Рекламная Полиграфия

ФЗ "О рекламе" в 2022 году - единая системы учета интернет-рекламы

В наступающем году в российском законодательстве начинают действовать новые правила, касающиеся регулирования рекламы в интернете. Давайте посмотрим на детали

 

Суть изменений в Интернет-Рекламе

Рекламодатели, рекламные системы и агентства в течение 30 дней с момента размещения рекламы должны будут передавать информацию о ней в Единую систему: сообщать о площадках, на которых показываются объявления, количестве показов, агентах и контрагентах, расходах и т. п. На данный момент предполагается, что информация о рекламных кампаниях и расходах будет доступна в личном кабинете системы минимум 5 лет, а сбором и анализом информации займутся ОРД – операторы рекламных данных.

Такой процесс предусмотрен Федеральным Законом «О внесении изменений в закон «О рекламе»» и подзаконными актами Роскомнадзора, которые более детально описывают роли участников рынка, их взаимодействие между собой, требования к ПО и другие вопросы, связанные с формированием системы.

Предполагается, что изменения повысят прозрачность рекламного рынка для клиента, упростят работу налоговой службы и добросовестных игроков (которые, например, вынуждены подтверждать сумму расходов на рекламу при снижении налогооблагаемой базы). Кроме того, они помогут в борьбе с мошенниками и противозаконной рекламой.

 

Есть вопросы, но нет ответов

Однако сейчас все подзаконные акты, связанные с изменениями в закон «О рекламе», требуют дополнительного обсуждения и правок. Много вопросов – как о самом механизме учета рекламы, так и о его юридическом отражении в тексте актов – остаются открытыми.

Также нет четкого ответа на ключевые, казалось бы, вопросы, например, смогут ли физические лица без статуса ИП, в том числе самозанятые, быть рекламодателями. Содержание документов не дает однозначного ответа.

У участников рынка появится серьезная нагрузка: придется собирать и обрабатывать много данных. К тому же, некоторую информацию участники должны будут передавать еще до запуска кампаний, чтобы получить числовой идентификатор (токен), необходимый для размещения рекламы. Полную же информацию нужно передавать в течение 30 дней с момента размещения рекламы. Однако узнать точные расходы можно из актов выполненных работ – их рекламные системы предоставляют в месяце, следующем за отчетным.

На схеме ниже отображен порядок передачи данных об интернет-рекламе:

222

 

Рекламодатели могут лишиться площадок в иностранных соцсетях

Не исключено, что россияне — как физические, так и юридические лица — не смогут размещать рекламу в Facebook, Instagram, Twitter, YouTube и сервисе «Google Реклама» (Google Ads). Запрет может появиться, если зарубежные IT-компании не подчинятся российскому «закону о приземлении». Что это значит?

Начнем издалека. В июне 2021 года Госдума приняла Федеральный закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации». Сами депутаты назвали его «законом о приземлении западных IT-гигантов». Согласно новым требованиям, иностранные сервисы должны прописаться в России:

  • создать представительства или филиалы на территории РФ;
  • соблюдать российские законы, удалять информацию, признанную в России запрещенной;
  • завести личный кабинет на сайте Роскомнадзора;
  • разместить у себя специальную форму обратной связи.

Закон регулирует деятельность «всех иностранных лиц в сети Интернет на территории РФ». В тексте разъясняется, что требования распространяются на все информационные ресурсы, принадлежащие иностранным лицам, которые посещают более 500 тысяч россиян в сутки. Роскомнадзор уже начал вести реестр таких лиц: на момент написания этого текста в нем содержались 13 компаний и 22 информационных ресурса. Среди них — Google, Apple, Meta (Facebook и Instagram), Twitter, TikTok, Zoom и другие.

Если эти компании не «приземлятся» в России, Роскомнадзор будет принимать «меры понуждения» — вплоть до замедления и блокировок на территории России. Список таких мер изложен в статье 9 нового закона.

Так вот, среди «мер понуждения» есть три важных пункта:

  • запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица;
  • запрет на распространение рекламы иностранного лица в России;
  • ограничение осуществления переводов денежных средств и приема платежей физических и юридических лиц в пользу иностранного лица.

То есть, если зарубежная площадка не будет выполнять требования закона, Роскомнадзор может запретить российским физическим и юридическим лицам размещать там рекламу.

И наоборот — российские рекламораспространители не смогут рекламировать наказанные иностранные информационные ресурсы.

Это по-своему интересное решение: если нельзя в чем-то ограничить иностранную компанию, то всегда можно что-то запретить российским пользователям. Их-то наказать гораздо проще.

Стоит обратить внимание, что запрет касается не только рекламы, но и переводов денег. То есть при включении «мер понуждения» россияне не смогут оплачивать и другие услуги. Например, нельзя оформить платный тариф на платформе Zoom (Роскомнадзор уже внес сервис в свой реестр).

Россиян, проигнорировавших запрет, будут наказывать как нарушителей Федерального закона «О рекламе». Соответствующие изменения туда уже внесены.

  • Рекламировать иностранных лиц и их информационные ресурсы, включенные в реестр Роскомнадзора и не соблюдающие требования «закона о приземлении», запрещает пункт 11 статьи 7 ФЗ «О рекламе». Обратите внимание, ответственность за нарушение ложится как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.
  • Размещать рекламу на ресурсах зарубежных компаний, в отношении которых приняты «меры понуждения», россиянам запрещает пункт 10.4 статьи 5 ФЗ «О рекламе». И тут отвечать за правонарушение будет только рекламодатель, то есть российское лицо.

 

Штрафы и наказания

Наказание и в первом, и во втором случае последует по статье 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе» — штраф:

  • для граждан — 2000—2500 руб.;
  • для должностных лиц — 4000—20 000 руб.;
  • для юридических лиц — 100 000—500 000 руб.

Российское правительство уже позаботилось о возможности установить упрощенный порядок рассмотрения таких дел для Федеральной антимонопольной службы. В конце 2021 года ФАС внесла на рассмотрение проект постановления, по которому антимонопольщики смогут в заочном режиме в течение недели рассматривать дела о нарушениях законодательства о рекламе иностранными IT-корпорациями.

В такой ситуации под удар случайно могут попасть вполне добросовестные отечественные рекламодатели и рекламораспространители. Ведь можно разместить у себя рекламу иностранного сервиса или заказать свою рекламу в зарубежной соцсети — а они окажутся под «мерами понуждения»!

Выход пока просматривается только один: регулярно мониторить реестр Роскомнадзора. В нем можно проверить, содержится ли там конкретная иностранная компания или площадка, выполняет ли она требования о «приземлении». Отметим: на середину декабря ни одна корпорация, внесенная в реестр, в России еще не «приземлилась».

просмотров 933
Другие статьи в рубрике "Интернет реклама"
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
Реклама на сайте:
0.03