Индекс потребительского доверия рухнул. Везде
Июль 2020

Во II квартале 2020 года уровень потребительского доверия во всем мире пережил самое драматичное снижение за все время измерений в течение последних 15 лет.
В России уровень потребительского доверия опустился до 62 пунктов (-6 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019 года — здесь и далее сравниваются II квартал 2020 и IV квартал 2019 года как наиболее наглядные примеры двух периодов — до пандемии COVID-19 и после основной волны кризиса). В последний раз аналогичный результат, ставший антирекордом, был зафиксирован в I квартале 2019 года.
Глобальные значения индекса опустились еще более существенно: на 14 п.п. до 92 пунктов в среднем в мире и на 12 п.п. до 74 пунктов в Европе, следует из глобального исследования потребительского доверия The Conference Board®, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.
В России снизились значения всех трех показателей, на основе которых складывается индекс — оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев, во II квартале 2020 года сократилось до 23% (-10 п.п.) по сравнению с IV кварталом 2019. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, сократилась до 17% (-3 п.п.). А уверенными в перспективах на рынке труда себя назвали только 15% (-6 п.п.).
«Негативное влияние пандемии COVID-19 ощутили большинство стран во всем мире, поэтому текущее значение индекса потребительского доверия ни для кого не стало сюрпризом. Часть россиян потеряли работу, другие лишились части заработка и оказались в ситуации неопределенности, что привело к перераспределению трат и сокращению расходов. Сильнее всего во II квартале потребители в России переживали за экономику страны, в этом признались 39% опрошенных, тогда как даже о здоровье в текущей ситуации беспокоилось меньше опрошенных — только 30%. Но одновременно с этим доля тех, кто уверен в выходе из кризиса в течение года, увеличилась с 6% до 17%, что может быть признаком того, что в обозримом будущем тренд изменится в позитивную сторону», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Доля российских потребителей, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), составила 74%. В IV квартале 2019 таких было 78%. Впрочем, даже имея свободные деньги, их тратят на меньшее количество статей: на одежду стали тратить деньги на 7 п.п. меньше потребителей (35%), на развлечения вне дома — на 9 п.п. (20%), на отпуск — на 3 п.п. (29%). Меньшее количество россиян сберегали деньги (26%, — 6 п.п.), 29% направляли свободные средства на выплату долгов (29%, + 1 п.п.).
Оказавшись в самоизоляции, россияне стали больше экономить на покупке одежды (61%, +2 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019) и отпусках — 42% (+ 8 п.п.), в то время как уровень экономии на других статьях бюджета снизился. Если в IV квартале 2019 года на более дешевые FMCG -бренды переключались 56% потребителей, то во II квартале 2020 таких оказалось 45%. На более доступные бренды алкоголя во II квартале переключались 19% (-10 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019), сокращали бюджет на развлечения дома 32% (-4 п.п.), экономили на услугах связи 15% (-9 п.п.), меньше курили 11% (-7 п.п.).
«В период самоизоляции потребительское поведение пережило сильнейшие изменения: россияне стали меньше экономить на еде и алкоголе, больше развлекались дома, отказывая себе в удовольствиях, которые сегодня мы ассоциируем с миром „до пандемии“, например, обновлении гардероба и отпусках.
Меньше других в текущей ситуации пострадали FMCG-производители и ритейлеры, которые, впрочем, были вынуждены сделать масштабные инвестиции в развитие логистических мощностей и сдерживание роста цен. С большой долей вероятности они пересмотрят свои стратегии, чтобы подготовиться к возможным сложностям в будущем, тем не менее, пока рано делать долгосрочные выводы, ведь с отменой самоизоляции многие процессы, пусть и медленно, но начали приходить в новую норму», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Сильнее всего по итогам II квартала 2020 россияне оказались обеспокоены состоянием экономики: сразу 39% опрошенных выбрали этот пункт, что сразу на 20 п.п. больше, чем в IV квартале 2019. Среди других поводов для беспокойства россияне назвали состояние здоровья (30%, -3 п.п.), увеличение цен на продовольствие (29%, +1 п.п.), а также сохранность рабочих мест (27%, +9 п.п.).
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Декабрь 2025 - ИсследованияНоябрь 2025 - Исследования
- Зачем бизнесу искусственный интеллект? (123)
- Что ждет социальные сети в 2026? (163)
- Как увеличить популярность канала в «Телеграме»? (171)
- ОСАГО при покупке подержанного авто: проверки перед оформлением (477)
- Как в 2026 эффективно использовать инфлюенс-маркетинг? (253)
- Сколько можно заработать на донатах в «Вконтакте»? (361)
- Как бренду привлечь внимание 80-ти процентов покупателей? (515)
- Сколько было вложено в рекламу на e-commerce-площадках в 2025? (636)
- Сколько зрителей на Rutube? (698)
- Избавляет ли Smart TV зрителей от рекламы? (682)
- Каковы перспективы рекламного рынка в 2026? (772)
- Какие 9 трендов маркетинга нас ждут в 2026? (940)
- Топ-4 проектов бань из бруса 2026 года: планировки и цены под ключ (69)
Октябрь 2025 - Исследования
- Как студенты используют искусственный интеллект? (1218)
- Как московские застройщики борются со спадом продаж? (1214)
- Какие перспективы у нейросетей в России? (1234)
- Сколько в Instagram осталось рекламы российских компаний? (1391)
- Как блогерам не потерять своих читателей? (1422)
- Как определить подлинность смартфона iPhone (222)
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (1500)
- Как привлечь внимание поколения Z? (1523)
- Конверсия обращений в стоматологической практике: системный подход к работе регистратуры (170)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (1641)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (1475)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (4809)
- Гид по упаковочным материалам: как создать эффективную систему на складе (310)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1342)
- Турникеты: виды, принцип работы и выбор для бизнеса. Полный гид (308)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1470)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (305)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1763)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1475)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1401)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (494)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (376)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (4033)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1597)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1463)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (605)
- Что такое липучесть бренда? (1591)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1606)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (645)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1496)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (578)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1789)
- Слава Вестсайда в On-X casino (89)
Август 2025 - Исследования
- Встречайте: Spinto casino! (111)
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (2043)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1649)
- Какую пиратскую историю предлагает в казино Максбет официальный сайт (96)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (587)
- Почему стремительно растет Retail Media? (2005)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (2011)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1688)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1718)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1535)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (128)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2565)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1257)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2114)
- Ультра-свежесть в 7к казино (110)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (954)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2199)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2152)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (1002)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2176)
- Как питаются российские школьники? (1908)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1923)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (216)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (161)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (2082)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2223)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2219)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1083)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (348)
- Где узнать стоимость Toncoin? (450)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2271)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2770)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2819)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (334)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (863)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2969)
- Кто такой селлер маркетплейса? (3070)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (3037)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1573)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2991)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3078)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2868)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (351)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (3020)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2626)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2964)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (3024)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1416)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (614)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1793)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (929)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3315)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3186)


