Через 5 лет цены на книги в России приблизятся к мировому уровню
Октябрь 2006

Через 5 лет цены на книжную продукцию в России приблизятся к мировому уровню. Такой прогноз представил в интервью РБК вице-президент Российского книжного союза (РКС), генеральный директор издательства "ЭКСМО" Олег Новиков.
"На сегодня средний уровень цен на этом рынке в РФ в 7 раз ниже, чем в среднем по миру. Еще 3 года назад эта диспропорция имела 12-кратный коэффициент", - оценивает замглава РКС развитие книжного рынка. Для сравнения: в России средняя цена книги около трех долларов, а в Германии и США – 15-17 долл. При этом О.Новиков делает оговорку: такой темп роста рынка будет возможен, только если сохранится динамика роста покупательской способности.
Однако по мнению гендиректора "ЭКСМО", повышение цен на книги в России не сделает их недоступными для средне- и малообеспеченных читателей. Напротив, рост доходов издательств позволит нивелировать существующий дисбаланс между российским и средним мировым уровнем соотношения себестоимости выпуска книг и розничной их цены, считает О.Новиков. Как следствие - в отрасль пойдут инвестиции, и издательства смогут увеличить долю серьезной, просветительской литературы, а не только делать деньги за счет литературы "массового вкуса" (детективов, дамских романов и т.п.).
По данным исследований, в 2005г. розничный оборот книжного рынка РФ составил 1,8 млрд долл. Распределение сил на рынке на конец прошлого года, по данным "ЭКСМО", выглядело следующим образом: "ЭКСМО" - 12%, "АСТ" - 11%, "Просвещение" - 5-6%, "Олма" и "Дрофа" - по 4%. По данным Российской книжной палаты (РКП), за три прошедших года на книжном рынке наблюдался стабильный рост количества названий книг. Он составил почти 30%.
В обзоре РБК, посвященном книжному рынку России, рост общего тиража в 2005г. оценивается в 5%, а по количеству названий – на уровне 11%. Однако средний тираж в 6392 экз. в первом полугодии 2005г. был на 6,8% меньше прежнего показателя аналогичного периода. Очевидно, что книжный рынок перенасыщен издательской продукцией, и в ближайшее время следует ожидать дальнейшего снижения тиражей.
Эксперты и участники рынка указывают на проблему растущего в течение нескольких лет в России перепроизводства книг – значительная доля тиражей так и остается нереализованной. Главная причина этого - медленное развитие книжного ритейла в регионах. Если в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, специализированные магазины присутствуют в достаточном количестве, то в средних и малых городах их крайне мало, а в некоторых и вовсе нет. По некоторым оценкам, свыше 60% выпускаемой книжной продукции не доходит до регионов.
Ряд игроков рынка мотивируют причину снижения тиражей не только недостатком развитой розничной сети и неэффективным продвижением марок в ряде случаев, с одной стороны, с другой – многие книги стали менее востребованы читательской аудиторией. Утверждение, что Россия - самая читающая страна в мире, на сегодняшний день является, к сожалению, мифом. Россия попала в ситуацию, через которую прошли многие развитые страны, – падение интереса к книгам. По уровню показателя интереса к чтению Россия не входит даже в десятку ведущих стран мира.
Опрос, проведенный Российской национальной библиотекой, показал, что 37% россиян вообще не читают книг, в то время как активными читателями себя называют только 23%. Аналогичные результаты – в опросах фонда «Общественное мнение» и «Левада-центра». Потребители, как в советские времена, стали передавать литературу из рук в руки и более избирательно подходить к покупкам в книжном магазине. А до половины респондентов говорили, что вообще не читали в последнее время художественную литературу.
Эксперты убеждены, что будущее российского книжного рынка - это авторские бренды и качественная прагматическая литература (по экономике, праву, справочная, научно-популярная и т.п.), а также развитием электронных книг и электронной книготорговли (что потребует развития технологий и логистических систем). /RBC/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"








Октябрь 2025 - ИсследованияСентябрь 2025 - Исследования
- Что такое липучесть бренда? (140)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (139)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (428)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (764)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1148)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1085)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1446)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1462)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1250)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1225)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1113)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2091)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (828)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1522)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (583)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (1821)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (1764)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (534)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1821)
- Как питаются российские школьники? (1556)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1632)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1754)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1902)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (1930)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (794)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2001)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2466)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2481)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2703)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2894)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2789)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1350)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2809)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2798)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2591)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (78)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2822)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2337)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2783)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2736)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1157)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (354)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1554)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (593)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3147)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2995)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3432)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3406)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3285)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2498)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2458)
- Как научиться играть в покер (1156)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3056)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2930)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2985)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2677)
- Где россияне чаще замечают рекламу? (3165)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4979)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3318)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2617)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (1244)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2521)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (8139)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2511)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (737)
- Какую рекламу видит покупатель? (3179)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2928)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (800)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2903)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (852)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (803)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (804)