Для 60% россиян ситуация в стране - кризисная
Апрель 2021

Оценка текущей ситуации в России показала довольно высокий уровень тревожности у соотечественников. Согласно исследованию РГГУ, 59,7% респондентов описывают обстановку как напряженную и кризисную, 12,4% — как критическую и взрывоопасную, а каждый пятый (24,4%) считает, что она спокойная и благоприятная.
Всероссийское исследование было посвящено социокультурным рискам и угрозам в современном российском обществе. Эксперты оценивали общую удовлетворенность жизнью, уровень тревожности, а также спрашивали респондентов о перспективах развития страны и их месте в меняющейся социальной реальности. Результаты были представлены на конференции «Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019–2024 гг. в социальном развитии молодежи» (.pdf).
При общей неудовлетворенности жизнью в России (39% респондентов) молодежь продемонстрировала более высокий уровень социального оптимизма. Наиболее удовлетворенные в этом плане — люди 18–24 и 25–29 лет. Наибольший пессимизм наблюдается среди респондентов 40–59 лет.
В общей выборке чувство абсолютной уверенности в завтрашнем дне испытывают всего 12,4% респондентов, а 60% дают осторожные оценки (28,4% — скорее уверены, 30,5% — скорее не уверены). Молодежь смотрит в завтрашний день более уверенно: 60,3% опрошенных 18–24 лет и около половины 25–29-летних полностью или скорее уверены в своем будущем.
На фоне сложной социально-экономической ситуации самую сильную тревогу вызывают рост цен на товары и услуги (55,6%), снижение уровня жизни значительной части населения (48,5%), кризис системы ЖКХ, невозможность улучшить жилищные условия, рост платежей (47%). Кроме того, россиян беспокоит повышение пенсионного возраста (38,6%), невозможность получения квалифицированной медицинской помощи (28%), сокращение доступа к бесплатному образованию (25%).
В меньшей степени их тревожат ограничение политических прав и свобод (6,6%), охлаждение отношений России с Западом (4,3%), сохранение напряженной ситуации из-за процессов на Украине (3,8%), распространение политического и религиозного экстремизма (1,3%).
Молодежь (18–24) больше беспокоит невозможность получения бесплатного образования (40 против 19%), рост безработицы (25 против 18%), а группу 25–29 — рост цен на товары и услуги (70 против 56%) и снижение уровня жизни значительной части населения, что сближает их в оценках со старшими возрастными группами.
Для самых молодых актуальны и проблемы благополучия в более широком контексте: кризис системы ЖКХ и невозможность улучшить свои жилищные условия (около 40%); безработица и высокий уровень коррупции (до 25% среди самых молодых); ухудшение экологической обстановки (до 20%).
При оценке трудностей, которые наиболее значительно влияют на жизнь, респондентам был задан вопрос: «Что особенно осложняет лично Вашу жизнь или жизнь Вашей семьи?» — и предлагалось выбрать не более 5 вариантов ответа. Основные сложности опрошенные независимо от возраста связывают с низкими доходами и нехваткой денег. Для молодых россиян (18–29) на втором месте — отсутствие нормальной работы.
Граждане невысоко оценивают усилия государства в плане осуществления экономической политики и полагают, что проводимая политика лишь в малой степени отвечает интересам большинства населения. Более половины опрошенных (56,6%) придерживаются мнения: неважно, какая партия приходит к власти, — для простого человека все равно ничего не изменится.
Однако замедленные темпы роста, усугубляющиеся проблемы соотечественники в малой степени связывают с особенностями политического режима. Большинство респондентов полагает, что России нужна твердая рука и порядок в обществе (85,8%) и что политические свободы и демократия — это обязательные условия существования государства (80,3%). 70% россиян убеждены, что страна больше нуждается в стабильности, чем в переменах: менее остальных согласны с этой позицией опрошенные 18–24 лет (65,7%) и жители столицы (58,7%).
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"








Август 2025 - ИсследованияИюль 2025 - Исследования
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (212)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (420)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (1283)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (1778)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (1923)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (470)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2019)
- На кого влияет таргетированная реклама? (1997)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (1781)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (1961)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1504)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (1979)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (1932)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (404)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (679)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2365)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2267)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2634)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2607)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2476)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1729)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1698)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2316)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2253)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2311)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2060)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2516)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4307)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2646)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1951)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (605)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1924)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (6790)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1928)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (106)
- Какую рекламу видит покупатель? (2519)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2276)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (108)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2326)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (168)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (143)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (155)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2631)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (163)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2829)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (142)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7001)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2614)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (149)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1247)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2138)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (145)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2108)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (157)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2080)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (157)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1896)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1728)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2200)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1664)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (185)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (185)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (182)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (193)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1974)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (363)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2145)
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (8760)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (2046)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (231)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (2040)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1953)
- Как влияет реклама банков на россиян? (2020)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2192)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5303)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2160)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2504)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2390)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2301)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2226)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (257)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2460)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2269)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1967)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (621)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2097)
- Как устроен вебкам-бизнес (469)
- Серебристый олень в 7k казино (251)