В кинозалах стало больше пустых мест
Август 2012

Одновременно с ростом проникновения Интернета посещаемость кинотеатров в России в 2011 году перестала расти. Но российские прокатчики сумели и с меньшей аудиторией увеличить кассу на 12%. Сохранить четвертое место в Европе отечественный прокат смог только за счет удорожания билетов. Участники рынка винят в низком спросе демографическую яму среди зрителей 16—25 лет.
Такие цифры озвучили исследователи Romir Movie Research, подводя итоги 2011 прокатного года. В компании подсчитали, что суммарно зарубежные и отечественные фильмы собрали в кинозалах 35,2 млрд руб. и прибавили 12,1% по отношению к 2010 году. Из общей кассы 20,6% (против 16% в 2010 году), или 6,15 млрд руб., пришлось на долю отечественного проката. Однако позитивная динамика кассовых сборов в России объясняется только увеличением цены за билет, сетуют аналитики. Посещаемость кинотеатров в 2011 году впервые за историю наблюдений практически прекратила расти. «Если предыдущие наши ежегодники подтверждали рост посещаемости кинотеатров и вопрос состоял только в том, насколько этот рост является интенсивным, то сейчас вопросы состоят совершенно в другом: очевидно, что тенденция роста кинопоказа приостановилась», — отмечает управляющий партнер Romir Movie Research Олег Иванов. В 2011 году российский рынок кинопроката удержал четвертое место в Европе и девятое в мире. Место удалось сохранить опять-таки только за счет роста средней цены билета: с 185 до 207 руб.
При этом посетителей кинозалов почти не прибавилось — рост в 2011 году составил всего 0,6% по отношению к 2010 году. За всю историю подсчетов предыдущий минимум по зрителям был зафиксирован в 2006 году — тогда залы прибавили 2,8% аудитории. «По оптимистичному сценарию российский кинопрокат преодолеет стремительный спуск на дно, но произойти это может только за счет разрабатываемой государством стратегии поддержки отрасли», — комментирует г-н Иванов. Он обращает внимание, что в господдержке нуждается и отраслевая инфраструктура.
Интересно, что сборы отечественных фильмов прибавили 20,6% по сборам только за счет нескольких картин. Почти половина доходов от них пришлась всего на два фильма — «Высоцкий. Спасибо, что живой» и «Ёлки-2» (46%). Безусловным российским лидером стал фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», который собрал 868,2 млн руб. и на 24% превысил отечественный рекорд 2010 года — фильм «Ёлки» (699,6 млн руб.), отмечают в Romir Movie Research.
«Средняя цена билета выросла не только за счет низкой посещаемости, на нее повлияло открытие залов с дорогостоящими технологиями 3D и IMAX», — убеждает генеральный директор кинокомпании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев. Проникновение Интернета, по его мнению, незначительно отражается на доходах прокатчиков и киносетей. «В генетической памяти советского человека слишком сильна привычка к такому демократическому виду досуга, как кино», — уверяет он. Проблема скорее в инфраструктуре: в городах, где больше полумиллиона жителей, рынок перенасыщен, и открытие кинозалов уже не ведет к пропорциональному росту аудитории, поясняет г-н Рязанцев. «В то же время многие города с населением меньше 500 тыс. не располагают большими развлекательными и торговыми центрами для открытия кинотеатров, и спрос остается неудовлетворенным», — сетует он.
Генеральный директор «Синема Парк» Сергей Китин большую роль отводит художественной ценности кинопродуктов, которая напрямую влияет на посещаемость. «Продолжая тенденцию прошлого года, в первой половине 2012 года посещаемость кинотеатров просела на 4%. Хотя в нашей сети она даже прибавила те же 4% за счет более комфортных условий и хорошего оборудования», — делится г-н Китин. На общем негативном тренде сказалась и демографическая яма в целевой аудитории кинотеатров 16—25 лет, добавляет участник рынка. Он соглашается с главой «Каро Премьер», что Интернет пока не отнимает зрителей у кинотеатров: «Исследования показали, что интернет-аудитория является активным посетителем кинотеатров, она использует все способы просмотра кино — в онлайн и на большом экране. /РБК daily/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"








Август 2025 - ИсследованияИюль 2025 - Исследования
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (335)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (846)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (1031)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (1815)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2070)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (1953)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (500)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2043)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2020)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (1802)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (1999)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1530)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2010)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (1955)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (429)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (714)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2392)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2292)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2655)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2631)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2501)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1748)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1721)
- Как научиться играть в покер (42)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2331)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2265)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2318)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2070)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2522)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4330)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2662)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1969)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (617)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1935)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (6935)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1948)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (122)
- Какую рекламу видит покупатель? (2540)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2293)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (127)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2345)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (187)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (161)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (168)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2638)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (177)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2841)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (156)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7007)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2620)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (167)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1269)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2145)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (157)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2117)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (179)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2090)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (175)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1908)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1738)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2220)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1695)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (201)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (208)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (200)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (207)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1991)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (380)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2163)
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (8800)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (2056)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (246)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (2048)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1964)
- Как влияет реклама банков на россиян? (2033)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2206)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5316)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2170)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2523)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2400)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2307)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2231)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (272)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2474)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2279)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1984)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (638)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2107)
- Как устроен вебкам-бизнес (491)
- Серебристый олень в 7k казино (271)