В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий изменения в законах "О рекламе" и "О СМИ".
Июль 2006
Если законопроект будет принят, "телепередачи эротического характера" и реклама сексуальных услуг будут разрешены только на телеканалах с кодированным сигналом (как правило, платных) и в специализированных печатных СМИ, пишет газета "Московские новости".
Это предложение инициировано группой "единороссов", принимавших участие в разработке Закона "О рекламе". О новом законопроекте "МН" рассказал один из его авторов - Владимир Мединский.
- Разговоры об ограничении показа эротики на телеэкране шли в Думе не один год. Почему законопроект на эту тему появился именно сейчас?
- Все очень просто - еще несколько лет назад эта проблема не была столь очевидной и острой. Раньше "эротикой" в той или иной форме грешили в основном печатные СМИ. Это вызывало определенное раздражение, но дальше разговоров дело не шло. Иное дело телевидение - к нему у общества совсем другой счет. Пару лет назад волна эротики захлестнула наш телеэкран. Включите любой канал, ориентированный на молодежь, и вы увидите бесконечный поток рекламы эротических SMS-чатов, секса по телефону и эротических картинок для мобильных. Этот рынок вырос вместе с рынком сотовой связи.
Мобильники окончательно перестали быть роскошью и превратились в общедоступное средство связи, которое есть у каждого ребенка старше семи лет, и одновременно - в общедоступный носитель рекламы сексуальных услуг. На долю эротики приходится до 30 процентов мобильного контента, и эта лавина ежедневно обрушивается на головы наших детей. Добавьте к этому эротические программы наших телеканалов - Муз-ТВ, MTV, ТНТ, ТВ-3 и других. На Западе они никогда не попали бы на телевидение открытого доступа.
- Но разве не с Запада пришел к нам популярный канал MTV и связанная с ним новая молодежная культура, важнейшей частью которой считается секс?
- Что касается MTV, то в США уже несколько лет идет серьезная кампания по борьбе с этим каналом. MTV недовольны самые разные общественные организации, критикующие его за пропаганду секса среди детской аудитории. Но MTV, вызывающий справедливый гнев американцев, - просто детская игрушка по сравнению с его российским аналогом, каналом Муз-ТВ. На других кнопках тоже хватает эротики, граничащей с порнографией.
Порнозвездами "Дома-2" канала ТНТ можно любоваться и на специальном сайте в интернете. Наши телевизионщики явно забыли, что Россия в силу своего православного вероисповедания и советского прошлого - достаточно пуританская страна. То, что вполне приемлемо где-нибудь в Голландии, совершенно недопустимо у нас.
- В советские времена нашим гражданам уже запрещали эротику. Вы хотите повернуть время вспять?
- Мы не собираемся ничего запрещать. Хотите показывать откровенные шоу? Ради бога - в кодированном режиме через систему платного вещания, через кабель, через тарелку - способов масса. И тогда родители будут решать, какие каналы могут смотреть их дети. Мы не нападаем на какие-то конкретные СМИ. Мы говорим о контроле над контентом.
Общедоступные каналы должны оставаться в рамках принятой в стране морали, не раздражающей 90 процентов населения. Недавно я был в прямом эфире радиостанции «Сити-FM». Ведущая спросила слушателей, чего не хватает в наших российских законах.
Звонок. Мужчина - по голосу молодой - говорит, что в Законе "О СМИ" забыли запретить секс-рекламу: "Сколько можно смотреть это безобразие, да еще на детских каналах?" Под детскими он имел в виду "подростковые" MTV и Муз-ТВ.
- Но ведь в Законе "О СМИ" есть "эротическая" 37-я статья, в которой написано, что распространение радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени.
- Эта статья не соблюдается - многие эротические программы выходят раньше 23 часов. К тому же в стране очень много часовых поясов - когда в Москве ночь, во Владивостоке уже утро. Получается - родители на работе, а ребенок сиди да смотри? Для того чтобы запрет работал, он должен быть абсолютным.
- И поэтому вы хотите переписать закон "О СМИ"?
