Индекс потребительского доверия рухнул. Везде
Июль 2020

Во II квартале 2020 года уровень потребительского доверия во всем мире пережил самое драматичное снижение за все время измерений в течение последних 15 лет.
В России уровень потребительского доверия опустился до 62 пунктов (-6 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019 года — здесь и далее сравниваются II квартал 2020 и IV квартал 2019 года как наиболее наглядные примеры двух периодов — до пандемии COVID-19 и после основной волны кризиса). В последний раз аналогичный результат, ставший антирекордом, был зафиксирован в I квартале 2019 года.
Глобальные значения индекса опустились еще более существенно: на 14 п.п. до 92 пунктов в среднем в мире и на 12 п.п. до 74 пунктов в Европе, следует из глобального исследования потребительского доверия The Conference Board®, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.
В России снизились значения всех трех показателей, на основе которых складывается индекс — оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев, во II квартале 2020 года сократилось до 23% (-10 п.п.) по сравнению с IV кварталом 2019. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, сократилась до 17% (-3 п.п.). А уверенными в перспективах на рынке труда себя назвали только 15% (-6 п.п.).
«Негативное влияние пандемии COVID-19 ощутили большинство стран во всем мире, поэтому текущее значение индекса потребительского доверия ни для кого не стало сюрпризом. Часть россиян потеряли работу, другие лишились части заработка и оказались в ситуации неопределенности, что привело к перераспределению трат и сокращению расходов. Сильнее всего во II квартале потребители в России переживали за экономику страны, в этом признались 39% опрошенных, тогда как даже о здоровье в текущей ситуации беспокоилось меньше опрошенных — только 30%. Но одновременно с этим доля тех, кто уверен в выходе из кризиса в течение года, увеличилась с 6% до 17%, что может быть признаком того, что в обозримом будущем тренд изменится в позитивную сторону», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Доля российских потребителей, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), составила 74%. В IV квартале 2019 таких было 78%. Впрочем, даже имея свободные деньги, их тратят на меньшее количество статей: на одежду стали тратить деньги на 7 п.п. меньше потребителей (35%), на развлечения вне дома — на 9 п.п. (20%), на отпуск — на 3 п.п. (29%). Меньшее количество россиян сберегали деньги (26%, — 6 п.п.), 29% направляли свободные средства на выплату долгов (29%, + 1 п.п.).
Оказавшись в самоизоляции, россияне стали больше экономить на покупке одежды (61%, +2 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019) и отпусках — 42% (+ 8 п.п.), в то время как уровень экономии на других статьях бюджета снизился. Если в IV квартале 2019 года на более дешевые FMCG -бренды переключались 56% потребителей, то во II квартале 2020 таких оказалось 45%. На более доступные бренды алкоголя во II квартале переключались 19% (-10 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019), сокращали бюджет на развлечения дома 32% (-4 п.п.), экономили на услугах связи 15% (-9 п.п.), меньше курили 11% (-7 п.п.).
«В период самоизоляции потребительское поведение пережило сильнейшие изменения: россияне стали меньше экономить на еде и алкоголе, больше развлекались дома, отказывая себе в удовольствиях, которые сегодня мы ассоциируем с миром „до пандемии“, например, обновлении гардероба и отпусках.
Меньше других в текущей ситуации пострадали FMCG-производители и ритейлеры, которые, впрочем, были вынуждены сделать масштабные инвестиции в развитие логистических мощностей и сдерживание роста цен. С большой долей вероятности они пересмотрят свои стратегии, чтобы подготовиться к возможным сложностям в будущем, тем не менее, пока рано делать долгосрочные выводы, ведь с отменой самоизоляции многие процессы, пусть и медленно, но начали приходить в новую норму», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Сильнее всего по итогам II квартала 2020 россияне оказались обеспокоены состоянием экономики: сразу 39% опрошенных выбрали этот пункт, что сразу на 20 п.п. больше, чем в IV квартале 2019. Среди других поводов для беспокойства россияне назвали состояние здоровья (30%, -3 п.п.), увеличение цен на продовольствие (29%, +1 п.п.), а также сохранность рабочих мест (27%, +9 п.п.).
