Депутаты хотят запретить мелкий шрифт в договорах
Апрель 2015
По мнению законодателей, запрет на использование шрифта размером менее 12-го кегля не позволит банкирам и риелторам обманывать россиян.
Мелкий шрифт в кредитных, имущественных и других видах договоров может быть законодательно запрещен. Соответствующий законопроект с поправками в Гражданский кодекс РФ подготовил первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев. Согласно документу (есть в распоряжении «Известий»), текст письменного договора, включая сноски и дополнения, должен быть напечатан шрифтом не мельче 12-го кегля. По мнению парламентария, изменения помогут значительно сократить количество мошенничеств при оформлении кредитов, покупке недвижимости и автомобилей. Тем временем сами бизнесмены утверждают, что используют мелкий шрифт для экономии бумаги, а не из желания обмануть клиента.
Согласно законопроекту, изменения предлагается регламентировать в ст. 434 ГК «Форма договора». Статья может быть дополнена новым абзацем: «Параметры шрифтового оформления текста письменного договора, включая сноски и дополнения, устанавливается не менее 12 пунктов в системе Дидо (1 пункт = 0,376 мм)».
Отметим, под категорию гражданско-правовых договоров, о которых идет речь, попадают документы, фиксирующие соглашение между двумя и более физическими или юридическими лицами. Это могут быть договоры передачи имущества (купля/продажа, дарение, мена, поставка), договоры об оказании услуг (предоставления кредита, страхование, перевозка, хранение) или договоры о выполнении работ (договор подряда).
— Банки, агентства недвижимости, страховые организации, турфирмы, автосалоны, медицинские и образовательные учреждения зачастую указывают в договорах значимые условия мелким, нечитаемым шрифтом — это может быть информация о дополнительных выплатах или о мере ответственности компании. Таким образом, граждане могут подписать договор на невыгодных для себя условиях, а могут и вовсе попасться на удочку мошенников, — пояснил свою позицию Агеев.
Он заметил, что внести изменения в законодательство необходимо максимально оперативно, так как аферисты активизируются в кризис.
Отметим, в конце 2013 года с инициативой запретить использование мелкого шрифта в договорах, а также на этикетках выступал депутат Олег Михеев. Его законопроект предполагал внесение изменений в закон «О защите прав потребителей». Поправки даже получили положительный отзыв правительства, однако комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству отклонил законопроект и предложил его доработать. В заключении комитета указано, что предложенная Михеевым формулировка «использование трудно читаемого, мелкого шрифта, равно как применение иных способов подачи информации, затрудняющих ее восприятие потребителем» недостаточно конкретна.
Сейчас в Госдуме в первом чтении принят законопроект, ужесточающий ответственность за ненадлежащую рекламу финансовых услуг — к этому нарушению также относится мелкий шрифт в брошюрах и на плакатах. Административный штраф для юрлиц по этим нарушениям предлагается установить в размере от 300 тыс. до 1 млн рублей.
Партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Дмитрий Титов сообщил, что наиболее часто приписки мелким шрифтом с невыгодными условиями появляются в кредитных договорах и договорах купли-продажи недвижимости и автомобилей.
— Поможет ли гражданам читаемый, крупный шрифт — большой вопрос. Многие не читают договоры, а просто ставят свою подпись, — говорит Титов.
Адвокат уточнил, что сейчас законодательство никак не регламентирует размер шрифта в договорах.
— Сейчас таких положений нет ни в целом, ни отдельно, допустим, в банковской сфере. Закон «О защите прав потребителей» подразумевает, что человек должен быть проинформирован об условиях предоставления услуги, допустим, кредита, а форма не регламентируется, — объяснил Титов.
Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков рассказал, что проблема мелкого шрифта обычно возникает в случае оформления договоров между юридическим и физическим лицами.
— Как правило, это стандартные, типовые договоры, фиксирующие отношения между компанией и клиентом. И мелкий шрифт не всегда связан с тем, что компания хочет что-то скрыть — многие стараются делать так, чтобы договор занимал не больше страницы-двух. Это удобно и экономит бумагу, а с типовым договором можно обычно ознакомиться на сайте, — говорит Остарков.
При этом он отметил, что договора между компаниями, как правило, оформляются шрифтом покрупнее.
— Поскольку это две стороны и обе, как правило, участвуют в подготовке договора, он должен читаться нормально, — считает Остарков. /Анна Ивушкина (Известия)/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Март 2024 - Официальная хроникаФевраль 2024 - Официальная хроника
- Когда Роскомнадзору разрешат блокировать «зеркала» сайтов? (214)
- Какие изменения ждут наружную рекламу? (544)
- Сколько раз в 2023 нарушали закон «О рекламе»? (656)
Январь 2024 - Официальная хроникаДекабрь 2023 - Официальная хроника
- Где опасно размещать онлайн-рекламу? (713)
- Какие услуги продвигает «Яндекс» вопреки закону? (710)
- За что ФАС взъелась на букмекера Pari? (680)
- Где и когда рекламодателю можно не выполнять свои обещания? (691)
Ноябрь 2023 - Официальная хроника
- Как обеспечить адекватный баланс рекламы в видеоиграх? (1170)
- Кто должен проводить исследования российского рынка? (1197)
- Как перенаправить рекламу в российские соцсети? (1239)
- Почему московские власти ополчились на QR-коды в наружной рекламе? (939)
- Как маркировать аудиорекламу? (894)
Октябрь 2023 - Официальная хроника
- Как правильно размещать идентификатор рекламы в интернете? (1140)
- Что ФАС считает рекламой? (1061)
- Что ждет подписку на печатные СМИ? (1194)
- Что депутаты хотят запретить в рекламе? (1187)
- Как в России будут бороться с азартом? (1120)
- Кому будет полезна наружная реклама на космических объектах? (2204)
- Как заставить застройщиков выполнять свои обещания? (1047)
- Как правильно рекламировать апартаменты? (1070)
- Когда наружная реклама станет незаконной решением правительства Москвы? (1545)
- Как «Яндекс» пропустил ненадлежащую рекламу? (1184)
- Какие нюансы нужно учитывать в законе «О рекламе»? (1078)
- Сколько стоил «Почта банку» слишком быстрый роллерный дисплей? (1124)