Для 60% россиян ситуация в стране - кризисная
Апрель 2021

Оценка текущей ситуации в России показала довольно высокий уровень тревожности у соотечественников. Согласно исследованию РГГУ, 59,7% респондентов описывают обстановку как напряженную и кризисную, 12,4% — как критическую и взрывоопасную, а каждый пятый (24,4%) считает, что она спокойная и благоприятная.
Всероссийское исследование было посвящено социокультурным рискам и угрозам в современном российском обществе. Эксперты оценивали общую удовлетворенность жизнью, уровень тревожности, а также спрашивали респондентов о перспективах развития страны и их месте в меняющейся социальной реальности. Результаты были представлены на конференции «Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019–2024 гг. в социальном развитии молодежи» (.pdf).
При общей неудовлетворенности жизнью в России (39% респондентов) молодежь продемонстрировала более высокий уровень социального оптимизма. Наиболее удовлетворенные в этом плане — люди 18–24 и 25–29 лет. Наибольший пессимизм наблюдается среди респондентов 40–59 лет.
В общей выборке чувство абсолютной уверенности в завтрашнем дне испытывают всего 12,4% респондентов, а 60% дают осторожные оценки (28,4% — скорее уверены, 30,5% — скорее не уверены). Молодежь смотрит в завтрашний день более уверенно: 60,3% опрошенных 18–24 лет и около половины 25–29-летних полностью или скорее уверены в своем будущем.
На фоне сложной социально-экономической ситуации самую сильную тревогу вызывают рост цен на товары и услуги (55,6%), снижение уровня жизни значительной части населения (48,5%), кризис системы ЖКХ, невозможность улучшить жилищные условия, рост платежей (47%). Кроме того, россиян беспокоит повышение пенсионного возраста (38,6%), невозможность получения квалифицированной медицинской помощи (28%), сокращение доступа к бесплатному образованию (25%).
В меньшей степени их тревожат ограничение политических прав и свобод (6,6%), охлаждение отношений России с Западом (4,3%), сохранение напряженной ситуации из-за процессов на Украине (3,8%), распространение политического и религиозного экстремизма (1,3%).
Молодежь (18–24) больше беспокоит невозможность получения бесплатного образования (40 против 19%), рост безработицы (25 против 18%), а группу 25–29 — рост цен на товары и услуги (70 против 56%) и снижение уровня жизни значительной части населения, что сближает их в оценках со старшими возрастными группами.
Для самых молодых актуальны и проблемы благополучия в более широком контексте: кризис системы ЖКХ и невозможность улучшить свои жилищные условия (около 40%); безработица и высокий уровень коррупции (до 25% среди самых молодых); ухудшение экологической обстановки (до 20%).
При оценке трудностей, которые наиболее значительно влияют на жизнь, респондентам был задан вопрос: «Что особенно осложняет лично Вашу жизнь или жизнь Вашей семьи?» — и предлагалось выбрать не более 5 вариантов ответа. Основные сложности опрошенные независимо от возраста связывают с низкими доходами и нехваткой денег. Для молодых россиян (18–29) на втором месте — отсутствие нормальной работы.
Граждане невысоко оценивают усилия государства в плане осуществления экономической политики и полагают, что проводимая политика лишь в малой степени отвечает интересам большинства населения. Более половины опрошенных (56,6%) придерживаются мнения: неважно, какая партия приходит к власти, — для простого человека все равно ничего не изменится.
Однако замедленные темпы роста, усугубляющиеся проблемы соотечественники в малой степени связывают с особенностями политического режима. Большинство респондентов полагает, что России нужна твердая рука и порядок в обществе (85,8%) и что политические свободы и демократия — это обязательные условия существования государства (80,3%). 70% россиян убеждены, что страна больше нуждается в стабильности, чем в переменах: менее остальных согласны с этой позицией опрошенные 18–24 лет (65,7%) и жители столицы (58,7%).
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Ноябрь 2025 - ИсследованияОктябрь 2025 - Исследования
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (1658)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (671)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1184)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1501)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1217)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1107)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (213)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (155)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3782)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1358)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1272)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (246)
- Что такое липучесть бренда? (1424)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1419)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (439)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1340)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (384)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1619)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1869)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1493)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (443)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1862)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1876)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1549)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1597)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1422)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2446)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1133)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1955)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (845)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2094)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2013)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (893)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2043)
- Как питаются российские школьники? (1808)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1827)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (84)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (65)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1955)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2135)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2118)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (973)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (222)
- Где узнать стоимость Toncoin? (316)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2176)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2681)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2724)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (211)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (599)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2901)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (3006)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2933)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1488)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2937)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2994)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2788)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (240)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2949)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2534)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2893)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2924)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1353)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (526)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1691)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (788)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3245)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3117)
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3837)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3541)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3403)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2625)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2605)
- Как научиться играть в покер (1326)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3167)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (3047)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3278)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2880)


