Через 5 лет цены на книги в России приблизятся к мировому уровню
Октябрь 2006

Через 5 лет цены на книжную продукцию в России приблизятся к мировому уровню. Такой прогноз представил в интервью РБК вице-президент Российского книжного союза (РКС), генеральный директор издательства "ЭКСМО" Олег Новиков.
"На сегодня средний уровень цен на этом рынке в РФ в 7 раз ниже, чем в среднем по миру. Еще 3 года назад эта диспропорция имела 12-кратный коэффициент", - оценивает замглава РКС развитие книжного рынка. Для сравнения: в России средняя цена книги около трех долларов, а в Германии и США – 15-17 долл. При этом О.Новиков делает оговорку: такой темп роста рынка будет возможен, только если сохранится динамика роста покупательской способности.
Однако по мнению гендиректора "ЭКСМО", повышение цен на книги в России не сделает их недоступными для средне- и малообеспеченных читателей. Напротив, рост доходов издательств позволит нивелировать существующий дисбаланс между российским и средним мировым уровнем соотношения себестоимости выпуска книг и розничной их цены, считает О.Новиков. Как следствие - в отрасль пойдут инвестиции, и издательства смогут увеличить долю серьезной, просветительской литературы, а не только делать деньги за счет литературы "массового вкуса" (детективов, дамских романов и т.п.).
По данным исследований, в 2005г. розничный оборот книжного рынка РФ составил 1,8 млрд долл. Распределение сил на рынке на конец прошлого года, по данным "ЭКСМО", выглядело следующим образом: "ЭКСМО" - 12%, "АСТ" - 11%, "Просвещение" - 5-6%, "Олма" и "Дрофа" - по 4%. По данным Российской книжной палаты (РКП), за три прошедших года на книжном рынке наблюдался стабильный рост количества названий книг. Он составил почти 30%.
В обзоре РБК, посвященном книжному рынку России, рост общего тиража в 2005г. оценивается в 5%, а по количеству названий – на уровне 11%. Однако средний тираж в 6392 экз. в первом полугодии 2005г. был на 6,8% меньше прежнего показателя аналогичного периода. Очевидно, что книжный рынок перенасыщен издательской продукцией, и в ближайшее время следует ожидать дальнейшего снижения тиражей.
Эксперты и участники рынка указывают на проблему растущего в течение нескольких лет в России перепроизводства книг – значительная доля тиражей так и остается нереализованной. Главная причина этого - медленное развитие книжного ритейла в регионах. Если в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, специализированные магазины присутствуют в достаточном количестве, то в средних и малых городах их крайне мало, а в некоторых и вовсе нет. По некоторым оценкам, свыше 60% выпускаемой книжной продукции не доходит до регионов.
Ряд игроков рынка мотивируют причину снижения тиражей не только недостатком развитой розничной сети и неэффективным продвижением марок в ряде случаев, с одной стороны, с другой – многие книги стали менее востребованы читательской аудиторией. Утверждение, что Россия - самая читающая страна в мире, на сегодняшний день является, к сожалению, мифом. Россия попала в ситуацию, через которую прошли многие развитые страны, – падение интереса к книгам. По уровню показателя интереса к чтению Россия не входит даже в десятку ведущих стран мира.
Опрос, проведенный Российской национальной библиотекой, показал, что 37% россиян вообще не читают книг, в то время как активными читателями себя называют только 23%. Аналогичные результаты – в опросах фонда «Общественное мнение» и «Левада-центра». Потребители, как в советские времена, стали передавать литературу из рук в руки и более избирательно подходить к покупкам в книжном магазине. А до половины респондентов говорили, что вообще не читали в последнее время художественную литературу.
Эксперты убеждены, что будущее российского книжного рынка - это авторские бренды и качественная прагматическая литература (по экономике, праву, справочная, научно-популярная и т.п.), а также развитием электронных книг и электронной книготорговли (что потребует развития технологий и логистических систем). /RBC/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Ноябрь 2025 - ИсследованияОктябрь 2025 - Исследования
- Как блогерам не потерять своих читателей? (144)
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (468)
- Как привлечь внимание поколения Z? (476)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (566)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (688)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (4455)
- Гид по упаковочным материалам: как создать эффективную систему на складе (58)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1111)
- Турникеты: виды, принцип работы и выбор для бизнеса. Полный гид (77)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1262)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (111)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1579)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1304)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1207)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (302)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (234)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3882)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1446)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1346)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (355)
- Что такое липучесть бренда? (1491)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1491)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (507)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1398)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (440)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1671)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1919)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1532)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (486)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1906)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1919)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1583)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1629)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1459)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (54)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2479)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1181)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2016)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (880)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2127)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2047)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (935)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2068)
- Как питаются российские школьники? (1833)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1849)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (117)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (93)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (2000)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2162)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2144)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1021)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (255)
- Где узнать стоимость Toncoin? (353)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2199)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2703)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2749)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (235)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (628)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2917)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (3022)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2959)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1506)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2950)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3018)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2804)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (269)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2970)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2550)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2912)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2944)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1368)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (558)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1725)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (825)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3262)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3131)
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (4043)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3570)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3435)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2651)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2624)
- Как научиться играть в покер (1360)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3198)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (3074)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3316)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2905)


