Через 5 лет цены на книги в России приблизятся к мировому уровню
Октябрь 2006

Через 5 лет цены на книжную продукцию в России приблизятся к мировому уровню. Такой прогноз представил в интервью РБК вице-президент Российского книжного союза (РКС), генеральный директор издательства "ЭКСМО" Олег Новиков.
"На сегодня средний уровень цен на этом рынке в РФ в 7 раз ниже, чем в среднем по миру. Еще 3 года назад эта диспропорция имела 12-кратный коэффициент", - оценивает замглава РКС развитие книжного рынка. Для сравнения: в России средняя цена книги около трех долларов, а в Германии и США – 15-17 долл. При этом О.Новиков делает оговорку: такой темп роста рынка будет возможен, только если сохранится динамика роста покупательской способности.
Однако по мнению гендиректора "ЭКСМО", повышение цен на книги в России не сделает их недоступными для средне- и малообеспеченных читателей. Напротив, рост доходов издательств позволит нивелировать существующий дисбаланс между российским и средним мировым уровнем соотношения себестоимости выпуска книг и розничной их цены, считает О.Новиков. Как следствие - в отрасль пойдут инвестиции, и издательства смогут увеличить долю серьезной, просветительской литературы, а не только делать деньги за счет литературы "массового вкуса" (детективов, дамских романов и т.п.).
По данным исследований, в 2005г. розничный оборот книжного рынка РФ составил 1,8 млрд долл. Распределение сил на рынке на конец прошлого года, по данным "ЭКСМО", выглядело следующим образом: "ЭКСМО" - 12%, "АСТ" - 11%, "Просвещение" - 5-6%, "Олма" и "Дрофа" - по 4%. По данным Российской книжной палаты (РКП), за три прошедших года на книжном рынке наблюдался стабильный рост количества названий книг. Он составил почти 30%.
В обзоре РБК, посвященном книжному рынку России, рост общего тиража в 2005г. оценивается в 5%, а по количеству названий – на уровне 11%. Однако средний тираж в 6392 экз. в первом полугодии 2005г. был на 6,8% меньше прежнего показателя аналогичного периода. Очевидно, что книжный рынок перенасыщен издательской продукцией, и в ближайшее время следует ожидать дальнейшего снижения тиражей.
Эксперты и участники рынка указывают на проблему растущего в течение нескольких лет в России перепроизводства книг – значительная доля тиражей так и остается нереализованной. Главная причина этого - медленное развитие книжного ритейла в регионах. Если в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, специализированные магазины присутствуют в достаточном количестве, то в средних и малых городах их крайне мало, а в некоторых и вовсе нет. По некоторым оценкам, свыше 60% выпускаемой книжной продукции не доходит до регионов.
Ряд игроков рынка мотивируют причину снижения тиражей не только недостатком развитой розничной сети и неэффективным продвижением марок в ряде случаев, с одной стороны, с другой – многие книги стали менее востребованы читательской аудиторией. Утверждение, что Россия - самая читающая страна в мире, на сегодняшний день является, к сожалению, мифом. Россия попала в ситуацию, через которую прошли многие развитые страны, – падение интереса к книгам. По уровню показателя интереса к чтению Россия не входит даже в десятку ведущих стран мира.
Опрос, проведенный Российской национальной библиотекой, показал, что 37% россиян вообще не читают книг, в то время как активными читателями себя называют только 23%. Аналогичные результаты – в опросах фонда «Общественное мнение» и «Левада-центра». Потребители, как в советские времена, стали передавать литературу из рук в руки и более избирательно подходить к покупкам в книжном магазине. А до половины респондентов говорили, что вообще не читали в последнее время художественную литературу.
Эксперты убеждены, что будущее российского книжного рынка - это авторские бренды и качественная прагматическая литература (по экономике, праву, справочная, научно-популярная и т.п.), а также развитием электронных книг и электронной книготорговли (что потребует развития технологий и логистических систем). /RBC/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"




Август 2025 - ИсследованияИюль 2025 - Исследования
- Каков в России индекс доверия рекламе? (205)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (203)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (465)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (966)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (1151)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (1845)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2077)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (1962)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (508)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2053)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2030)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (1813)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2009)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1540)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2015)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (1966)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (438)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (723)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2403)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2301)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2662)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2644)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2511)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1759)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1730)
- Как научиться играть в покер (49)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2336)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2269)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2323)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2075)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2525)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4339)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2667)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1975)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (622)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1940)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (6939)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1959)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (128)
- Какую рекламу видит покупатель? (2548)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2300)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (136)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2353)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (194)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (169)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (178)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2645)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (183)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2852)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (163)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7013)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2626)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (173)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1277)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2152)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (161)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2123)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (187)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2100)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (181)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1919)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1747)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2231)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1705)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (209)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (221)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (210)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (218)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1999)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (393)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2173)
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (8842)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (2066)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (254)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (2053)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1974)
- Как влияет реклама банков на россиян? (2046)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2213)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5324)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2177)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2533)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2405)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2315)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2235)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (282)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2479)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2283)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1990)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (648)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2110)
- Как устроен вебкам-бизнес (501)
- Серебристый олень в 7k казино (277)