Новое в рекламном законодательстве. Чего ЖДАТЬ в 2019?
Декабрь 2018
Уходящий год не стал революционным с точки зрения законодательных изменений в сфере регулирования рынка рекламы. Однако ряд вступивших в силу нормативных актов и документов все-таки повлиял на бизнес-сообщество и рекламу. Также в этом году были внесены некоторые законопроекты, за судьбой которых важно следить в 2019 году.
1. В июне 2018 года был введен запрет на размещение рекламы на квитанциях за услуги ЖКХ
Как это влияет на рекламу:
Так как запрет был введен на размещение рекламы только на самом бумажном документе с квитанцией, многие рекламодатели нашли следующее решение: они стали размещать рекламную информацию на отдельном документе, который вкладывается в квитанцию ЖКХ.
2. Увеличен лимит рекламной информации на телевидении с 15% до 20% времени вещания в течение часа
При этом общий лимит размещения рекламы в телепрограммах в течение суток остался на прежнем уровне - 15% времени вещания.
Как это влияет на рекламу:
Это нововведение позволило телеканалам увеличить объем размещения рекламы в прайм-тайм.
3. Принят документ «Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств» (разработаны при поддержке ФАС)
Как это влияет на рекламу:
Это важный документ для фарминдустрии и рекламной индустрии в целом. Он позволит снизить количество спорных ситуаций с площадками как при размещении рекламы лекарственных средств, так и при рассмотрении нарушений рекламного законодательства со стороны ФАС.
Данные рекомендации устанавливают, в частности, открытый перечень примеров слов и выражений, которые недопустимо и допустимо использовать в рекламе. Определено, что использование в рекламе слов «быстро», «долго» и аналогичных им недопустимо в отношении характеристик терапевтического действия рекламируемого препарата, его лечебного эффекта, лечебных свойств препарата.
Предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию лекарственного препарата, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов необходимо указывать в рекламе независимо от формы ее изложения.
В случае размещения рекламных видеороликов в интернете к предупреждениям в таких роликах предъявляются требования к продолжительности и размеру предупреждений в телепрограммах (не менее 5 секунд, не менее 7% площади кадра).
К остальным видам рекламы лекарственных средств в сети предъявляются аналогичные требования, как и к другим способам распространения рекламы: предупреждения должны занимать не менее 5% рекламной площади. При этом подчеркивается, что при оценке рекламы лекарств следует учитывать не только текстовую информацию, но и общее содержание рекламного материала, в том числе аудиовизуальный ряд.
4. Полный запрет рекламы алкоголя (пива) должен снова вступить в силу с 1 января 2019 года
Как это влияет на рекламу:
Ранее было сделано исключение для трансляции спортивных мероприятий, в том числе Чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Но действие закона, временно разрешающего размещать рекламу пива во время трансляции спортивных соревнований и на спортивных телеканалах, может быть продлено.
19 декабря в Госдуме прошел первое чтение законопроект, разрешающий с 1 января 2019 года рекламировать пиво в прессе, на спортивных теле- и радиоканалах. Также предлагается разрешить рекламу пива на любых телеканалах и радиостанциях ночью - с 23.00 до 7.00. Этим же законопроектом предлагается отменить запрет на использование в рекламе алкогольной продукции образов людей и животных, за исключением случаев использования образов несовершеннолетних.
С 2012 года была запрещена реклама пива, однако в июле 2014 года такую рекламу разрешили размещать при трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на сообщениях и материалах спортивного характера, и в периодических печатных изданиях.
5. С 1 июля 2018 года внедряется единая система биометрической идентификации граждан
Как это влияет на рекламу:
Биометрическая система используется российскими банками для удаленной идентификации клиентов при открытии счетов. Она будет в комплексе использовать два параметра для идентификации людей - и голос, и лицо (фотоизображение лица человека).
Распознавание лиц - это автоматическая локализация человеческого лица на изображении или видео и при необходимости идентификация личности человека на основе имеющихся баз данных. Интерес к этим системам очень велик в связи с широким кругом задач, которые они решают.
6. Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Как это влияет на рекламу:
Опубликование в СМИ программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции, либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции, влечет наложение административного штрафа. На граждан - в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В 2018 году было выдвинуто ряд законодательных инициатив, за продвижением которых важно следить в 2019 году:
- В Госдуму внесен законопроект, который позволит рекламировать вино из стран ЕАЭС (Евразийского экономического союза) в российских СМИ. Государствами-участниками ЕАЭС на данный момент являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Молдавия.
- Продолжается борьба с курением табака и за здоровье граждан. Так как реклама табачных изделий фактически запрещена, Минпромторг России предлагает идти дальше - ввести ограничительные меры в отношении рекламы «инновационных никотиносодержащих продуктов».
- Владельцы Instagram-аккаунтов, размещающие рекламу товаров и услуг, должны регистрировать свои страницы на юридические лица. Такую идею высказал Андрей Свинцов, зампред комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи. Инициатива должна повысить ответственность блогеров за публикуемую рекламу.
- Минкультуры разработало законопроект, по которому за нарушение авторских и смежных прав можно будет блокировать сайты без решения суда. Если проект будет одобрен, то правообладатели смогут быстрее добиться блокировки интернет-ресурсов, которые без разрешения распространяют объекты авторских и смежных прав.
- Ожидается принятие законопроекта об ограничении иностранного участия в новостных агрегаторах, которое может сократиться до 20%, по аналогии со СМИ. Предлагается определить, что владельцами новостных агрегаторов не смогут быть также российские юрлица, доля иностранного участия в уставном капитале которых составляет более 20%.
- Принят в первом чтении законопроект о розничной дистанционной торговле лекарствами, который предполагает разрешить розничную торговлю безрецептурными лекарственными препаратами для медицинского и ветеринарного применения дистанционным способом.
- В Госдуму внесен законопроект о защите больших пользовательских данных. Согласно законопроекту, под большими пользовательскими данными предлагается понимать совокупность информации о физических лицах и их поведении, не содержащей персональных данных, но при этом позволяющей без использования дополнительной информации и обработки определить конкретного человека.
- Минкомсвязь подготовило два законопроекта, которые предусматривают новые обязанности и ответственность для юридических лиц в сфере обработки персональных данных. По первому законопроекту компании должны будут обезличивать персональные данные в соответствии с требованиями и методами Роскомнадзора.
- В Госдуму внесен законопроект, обязывающий операторов к бесплатному спутниковому вещанию. Устанавливается обязанность российских операторов спутникового телевидения обеспечивать бесплатный доступ к пакету обязательных теле- и радиоканалов для граждан, проживающих в районах, не охваченных наземным цифровым вещанием.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Декабрь 2025 - ИсследованияНоябрь 2025 - ИсследованияОктябрь 2025 - Исследования
- Как студенты используют искусственный интеллект? (760)
- Как московские застройщики борются со спадом продаж? (763)
- Какие перспективы у нейросетей в России? (828)
- Сколько в Instagram осталось рекламы российских компаний? (976)
- Как блогерам не потерять своих читателей? (1133)
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (1353)
- Как привлечь внимание поколения Z? (1380)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (1482)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (1360)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (4685)
- Гид по упаковочным материалам: как создать эффективную систему на складе (196)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1226)
- Турникеты: виды, принцип работы и выбор для бизнеса. Полный гид (210)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1379)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (226)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1688)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1411)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1324)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (420)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (305)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3955)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1519)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1405)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (535)
- Что такое липучесть бренда? (1543)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1544)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (575)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1443)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (498)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1731)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1981)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1591)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (543)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1962)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1970)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1639)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1680)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1500)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (98)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2526)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1221)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2053)
- Ультра-свежесть в 7к казино (57)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (918)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2164)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2096)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (971)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2117)
- Как питаются российские школьники? (1872)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1890)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (164)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (124)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (2045)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2189)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2174)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1049)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (300)
- Где узнать стоимость Toncoin? (397)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2226)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2736)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2779)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (279)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (698)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2939)
- Кто такой селлер маркетплейса? (3040)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2994)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1534)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2968)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3046)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2834)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (310)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2996)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2582)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2935)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2977)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1384)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (583)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1754)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (872)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3291)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3160)