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Май 2025 - ИсследованияАпрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (964)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (981)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (1745)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1443)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (184)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1613)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (5052)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1708)
- Какую рекламу видит покупатель? (2229)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (1977)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2046)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2354)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2566)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6750)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2373)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (988)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (1919)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (1877)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (1902)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1762)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1538)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2048)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1491)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1794)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (1983)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (4239)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1837)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (41)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1871)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1781)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1844)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2050)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5137)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (1970)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2237)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2221)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2161)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2047)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (94)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2295)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2040)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1811)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (426)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (1973)
- Как устроен вебкам-бизнес (273)
- Серебристый олень в 7k казино (82)
Январь 2025 - Исследования
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (1967)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (1871)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3432)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (119)
- Кто продвигает Samsung в России? (1795)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1696)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (651)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (439)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1205)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (259)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (729)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1144)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (187)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (618)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (641)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (375)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (197)
- Как в России покупают продукты? (614)
Декабрь 2024 - Исследования
- Какие семьи показывают в рекламе? (692)
- Что обеспечивает процветание онлайн-казино Адмирал 777? (160)
- С чего начать обучение на военного психолога? (2424)
- Путешествие в Изумрудный город в Пин Ап казино (144)
- Кого в Таиланде пустят в казино? (197)
- Как изменился рейтинг 500 мировых брендов за 2024 год? (690)
- Какой результат принесла рекламная активность брендов на Новый год? (3669)
- Какие соцсети в США выиграли от запрета TikTok? (657)
- Сколько в 2024 на маркетплейсах было потрачено на баннерную рекламу? (630)
- Как Caesars Entertainment разделит свой бизнес? (182)
- Слоты о спорте в онлайн-казино Vulcan Deluxe (160)
- Сколько тратят на рекламу в Телеграме в категории Образование? (658)
- Королева Зима в онлайн-казино Максбет (193)
- Особенности игры в казино Вулкан онлайн (165)
- Какая соцсеть стала заменой YouTube россиянам? (593)
- Мечты об отпуске в Адмирал казино (163)
- Какие глобальные тренды ждут рекламный рынок в 2025-2027 годах? (1167)
- Сколько заработали казино и букмекерские конторы США в 2024? (156)
- Booming Games анонсировал выход нового видеослота (196)
- Онлайн-рулетка с эффектом полного погружения (188)
- От каких слов следует отказаться на переговорах? (569)
- Как выбрать своего фаворита при ставках на гонки MotoGP в БК Pin-Up? (370)
- Что есть в слоте Ancient Island Megaways? (210)
- Что приготовил Boomin Games ко дню святого Валентина? (259)
- Что будет с рекламным рынком в 2025? (976)
- Что предлагает новая рулетка Фортуны? (234)
- Какие особенности у новогодней рекламы в «Телеграме»? (807)
- Приключения для спелеологов в онлайн казино Starda (245)
- Сколько мобильных таргетированных кампаний запустили рекламодатели в 2024? (6567)
- Почему iPhone теряет популярность? (749)
- Обзор лучших игр в Пинко: примеры слотов, виды рулетки и покера (372)
- Как получить в 500 тысяч раз больше своей ставки? (266)
- Что тормозит развитие бизнеса продавцов маркетплейсов? (709)
- Какие тренды у российского рынка больших данных? (801)
- Где в Таиланде построят курорты-казино? (230)
- Чем новый видеослот Fury Dragon - Hold & Win порадует наших геймблеров? (240)
- Что ждет рынок ретейл-медиа в 2025? (760)
- Как анализировать футбольные матчи перед ставкой для повышения шансов? (386)
- Что нужно знать новичку, чтобы начать делать ставки в БК Pin Up? (297)
- Какие киберугрозы стали главными для бизнеса в 2024? (633)
- Обзвон клиентов по базе: востребованная услуга колл-центра (400)
- Плюсы и минусы Neon Win казино (293)
- Почему российские геймблеры выбирают онлайн казино Lev KZ? (274)
- Насколько выросла в 2024 аудитория российских видеосервисов? (751)
- Какая интернет-реклама лучше продает автомобили? (698)
- Плюсы и минусы онлайн-казино Болливуд (266)
- Казино Kangwon Land готовится к масштабной экспансии (237)
- Как зарабатывают на видео российские контент-мейкеры? (671)
- Почему букмекерская контора Pin-Up - лучший выбор для беттеров? (353)
- Чем готовы пожертвовать крупные телеграм-каналы? (625)
- Что делает ставки на шахматы хорошей причиной скачать приложение БК Пин Ап? (381)
- Сколько стоит регистрация товарного знака в 2024 году? (470)
- Когда у Rivers Casino Portsmouth появится собственный отель? (264)