Производители сигарет патентуют в России больше марок, чем продают
Апрель 2005

Табачные компании выводят на рынок далеко не все брэнды, права на которые им принадлежат. Содержать такие портфели недешевое удовольствие: чтобы защитить патент, каждые три года табачникам приходится выпускать небольшую партию товара под этим брэндом. В противном случае его могут перехватить конкуренты.
"Несмотря на то, что патентная сертификация товарного знака оформляется сроком на десять лет, каждые три года права на его использование могут быть оспорены в суде, и тогда владельцу торговой марки придется доказывать, что знак действительно используется",- говорит глава юридической фирмы "Усков и партнеры" Вадим Усков. По его словам, чтобы избежать этой ситуации, каждые три года производители, как правило, выпускают на рынок небольшую партию товара.
У всех крупных табачных компаний существует так называемый пассивный портфель брэндов: компании регистрируют в Роспатенте не только марки сигарет, производимые в России, но и все принадлежащие им мировые брэнды (см. таблицу).
"Не редкость, когда определенная марка популярна сразу в нескольких странах мира, а в России ее нет. Это связано, прежде всего, с особенностями рынка: каждая компания стремится построить сбалансированный портфель брэндов, следя за тем, насколько заполнена линейка конкурентов. Не всегда в тот или иной сегмент может вписаться отдельная марка, пусть даже интересная на Западе",- говорит редактор отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев.
Он вспоминает такие популярные в мире брэнды, как Multifilter, Philip Morris Super Lights от компании Philip Morris, Peter Stuyvesant от British American Tobacco (BAT), Silk Cut от Gallaher, Hi-lite от JTI. "Последняя марка в начале 90-х была лидером продаж в Приморье, но введение акциза подорвало бизнес местным импортерам, поэтому брэнд исчез",- говорит Королев.
Директор по корпоративным делам Imperial Tobacco Андрей Бадер обращает внимание еще на один момент. Вполне можно представить, что на нестратегических для компаний рынках, например, в одной из стран СНГ, кто-то захочет выпускать аналог международной марки с сильной репутацией. "Чтобы этого избежать, приходится подтверждать свои права на марку на рынках всех стран",- говорит он. Такой же стратегии придерживается и British American Tobacco, соглашается член совета директоров компании Владимир Аксенов.
В пассивном портфеле компаний также есть торговые марки, пришедшие к ним с покупками российских фабрик (BAT - завод "Ява" в Москве и фабрику в Саратове, Imperial Tobacco - фабрику в Волгограде). "В советское время на рынке было много брэндов, каждый из которых в силу своей исторической известности стоит определенных денег. Даже если в данный момент мы не собираемся выпускать марку „Золотое руно” или „Памир”, отказываться от таких активов невыгодно",- отмечет Владимир Аксенов. С ним соглашается и Андрей Бадер: "Эти марки потребитель хорошо помнит. Как и другие производители, мы не исключаем возможности использовать эти брэнды в будущем",- уверен Андрей Бадер.
В активном портфеле каждого табачного производителя находятся брэнды основных ценовых сегментов, пассивная линейка служит для того, чтобы активно среагировать на возможное изменение потребительских предпочтений, считает начальник информационно-аналитического отдела компании "Грандтабак" Виктор Стефашин. "Так, выстраивая свою политику в среднем ценовом сегменте через „Яву”, BAT оставляет за собой права на подобные торговые марки",- говорит Стефашин. По его словам, наличие у компании прав на ту или иную марку может иметь еще одно объяснение: многие табачники регистрируют торговые наименования "на всякий случай". "Так, чувствуя, что позиции в премиальном сегменте у его компании не сильны, производитель может зарегистрировать марку „Бриллиантовые”, из названия которой уже можно понять, как будут представлены на рынке эти сигареты. Однако факт регистрации совсем не означает, что компания всерьез присматривается к сегменту",- уверен Стефашин, добавляя, что нередко от ранее запатентованных брэндов компании отказываются. С ним соглашается и Вадим Усков, отмечая, что порой компания просто не хочет, чтобы под данным наименованием появился на рынке продукт конкурентов. Сертификация торгового наименования стоит всего $1,5 тыс.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Октябрь 2025 - ИсследованияСентябрь 2025 - Исследования
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (489)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (506)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (2974)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1098)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1009)
- Что такое липучесть бренда? (1165)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1133)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1071)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (162)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1383)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1543)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1273)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (181)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1618)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1623)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1408)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1383)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1272)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2254)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (987)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1734)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (718)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (1923)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (1886)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (634)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1938)
- Как питаются российские школьники? (1636)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1719)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1857)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1979)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2015)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (890)
- Где узнать стоимость Toncoin? (130)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2084)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2524)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2564)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (117)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (314)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2772)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2945)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2849)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1396)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2847)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2854)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2634)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (149)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2879)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2382)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2832)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2770)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1201)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (392)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1619)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (673)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3178)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3039)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3481)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3465)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3329)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2546)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2514)
- Как научиться играть в покер (1233)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3099)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2975)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3060)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2736)
- Где россияне чаще замечают рекламу? (3198)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (5079)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3379)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2671)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (1280)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2565)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (8220)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2562)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (773)
- Какую рекламу видит покупатель? (3227)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2986)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (860)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2945)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (913)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (863)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (838)


