Cпрос на рекламистов и маркетологов упал на 36%
Август 2020

Сфера маркетинга, рекламы и PR оказалась в числе наиболее пострадавших на рынке труда. Портал HeadHunter сообщил, что в июне количество вакансий в данной профессиональной области упало на 36% относительно февраля. Хуже дела обстояли только в сферах travel (-53%), фитнеса и салонов красоты (-41%), а также искусства, развлечения и массмедиа (-41%)
Если рассматривать всю отрасль, куда входят СМИ, реклама, маркетинг, BTL, PR, дизайн и продюсирование, то здесь вакансий стало меньше на 20%.
Среди профобластей положительную динамику показали госслужба и НКО (+237% к февралю), рабочий персонал (+150%), медицина с фармацевтикой (+12%) и строительство с недвижимостью (+7%).
HeadHunter также замерил уровень — hh.индекс показывает соотношение количества резюме и вакансий. Нормальным уровнем конкуренции считается показатель не выше 6. Это значит, что активных резюме на сайте в шесть раз больше, чем вакансий.
В апреле и мае средний hh.индекс, рассчитанный по всем профобластям и России в целом, повышался до 8 (в Москве и Санкт-Петербурге — до 17), а в июне он опустился до показателя 6,6 (в Москве и Санкт-Петербурге — до 12). Заметнее всего конкуренция повышалась в профобластях «Искусство, развлечения, массмедиа» — на 6 пунктов, «Туризм, гостиницы и рестораны» — на 4 пункта, «Административный персонал» — на 3,5 пункта, «Маркетинг, реклама, PR» — на 2,5 пункта, в основном за счет оставшихся без работы специалистов, которые занимались офлайн-мероприятиями.
Тем не менее критического падения количества вакансий, как в кризисы 2008–2009, 2014–2015 гг., не случилось. Когда федеральные и региональные власти начали постепенно снимать карантинные меры, рынок отреагировал постепенным восстановлением количества вакансий, которое продолжается до сих пор. Во многих регионах спрос не только вернулся к прежнему уровню, но и вырос, а Москва и Санкт-Петербург все еще на стадии восстановления.
Другой особенностью коронакризиса стало падение активности соискателей, хотя обычно количество вакансий сокращается на фоне появления большого количества новых резюме и откликов на вакансии. Например, в апреле соискательская активность на сайте снизилась на 38%. Эксперты полагают, что это было связано как с объявлением длинного периода нерабочих дней, так и со страхом перед общей неопределенностью — кризис в целом был очень нестандартным из-за своей необычной причины (эпидемия), прогнозы на будущее были туманными. Видимо, люди предпочли занять выжидательную позицию и боялись менять работу. После снятия карантинных ограничений активность соискателей восстановилась.
Июльский опрос работодателей показал, что большинство (76%) тех, кто переводил сотрудников на удаленку, начали возвращать их в офисы. При этом 44% еще не завершили процесс, 32% завершили, 13% утверждают, что не начали, но планируют, и 9% ответили, что возврат отложен на неопределенный срок. Не планируют возвращаться в офисы и хотят полностью перейти на удаленный формат работы всего 3% работодателей.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Октябрь 2025 - ИсследованияСентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (715)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1006)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (937)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (45)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3578)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1214)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1131)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (86)
- Что такое липучесть бренда? (1288)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1251)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (194)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1202)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (254)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1487)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1689)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1377)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (292)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1739)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1734)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1498)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1487)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1360)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2332)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1066)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1831)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (779)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (1998)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (1951)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (729)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2002)
- Как питаются российские школьники? (1764)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1789)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1923)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2044)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2080)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (939)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (112)
- Где узнать стоимость Toncoin? (214)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2145)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2609)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2642)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (165)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (469)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2843)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2984)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2908)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1458)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2909)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2901)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2718)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (199)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2915)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2444)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2867)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2843)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1271)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (449)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1662)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (743)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3219)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3084)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3570)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3517)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3372)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2597)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2569)
- Как научиться играть в покер (1284)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3137)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (3015)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3134)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2804)
- Где россияне чаще замечают рекламу? (3263)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (5220)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3427)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2734)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (1315)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2624)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (8265)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2622)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (825)
- Какую рекламу видит покупатель? (3275)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (3055)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (904)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (3014)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (995)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (938)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (885)