- Переписать - нет. Дополнить - да. Закон написан в 1991 году, но с той поры жизнь наша разительно изменилась. Я разговаривал с Михаилом Федотовым, одним из авторов закона "О СМИ". Как я понял, у них и в мыслях не было, что 37-й статьей будут так злоупотреблять. Тогда об эротике особо не задумывались - во главе угла были политические проблемы - свобода слова, борьба с цензурой. Пятнадцать лет назад самый оголтелый либерал не мог даже помыслить о том, что в нашем эфире будут выходить некоторые нынешние программы. Между прочим, Федотов считает, что этот закон надо подвергнуть системной переработке - отдельные поправки ни к чему. А я не думаю, что в нем надо что-то системно менять. Это замечательный закон, к тому же системные изменения всегда сопряжены с годами волокиты. Все, что меняется "в пакете", не меняется никогда. Мы все пытаемся ограничить игорный бизнес "в пакете" - полтора года мусолим закон, а толку никакого.
- А почему вы сразу не внесли все необходимые поправки в вами же разработанный закон "О рекламе"?
- Для нас было важно прописать основополагающие вещи, поэтому мы сознательно не стали углубляться в эротические "дебри". Зная, как волнует это наше общество, мы понимали, что эротика окончательно застопорит принятие закона, и решили отложить эту тему до лучших времен.
- И эти времена наступили? Сначала заместитель генпрокурора потребовал закрыть молодежные журналы "Молоток", Cool и Cool Girl за эксплуатирование интереса несовершеннолетних читателей к сексу, потом депутаты выступили со своим законопроектом. Журнал Cool закрылся. Что дальше? Закроются Муз-ТВ и MTV?
- В нашем обществе существует недовольство деятельностью некоторых средств массовой информации. Но драматизировать ситуацию нет никаких причин. И каналы эти, поверьте, не пострадают. Если наш законопроект будет принят, некоторые скандальные передачи даже не уберут из эфира. Достаточно будет того, что их создателям и участникам дадут жесткую установку вести себя прилично. Сейчас эти мальчики и девочки эпатируют публику в поисках дешевой популярности. Ради славы они готовы на все. Если им скажут "Будешь сниматься, если выучишь Пушкина", они уже на следующий день заговорят пушкинскими текстами.
- В любом законе найдутся лазейки для хитрецов. Новый закон "О рекламе" уже вступил в силу, а нарушения его заметны даже неспециалисту. Рекламы в программах стало не меньше, а, по ощущению, даже больше, ведь показывают ее чаще, чем раньше. Вы не боитесь, что то же самое будет и с телевизионной эротикой?
- Я сам уже видел вопиющее нарушение в программе "Вести недели" - девушек в белых халатиках в рекламе жевательной резинки "Дирол". Налицо использование образа медицинского работника, запрещенное законом "О рекламе". По этому поводу мы уже направили письмо в ФАС. Наивно надеяться, что с первого дня все начнут выполнять законы, но без этих законов нам уже все равно не обойтись. /Елена Ланкина/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Октябрь 2024 - Официальная хроникаСентябрь 2024 - Официальная хроникаАвгуст 2024 - Официальная хроника
- Чего не должно быть в рекламе банкротства граждан? (491)
- Почему в Великобритании боятся фаст-фуда? (441)
Июль 2024 - Официальная хроника
- Какие наказания хотят ввести за рекламу онлайн-казино? (477)
- Когда реклама Nike плохому учит? (451)
- Как реклама McDonald's нарушила законы Великобритании? (440)
- Почему Марк Цукерберг не контролирует рекламу в Facebook и Instagram? (558)
- Когда Google поделят на три части? (534)
- Какое по счету дело в 2024 завела ФАС против Альфа-банка? (676)
- Как изменится реклама о «списании долгов»? (588)
- Какую информацию оставят на дорожных знаках? (676)
Июнь 2024 - Официальная хроникаМай 2024 - Официальная хроника
- Что запретят блогерам и анонимным телеграм-каналам? (592)
- Как придется рекламировать потребкредиты? (663)
- Когда в России реклама в Instagram станет вне закона? (768)
- Как Google получает согласие пользователей? (692)