэтому трудный путь "Доктора Живаго" в восприятии массового зрительского сознания отчасти предопределен. Кроме того, как и в случае с "Гибелью империи", когда действие происходит на сломе исторических эпох, наш зритель, в большинстве случаев воспитанный на программе средней школы с соответствующей советской трактовкой трех революций, гражданской войны, нэпа, не всегда готов с ней расстаться. Для кого-то зверства партизан, сжигающих деревни и расстреливающих детей, не кажутся столь убедительными и очевидными, а для кого-то высылка "буржуйской" семьи Живаго из России может казаться вполне справедливой. Плохой или хороший Юрий Живаго, подлец или нет адвокат Комаровский, верна ли Лара своим мужчинам? На эти вопросы нельзя дать однозначных ответов, и четкую границу провести здесь невозможно, особенно когда судьбы героев развиваются на фоне самых драматичных событий нашей истории. А любая многосложность и отступление от ясного понимания образа сериальных героев всегда отталкивают заметный процент зрителей. На примере "Гибели империи" это было вполне очевидно (хотя его посмотрели более 25% зрителей), не обойти эту проблему и "Доктору Живаго".
А у НТВ в новом сезоне, видимо, будут сложности с поиском жанровой ниши. Популярность криминала и скандалов, стабильно приносящих каналу высокие рейтинги, пусть медленно, но пошла на спад. Пусть и с поправкой на снижающийся в мае общий процент телезрителей, но и "Чистосердечное признание", и "Программа 'Максимум'" прежних стабильно высоких рейтингов не получили. От программы к программе общий градус скандалов, похоже, снижается и перестает эпатировать зрителей. И тем для рейтингового "ЧП" остается все меньше. Проститутки, бомжи, воры, убийцы, шулеры, аферисты, педофилы, людоеды, наркоманы уже были охвачены. А те редкие криминальные элементы, чью деятельность НТВ еще подробно не освещал, тоже будут поделены и появятся как минимум на трех программах канала. Истории же, пошедшие по второму, а то и по третьему кругу, дадут рейтинг лишь на короткое время. Поэтому к сентябрю НТВ нужно будет искать новую золотую жилу. /"КоммерсантЪ"/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Октябрь 2024 - Новости Видео РекламыСентябрь 2024 - Новости Видео Рекламы
Август 2024 - Новости Видео Рекламы
- Что предлагает МТС в новой рекламе? (528)
- Кто купит электрический внедорожник Mercedes-Benz? (457)
- Как попасть в блокбастер от Qatar Airways? (486)
- Как не стать бревном? (407)
- Как быстро решить проблему больного горла? (441)
- Как Rostic's продвигает новое меню? (432)
Июль 2024 - Новости Видео Рекламы
- Что запускает инстинкт победителя? (538)
- У какого оператора в Москве лучший домашний интернет? (411)
- Почему Mazda вернула Zoom-Zoom? (462)
- Что требуется для семейных побед? (504)
- Как можно хотеть с «МТС Деньги»? (555)
- Как найти McDonald's во Франции? (578)
- От какой кредитной карты человек захочет петь? (622)
- Почему Google убрал из эфира свою рекламу? (675)
- Что предлагает «СберМобайл»? (747)
Июнь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Кто стал новым амбассадором «Россельхозбанка»? (683)
- Как избежать нарушения конфиденциальности в Интернете? (1041)
- Кому и какая нужна курица? (662)
- Как не проиграть на теннисном корте? (650)
- Поможет ли «Москвичу» новый слоган? (613)
- Как Motorola рекламирует смартфоны Razr 50? (516)
- Как получить отпуск своей мечты? (677)
- Зачем люди играют в футбол? (667)
- Что нового в программе лояльности «X5 Клуба»? (789)
- Как решить любую проблему в путешествии? (633)
Май 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как чаще путешествовать? (933)
- Как Lacoste позиционирует свой новый аромат? (896)
- Как может выглядеть контрреклама? (864)
- Какое место в жизни человека занимают путешествия? (966)
- Почему «сопротивление бесполезно»? (978)
- Какие миры дарит Pinterest своим пользователям? (970)
- Как доброе дело может стать поводом для рекламы? (1025)
- Почему реклама iPad от Apple не понравилась зрителям? (982)
- Какое новое лицо появилось в рекламе Ozon? (1262)
- Как поймать лето? (1022)
- Как говорить со старшим поколением? (971)
- Как спорт помогает преодолевать жизненные вызовы? (962)
- Какие напитки любят футболисты? (1083)
- Как оплатить покупку улыбкой? (1379)
- Какие водители работают в «Яндекс Такси»? (1095)
- Из чего делают картофельное пюре «Роллтон»? (1276)
- Где обедают космические пираты? (1290)
- Как делать то, что хочется? (989)