Для 60% россиян ситуация в стране - кризисная
Апрель 2021

Оценка текущей ситуации в России показала довольно высокий уровень тревожности у соотечественников. Согласно исследованию РГГУ, 59,7% респондентов описывают обстановку как напряженную и кризисную, 12,4% — как критическую и взрывоопасную, а каждый пятый (24,4%) считает, что она спокойная и благоприятная.
Всероссийское исследование было посвящено социокультурным рискам и угрозам в современном российском обществе. Эксперты оценивали общую удовлетворенность жизнью, уровень тревожности, а также спрашивали респондентов о перспективах развития страны и их месте в меняющейся социальной реальности. Результаты были представлены на конференции «Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019–2024 гг. в социальном развитии молодежи» (.pdf).
При общей неудовлетворенности жизнью в России (39% респондентов) молодежь продемонстрировала более высокий уровень социального оптимизма. Наиболее удовлетворенные в этом плане — люди 18–24 и 25–29 лет. Наибольший пессимизм наблюдается среди респондентов 40–59 лет.
В общей выборке чувство абсолютной уверенности в завтрашнем дне испытывают всего 12,4% респондентов, а 60% дают осторожные оценки (28,4% — скорее уверены, 30,5% — скорее не уверены). Молодежь смотрит в завтрашний день более уверенно: 60,3% опрошенных 18–24 лет и около половины 25–29-летних полностью или скорее уверены в своем будущем.
На фоне сложной социально-экономической ситуации самую сильную тревогу вызывают рост цен на товары и услуги (55,6%), снижение уровня жизни значительной части населения (48,5%), кризис системы ЖКХ, невозможность улучшить жилищные условия, рост платежей (47%). Кроме того, россиян беспокоит повышение пенсионного возраста (38,6%), невозможность получения квалифицированной медицинской помощи (28%), сокращение доступа к бесплатному образованию (25%).
В меньшей степени их тревожат ограничение политических прав и свобод (6,6%), охлаждение отношений России с Западом (4,3%), сохранение напряженной ситуации из-за процессов на Украине (3,8%), распространение политического и религиозного экстремизма (1,3%).
Молодежь (18–24) больше беспокоит невозможность получения бесплатного образования (40 против 19%), рост безработицы (25 против 18%), а группу 25–29 — рост цен на товары и услуги (70 против 56%) и снижение уровня жизни значительной части населения, что сближает их в оценках со старшими возрастными группами.
Для самых молодых актуальны и проблемы благополучия в более широком контексте: кризис системы ЖКХ и невозможность улучшить свои жилищные условия (около 40%); безработица и высокий уровень коррупции (до 25% среди самых молодых); ухудшение экологической обстановки (до 20%).
При оценке трудностей, которые наиболее значительно влияют на жизнь, респондентам был задан вопрос: «Что особенно осложняет лично Вашу жизнь или жизнь Вашей семьи?» — и предлагалось выбрать не более 5 вариантов ответа. Основные сложности опрошенные независимо от возраста связывают с низкими доходами и нехваткой денег. Для молодых россиян (18–29) на втором месте — отсутствие нормальной работы.
Граждане невысоко оценивают усилия государства в плане осуществления экономической политики и полагают, что проводимая политика лишь в малой степени отвечает интересам большинства населения. Более половины опрошенных (56,6%) придерживаются мнения: неважно, какая партия приходит к власти, — для простого человека все равно ничего не изменится.
Однако замедленные темпы роста, усугубляющиеся проблемы соотечественники в малой степени связывают с особенностями политического режима. Большинство респондентов полагает, что России нужна твердая рука и порядок в обществе (85,8%) и что политические свободы и демократия — это обязательные условия существования государства (80,3%). 70% россиян убеждены, что страна больше нуждается в стабильности, чем в переменах: менее остальных согласны с этой позицией опрошенные 18–24 лет (65,7%) и жители столицы (58,7%).
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"






Сентябрь 2025 - ИсследованияАвгуст 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (442)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (475)
- Почему стремительно растет Retail Media? (904)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1149)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1178)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1147)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1030)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2016)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (752)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1407)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (508)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (1758)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (1685)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (470)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1751)
- Как питаются российские школьники? (1503)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1563)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1692)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1857)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (1891)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (746)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (1961)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2428)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2448)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2677)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2868)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2754)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1318)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2785)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2773)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2572)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (35)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2802)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2322)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2771)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2725)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1144)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (341)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1536)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (569)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3141)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2985)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3411)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3387)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3261)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2481)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2438)
- Как научиться играть в покер (1085)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3035)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2914)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2970)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2661)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (3156)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4962)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3296)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2597)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (1231)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2512)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (8027)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2497)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (727)
- Какую рекламу видит покупатель? (3155)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2906)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (777)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2894)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (830)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (783)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (790)
- Как покупают товары на маркетплейсах? (3191)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (778)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (3413)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (762)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7658)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (3230)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (825)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1949)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2712)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (775)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2694)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (799)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2653)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (801)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (2460)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (2322)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2815)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (2283)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (871)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (836)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (784)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (819)
- Как россияне узнают о киноновинках? (2586)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (1012)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2734)