Какие результаты показал 2023? Что год грядущий нам готовит?
Январь 2024

Рекламный рынок в 2023 г. увеличился на 23%. Объем рынка составил 702 млрд руб. По итогам прошлого года бюджеты выросли во всех медиа, кроме прессы. ТВ лидирует по инвестициям среди офлайн-каналов, в онлайне рекламодатели вкладывают в перформанс-инструменты, согласно отчету OMD OM Group, который подготовил Евгений Михайлов, руководитель группы медиаисследований.
По прогнозам на 2024 г., рост рекламного рынка составит 18% и достигнет 831 млрд руб. Ранее Group4Media прогнозировала увеличение рынка на 45% в 2023 г.
ТВ-инвентаря стало больше на 7%, но показатель не вернулся к уровню 2021 г. На это повлияли «осторожный подход» к выбору контента рекламодателями и снижение смотрения. В OMD ответили, что в 2022 г. подавляющее большинство иностранных компаний приостановили рекламную активность. Однако в денежном выражении такого значительного падения удалось избежать (–10%) благодаря «жесткой позиции НРА (инфляция, сокращение рекламных блоков) и взрывному росту совместной с ретейлом рекламы с учетом наценки на второго рекламодателя)».
В ноябре 2023 г. в топ рекламодателей на ТВ вошли «Сбер», «Яндекс» и TCS Group («Тинькофф»).
Несмотря на то, что доля e-com в обороте розницы составил около 15% в 2023 г., суммарные затраты на рекламу интернет-торговли превысили традиционный ретейл. В прошлом году рост категории электронной коммерции на ТВ составил 30%, тогда как традиционный ретейл увеличился на 1,5%. Маркетплейсы стали лидером в сегменте ретейла, из крупных подкатегорий быстрее всего растут интернет- магазины спорттоваров (+109%) и интернет-супермаркеты (+103%).
Что касается потребителя, в 2023 г. произошел рекордный рост реальных доходов россиян с 2013 г. на фоне годовой инфляции в 7,7%. Однако темпы роста различаются по регионам.
Сберегательные настроения россиян достигли максимума в марте 2023 г. — 62%. Затем наблюдалось снижение, хотя в целом к крупным тратам россияне все еще относятся с большой осторожностью.
Оборот торговли и услуг начал расти во втором квартале 2023 г. На уровень 2021 г. не вернулись только непродовольственные товары. В этой категории больше других влияет эффект низкой базы.
При сохранении экономного режима (рост СТМ, промо, хард-дискаунтеров и e-com) потребитель все больше ищет баланс между приемлемой ценой и другими факторами выбора. В 2023 г. количество россиян, которые экономили на покупке новой одежды, развлечениях вне дома, питании вне дома, отпуске и электронике, снизилось по сравнению с 2021 г. Однако потребителей, которые перешли на более дешевые марки и отказались от доставки готовой еды, остается больше, чем в 2021 г.
По итогам года россияне больше всего интересовались продовольственными товарами от локальных производителей — 47%, собственными торговыми марками (СТМ) в продуктах питания — 29% и новинками — 28%. Меньше всего потребителям были интересны СТМ в непродовольственных категориях — 12%, импортные продукты — 14% и непродовольственные товары от локальных производителей — 15%.
Средний потребитель ежедневно контактирует с медиа 10 часов 17 минут. Интернет по длительности контакта опережает ТВ. При этом топ-20 телеканалов занимают 80% от времени с ТВ. Топ-20 интернет-ресурсов занимают около 50% от всего времени, проведенного онлайн. В среднем за 2023 г. телесмотрение сократилось на 7,3% относительно 2022 г.
Кроме того, на потребление YouTube россияне тратят больше времени, чем на любой телевизионный канал, — 42 минуты. На втором месте «Россия 1» — 32 минуты, на третьем НТВ — 23 минуты.
Дневной охват интернета в ноябре прошлого года увеличился год к году с 79 до 83% и достиг 83 минут в день. В среднем россияне стали проводить в интернете на 23 минуты больше — 4,4 часа.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Ноябрь 2025 - ИсследованияОктябрь 2025 - Исследования
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (1137)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (542)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1093)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1487)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1201)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1094)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (201)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (142)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3768)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1346)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1261)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (231)
- Что такое липучесть бренда? (1412)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1408)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (419)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1331)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (367)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1606)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1851)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1489)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (437)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1851)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1863)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1545)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1594)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1416)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2439)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1128)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1945)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (840)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2083)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2007)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (882)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2042)
- Как питаются российские школьники? (1806)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1826)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (78)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (59)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1953)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2122)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2115)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (970)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (212)
- Где узнать стоимость Toncoin? (304)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2174)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2678)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2716)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (206)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (588)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2897)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (3005)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2931)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1484)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2936)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2994)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2787)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (237)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2946)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2521)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2892)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2923)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1350)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (519)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1686)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (785)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3244)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3113)
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3804)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3539)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3398)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2622)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2600)
- Как научиться играть в покер (1322)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3163)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (3043)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3268)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2873)


